Файл: Курсовая работа по дисциплине Методика обучения продуктивным видам деятельности на тему Лепка народной игрушки в ннод.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 391

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Народная игрушка является культурным наследием подобно родной речи, сказке, песне. Народные игрушки тысячелетиями воспитывали ребенка, они проверены детской любовью к ней, детской игрой. Игрушке каждого народа свойственны свои педагогические, художественные и технические традиции. 
Исследователями народной игрушки были Е.А. Покровский, И.Д. Бартрам, Л.Г. Оршанский.

Они отмечали, что  в народной игрушке нет надуманности, она формировалась в тот период, когда интересы взрослых и детей были близки друг к другу, когда творчество тех и других имело много общих черт, когда в психике и мироощущении тех и других была естественная близость, когда игрушка была интересна и детям и взрослым. «Величайшая правда и простота мироощущения, большая выразительность и целесообразность, стремление понять окружающее и овладеть им обеспечивало игрушке все педагогические качества: она радовала, развивала творчество, учила понимать окружающую жизнь, учила владеть основными видами труда взрослых».

В народной игрушке  передается любовь и ласка, веселость и смех, знания и умения – в этом сила ее влияния на ребенка. В народной игрушке много теплоты, которая выражается в заботливом, любовном ее исполнении: брызжущая красками глиняная дымковская игрушка; солнечная деревянная семеновская игрушка; праздничные, яркие, красные городецкие кони. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка своей незамысловатой техникой движения, звучанием, своей сказочной, декоративной трактовкой.

Народная педагогика создала все основные типы игрушек  для каждого возраста: погремушки для детей раннего возраста (с шумом, движением, яркой окраской); каталки для малыша 2–4 лет (городецкие коньки, семеновские петрушки, кировские вертушки и др.).

Лошади и  другие животные на колесах, разнообразные  животные – богородские деревянные и загорские из папье-маше, разборные игрушки и многое другое. Мяч и обруч являются древнейшими народными игрушками, созданными одновременно у разных народов. Бабенские токари создавали «дидактические» разборные игрушки: пирамидки, матрешки, складные яйца, бочонки и т.п. В оформлении народной игрушки мастером учитываются особенности возраста детей: более упрощенная, условная по цвету и форме игрушка для малышей – свистульки, городецкие кони, и более 
реалистическая для старших – богородская резьба.


Народная игрушка не просто радует, забавляет и эстетически  развивает, она дает простор творческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду и технике.

Народная игрушка  содержит в себе художественную культуру народного творчества, развивает самобытные черты эстетики своего народа. Русская народная игрушка полна традициями национального русского искусства: упрощенность и четкая ритмичность формы, декоративность росписи, орнаментальность.

Е.А. Флерина отмечает, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает в ребенке национальных черт эстетического чувства, как народная игрушка, которую ребенок любит, с которой он активно и творчески действует. Техника народной игрушки всегда простая, доступная детскому восприятию и часто очень остроумная, построена на простейших законах техники и механики.

В игрушке народ  дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство.

Важно разделять  группы народных игрушек, среди которых  одни могут быть предназначены для  детей, а другие – быть предметом эстетического быта. 
Сейчас как никогда важно изучать и собирать народные игрушки, поддерживать и укреплять традиции народной игрушки, создавая игрушки по типу народных, но с учетом современной тематики.


      1. Подготовка детей к занятиям лепки народных игрушек

Познакомив  ребят с игрушками одного промысла, можно начать знакомить с другой игрушкой.

Каргопольская игрушка. Беседу о каргопольской игрушке хорошо проводить в сравнении с дымковской, что поможет детям лучше понять особенности каждого промысла. Дымковская игрушка статична, она как бы замерла в одном положении, а каргопольская — динамична: старичок собирает грибы, рубит дрова или поит лошадь.

Отличает каргопольскую  игрушку и скромность оформления (без налепов и яркой росписи). После сравнения игрушек детям  можно рассказать о том, что город  Каргополь находится на севере, он окружен лесами, где много птиц, зверей и грибов. В этом городе талантливые умельцы, которые в своих мастерских длинными зимними вечерами делают забавные игрушки для маленьких детей. Способы выполнения каргопольских игрушек мало отличаются от тех, которые применяют в других промыслах, а поэтому нет надобности посвящать занятие их демонстрации.



