Файл: Сатирические образы человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая карта


Тема урока:

«Сатирические образы человека» (6 класс)

(слайд№1 презентации урока)

Цель:

Формирование представления о выразительных возможностях карикатуры, создание шаржа.

(слайд№2 презентации урока)

Идея:

Личное принятие собственной индивидуальности и дружеское, толерантное отношение к особенностям другого человека.

(слайд№2 презентации урока)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Приветствие уч-ся, наличие учащихся, готовность к уроку в группах. Пояснения «как мы будем работать на уроке» - «сингапурская технология».

На экране слайд: «Работа на уроке» (слайд№3 презентации урока) - картинка «Мэнэдж Мэт»

для организации эффективного учебного процесса в команде + правила работы в группе (такие же картинки у каждой группы на партах)

На экране слайд с картинками (слайд № 3-4 презентации урока).

Вместе рассматриваем «алгоритм работы» в группе, ребята дают пояснения картинкам на слайде №3 (успешность и не успешность в группе…)

МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Актуализация

Внимание на экран
- Что вы увидели?

- Что вы можете сказать о них?

- Они вызывают улыбку? Почему?

- Что именно производит комическое впечатление и вызывает смех у зрителя?
- Сознательно ли это делает художник? Чего он хочет добиться таким приёмом?

- Как называются такие изображения?

- Чтобы определить тему урока – реши ребус (задание для групп)



На экране слайдшоу.

На экране слайд с картинками (слайд№ 5 презентации урока) : шаржи на известных людей.

- портреты весёлые, смешные, известные люди
- нарушены пропорции изображения, преувеличены черты изображаемых людей


(слайд № 6 презентации урока)

Тема урока: Карикатура, шарж



Личностные:

мотивация на освоение новой информации

Проблематизация

- Вам знаком этот человек?

Альберт Эйнштейн – физик-теоретик, в 1921 году получил Нобелевскую премию в области физики. Написал свыше трехсот научных работ по физике и почти две сотни книг на исторические и философские темы.
- Сравните.

- А чем отличается это изображение?

- Как вы думаете, ученому бы понравился этот шарж?

- Почему?

Ученый обладал отменным чувством юмора, когда его спрашивали, где находится его лаборатория, он просто показывал шариковую ручку.

Он оставил после себя множество афоризмов, например:«Вы думаете, всё так просто - Да, всё просто. Но совсем не так».

- Как вы думаете, художник сознательно это делает:подмечает в человеке и намеренно изображает преувеличенными некоторые особенности лица и фигуры, мимики?

- Чего хочет добиться художник таким приёмом: посмеяться над человеком или вызвать добрую улыбку?

- Если мы будем создавать сатирический образ, какая перед нами будет стоять проблема?

На экране: (слайд № 7 презентации урока) - Это известный ученый Эйнштейн

- Физик-теоретик

- Нобелевский лауреат

- Создатель теории относительности (проходят в школе) и автор многих других открытий

Появляется рядом с его фото:

- Портрет в графике, портрет в живописи

- Шарж (смешной и добродушный образ)
......

……

……

- Как правильно нарисовать шарж, чтобы не обидеть человека?


Познавательные:

- сравнить изображения

- выделять главное отличие

Коммуникативные:

- отвечать на вопросы

- участвовать в обсуждении


Регулятивные:

Формулировать проблему

Целеполагание

- Какую поставим цель урока?

- Создать дружеский шарж.

Регулятивные:

Самостоятельно ставить цель

Планирование

– Что для этого нужно?

1) рассмотреть работы художников-карикатуристов (учебник с.116-119)

2) выявить приёмы создания сатирического образа

3) использовать их в своей творческой работе

Регулятивные:

Планировать свою деятельность на уроке

ЭТАП ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

На экране: (слайд № 8-12 презентации урока)

Освоение новых понятий «КАРИКАТУРА» и «ШАРЖ»

Освоение метапредметного способа коммуникативное взаимодействие в группе

Освоение предметного способа – восприятие и осмысление произведений художников-карикатуристов и создание собственных сатирических образов

- Попробуем разобраться, какие существуют виды карикатуры (задание для групп)
Этапы работы в группе:

- Работа с « партнёром по лицу»

- Работа с «партнёром по плечу»

- «Общее видение»

- Результат на бумаге


- Проверь себя!

