Файл: Курсовая работа по дисциплине Методика обучения продуктивным видам деятельности на тему Лепка народной игрушки в ннод.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 392

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примерный тематический план занятий по лепке народной игрушки

 Петушок по мотивам дымковской игрушки (лепка по непосредственному восприятию) 

Программное содержание. Передавать форму основных частей игрушки и дополнять ее декоративными деталями. Делать украшения, выполняя их стекой, прищипыванием и налепами.

Материалы и оборудование. Глина, доски, стеки, дымковские игрушки на каждый стол.

Предварительная работа и связь с другими видами деятельности детей. На музыкальном занятии дети поют песенку про петушка. Во второй половине дня проводится беседа по знакомству с дымковской игрушкой.

Методические приемы. В начале занятия напомнить о том, что дымковские игрушки яркие, красочные. Показать петушка. Затем уточнить овальную форму туловища и головы. Рассмотреть мелкие детали. Показать, как от овала можно оттянуть шею и голову; предложить подумать, как изобразить хвост, крылья и как украсить фигурку, пользуясь разными способами. Если дети их забыли, то показать.

 Козлик по мотивам дымковской игрушки

(лепка по непосредственному восприятию) 

Программное содержание. Лепить козлика, составляя его из частей. Путем налепа делать рога. Стекой наносить детали.

Материалы и оборудование. Глина, доски, стеки, игрушки.

Предварительная работа и связь с другими видами деятельности детей. На занятии по родному языку прочитать сказку про козла. Загадать детям загадки, показать иллюстрации Ю. Васнецова с изображением козла. Рассмотреть дымковскую игрушку.

Методические приемы. Рассмотреть игрушку, полюбоваться ею. Показать, как нужно соединять и плотно скреплять части.

 Конь (по каргопольской игрушке) 

Программное содержание. Лепить с натуры, рассматривая игрушку со всех сторон. Лепить пластическим способом — из одного куска глины туловище, шею и голову. В процессе лепки передавать выразительные особенности игрушки: маленькая голова, опущенная вниз; изогнутая шея с гривой; удлиненное туловище и прямые ноги, немного расставленные в стороны.


Материалы и оборудование. Глина, станки, стеки, мокрые тряпочки. Каргопольская игрушка конь.

Предварительная работа и знакомство детей с народным творчеством. Показать и рассказать об особенностях каргопольской игрушки.

Методические приемы. Рассмотреть несколько игрушек и уточнить выразительные особенности, которые дети должны передать. Сказать, что дети уже знают, как лепить туловище и ноги животных из одного куска глины, но есть еще один способ. Из одного куска вылепить туловище, шею и голову. Показать этот способ, подчеркивая красоту пластики при переходе одной части в другую. Предложить детям остальные части фигурки и детали оформления изобразить самостоятельно. 

 Петушок (по дымковской игрушке) 

Программное содержание. Учить от общей формы (овоида) вытягивать шею и голову петуха, а затем путем налепов изображать гребешок, крылья и хвост. Закреплять умение плотно скреплять части, устанавливать фигурку на подставку.

Материалы и оборудование. Глина, станки, стеки, мокрые тряпочки, дымковская игрушка петушок.

Предварительная работа и знакомство детей с народным творчеством. Беседа о дымковских игрушках.

Методические приемы. Рассмотреть игрушку-петушка, спросить о его выразительных особенностях. Попросить подумать, как можно вылепить петушка. Игрушка остается на подставке или поворотном круге, дети могут подходить и рассматривать игрушку по мере необходимости.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином.

В ходе данной работы были изучены основные виды и приёмы лепки, применяемые на занятиях лепкой в дошкольном учреждении. Это три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.

Основные приёмы лепки: по участию ладони (в младшем дошкольном возрасте): скатывание, сплющивание, раскатывание; по участию пальцев (со средней группы, старшая, подготовительная группы): прищипывание, оттягивание, соединение, вдавливание, сглаживание.

Рассмотрены способы соединения деталей из различных материалов, особенности сушки и соединения небольших вертикальных изделий, приемы использования подручных средств,

правила выполнения сборных конструкций, использование при оформлении и изготовлении поделки подручных средств, сборка конструкций из глины, самостоятельное определение технологии изготовления поделки, анализ готового изделия, сравнение своего изделия с изделием товарища, творческий подход к выполнению работы.

Также были изучены виды пластичных материалов, используемых на занятиях лепкой в дошкольном учреждении (глина, пластилин, солёное тесто). В частности, глина как основной материал для изготовления народной дымковской игрушки.

Произведен обзор инструментов и оборудования для лепки на занятиях лепкой в дошкольном учреждении (доска для лепки, стеки для обработки глины, печатки для украшения лепных работ, блюдца для воды, тряпочка, краски, кисть).

Во второй главе данной работы разработан план-конспект занятий по лепке в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста на тему дымковской народной игрушки. План-конспект состоит из нескольких частей: предварительная беседа, лепка игрушки и роспись готового изделия. Разработан подробный сценарий проведения занятия, описана предварительная подготовка к проведению такого занятия (беседы на тему народной игрушки), поставлены программные задачи, предложены материалы и оборудования для проведения занятий и ход его проведения.

В третьей главе работы был предложен тематический план цикла занятий лепкой в дошкольном учреждении на примере изготовления из пластичных материалов народных игрушек. Именно лепка народных игрушек, потому что занятия с использованием предметов народного творчества помогают развивать умственную деятельность маленького ребенка, а формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Лепка является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

ИНФРОМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ


1. Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 1974, №9. - 82 -85 с.

2. Горностаева Л. Игрушки в детском саду // Дошкольное воспитание, 1973, №2. - 20-24 с.

3. Крупская Н.К. Об игрушках для дошколят. - Пед. соч., т. 6.

4. Линькова Н.П. Игры, игрушки и воспитание способностей. - М.: Просвещение, 1969. - 7-34 с.

5. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1988, №2. - 123-128 с.

6. Павлова Л. Какие игрушки предпочитают малыши // Дошкольное воспитание, 1997, №12. - 86-89 с.

7. Усова А.П. «Роль игры в воспитании детей» Под редакцией А.В. Запорожца. Москва «Просвещение» 1976.

8. Флерина Е.А. Игра и игрушка. М., 1973.

9. Халезова Н.Б. Лепка в детском  саду.- М., Просвещение, 1986 г.

10. Боброва З.А. Лепка // Григорьева Г. Г. Изобразительная де­ятельность дошкольника. — М., 1999.

11. Ватагин В. А. Изображение животного. Записки анималиста.— М., 1957.

13.Голубкина А. С. Несколько слов о ремесле скульптора.— М., 1960.

14. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В. Декоративное искусство — детям. — М., 1976.

15. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. — М., 1970.

16. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. — М., 1980.

17. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. — М., 1984.