Через несколько  дней после беседы дети могут лепить игрушки. Опыт лепки дымковской игрушки, как уже отмечалось, должен помочь детям под руководством взрослого  разобраться в способах изображения, а также понять особенности формы. Дети могут вылепить самые разнообразные фигурки: барыню, собачку, уточку, коня, старика с корзиной грибов. Динамика народной игрушки дает возможность детям перейти к изображению фигурок с более сложными движениями. Так, от лепки танцующих фигурок можно перейти к изображению танцующих детей. Причем предварительно ребята сами могут показать танцевальные движения.

Лепка собачки  по игрушке даст возможность подвести детей к изображению щенка, которого они видели на прогулке. Каргопольская лошадка поможет детям в лепке коня.

Обучая детей  лепке по народной игрушке, важно  научить их основам изображения, и если ребенок понял, как изображается собака, то вылепить коня ему не трудно. Задача воспитателя — помочь детям  разобраться в соотношении частей: голова относительно небольшая, шея короткая, высокие ноги и массивное туловище. Понять эти соотношения детям 5—6 лет еще сложно. Особенно им трудно вылепить шею и голову в нужных пропорциях, поэтому удобнее всего лепить эти части из одного куска, а туловище и ноги из другого, т. е. так же, как это делают народные мастера. Ребенок может лепить и по-своему. Но в конце занятия ему надо сказать и показать, что есть другой способ изображения, и тоже очень хороший.

Филимоновская игрушка. Знакомство с этой игрушкой можно провести в форме интересной игры-загадки. Все игрушки стоят на столе и загорожены красивой маленькой ширмой. Воспитатель берет за ширмой одну фигурку и предлагает детям рассказать, кого она изображает, описать ее выразительные особенности, форму, пропорции, мелкие детали и способ росписи. Когда все игрушки окажутся на столе, воспитатель говорит детям, что такие забавные фигурки делают в деревне Филимоново, поэтому игрушка и называется «филимоновская». Мы уже говорили, что эта игрушка очень условна, и только по одному или двум признакам ребенок может определить, кого она изображает. Так, корова изображается на толстых, коротких ногах с длинной шеей и маленькой головой с тугими, крутыми рогами. Игрушка забавна и вызывает детей на веселую, непринужденную беседу. Из-за большой условности формы детям можно предложить для лепки лишь самые понятные по своим пропорциям игрушки: женские фигурки, коня с наездником, кота с гармошкой и аналогичные по трудности фигурки.


Калининская игрушка  интересна по своему пластическому решению: утки с утятами, гуси и лебеди. Игрушки украшены на-лепами и расписаны эмалью, что делает их очень привлекательными. В старшей группе этими игрушками украшают групповую комнату, их можно лепить, любуясь пластикой перехода одной формы в другую. Лепят птиц из целого куска глины и украшают налепами, ритмично располагая их по объему созданной фигуры. Исходной формой любой птицы является овоид, из которого вытягиваются шея, голова и хвост. Гребешок и крылья изображаются налепами.

Выразительность птицы зависит от поворота шеи  и головы. Ребенок во время лепки  учится изображать не только форму, но и характерное движение птиц.

Богородская игрушка  также относится к народной художественной пластике. Мы уже говорили, что эти  игрушки выполнены с тонким юмором, а главный герой их — медведь, изображенный в виде мудрого, доброго и забавного зверя. Большая часть игрушек движущаяся, это и делает их особо выразительными.

Богородские игрушки  часто изображают героев сказок или  выполняются на тему событий, близких и понятных детям. Медведица с медвежонком смотрят, как летит спутник, мишка красит кистью ракету, медведь-дискобол, медведь с гармонью, мишка качает воду из колонки и другие. Каждая скульптура — законченное произведение искусства, где народный мастер нашел меру в решении формы, композиции и динамики. 
Знакомство детей с этой игрушкой проходит в два приема. Сначала организуется небольшая выставка, где воспитатель в роли экскурсовода рассказывает о том, что такие забавные игрушки делают мастера-резчики по дереву в деревне Богородское, недалеко от Москвы.

Самое интересное для детей — получить эту игрушку  в руки и поиграть с ней, привести ее в действие. После того как  дети удовлетворят свое любопытство, с  ними можно поговорить и об особенностях игрушки. В беседе могут участвовать все дети или подгруппа. Небольшой группе детей легче объяснить и показать особенности игрушки: форму, мелкие детали головы и рельефную фактуру. Богородская игрушка своей выразительностью производит на детей сильное впечатление, в результате чего ребята лепят не только фигурки медведей, но и других животных. 
В начале занятий воспитатель лишь напоминает о тех игрушках, которые они видели, или демонстрирует две из них. Способы лепки показывать не следует, так как определенный опыт у детей есть, и они должны сами найти способ изображения.

    1. 1   2   3