На экране: (слайд № 13-21 презентации урока)

- Давайте сверим ваш результат (каждая группа даст свой ответ)


На экране: (слайд № 22-27 презентации урока)



Задание 1: Шарж вашей группы

- Используя новые знания,

попробуйте себя в роли художников-карикатуристов.

- Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши МАЛЬЧИШКИ?
- Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши ДЕВЧОНКИ?

На экране: (слайд № 28 презентации урока)

Этапы работы в группе:

- Работа с « партнёром по лицу»

- Работа с «партнёром по плечу»

- «Общее видение» творческой работы на бумаге.

- Представьте вашу работу для просмотра на нашу

«импровизированную» выставку в классе.

Задание 2: Шарж на себя

На экране: (слайд № 29-30 презентации урока)

Посмотрите на себя в зеркало - постарайтесь увидеть свою особенность. Попробуйте сделать шарж на себя.


I. Работа в группах (4 человека)

На столах карточки (репродукции для каждой группы):

1) Шарж

2) Гротеск

3) Карикатура юмористическая

4) Карикатура сатирическая

5) Карикатура политическая
Задание: Своими словами рассказать о конкретном виде карикатуры

по его изображению.
Выступления групп

Ответы учащихся
Алгоритм выполнения работы:

Вспоминаем полученные знания на предыдущих уроках по теме «Портрет»

1 этап: Правильно выбрать ракурс

2 этап: Построение головы

3 этап: Характерные ЧЕРТЫ ЛИЦА

Автор подмечает в человеке его особенности и намеренноизображает преувеличенными некоторые особенности лица и фигуры, мимики и осанки, и делает их более заметными. Рисунок обязательно решает задачу подчеркнуть, выделить, усилить особые качества натуры. Это приём усиления, преувеличения реальных пропорций: длинное становится ещё длиннее, широкое - ещё шире, острое - ещё острее, а круглое превращается в шар

4 этап: Раскраска
II. Работа в группах (4 человека)

6-8 групп, столы маркированы:

На экране: (слайд № 31 презентации урока)

Задание для группы на уроке: Нарисуйте «ШАРЖ» вашей творческой группы (4 человека).

Попробуйте выделить характерные особенности каждого из вас, а также вы можете включить в «общий портрет» ваши увлечения (музыка, рисование, спорт и т.п.)

Время на работу 10 минут. Используйте цветные маркеры и карандаши.

Проявите креативность в вашем совместном творчестве!
Представление шаржа своей группы


III. Индивидуальная работа: (слайд № 32 презентации урока)

- Моё отражение в зеркале…
- Нравлюсь ли я себе?

- Я – индивидуальность? (например, у меня красивые волосы…но…)

- Я – индивидуальность! (веснушки - моя особенность……)

Познавательные:

Знакомство между собой

Узнать друг о друге больше

Коммуникативные:

Сотрудничать в процессе работы в группе

Высказывать собственную точку зрения


Личностные

Принятие собственной индивидуальности и дружеское отношение к одноклассникам

РЕФЛЕКСИЯ

Представление работы своей группе с пояснением:

- Какие приемы и почему использованы при создании шаржа на себя

Представление своих работ

в группах

Коммуникативные:

владеть монологической речью

ЦЕННОСТНОЕ ОБОБЩЕНИЕ

- Чем было для вас создание шаржа на себя?

- На своего одноклассника?

Ответы учащихся от каждой группы

Регулятивные:

Делать вывод

ВЗАИМООЦЕНКА

- Дайте друг другу оценку, удалось ли вам посмеяться по-доброму?

Домашнее задание: Попробуй сделать дружеский шарж своего друга или кумира, любимого артиста или членов вашей семьи. (слайд № 33-35)


Ответы учащихся.



Регулятивные:

Оценивать

Обобщать

Анализировать