Файл: Курсовая работа по дисциплине Методика обучения продуктивным видам деятельности на тему Лепка народной игрушки в ннод.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 393

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Полезно предлагать детям украшать орнаментом декоративные пластинки и другие настенные украшения.

Работа над декоративной пластинкой учит детей обращению с инструментом, учит различным приемам лепки, а главное - красивому декоративному заполнению пространства. Некоторые элементы можно наносить специальной стекой - печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника и др. В качестве таких печаток используют гвозди, винты со шляпками разной формы. Заостренными стеками рисуют узор на глиняной пластинке, а затем раскрашивают его гуашью или выкладывают по нему рельеф, который является наиболее сложным видом декоративной лепки. При создании рельефа на пластинку наносится рисунок и по рисунку выкладывается лепной орнамент, несколько выступающий над общей поверхностью пластинки. Работа над лепным орнаментом влияет на развитие мелких мышц кисти руки ребенка, учит его работать кончиками пальцев, делать их более гибкими и чувствительными к форме.

Приемы лепки можно разделить на две группы: в одних работает ладонь, в других - пальцы.

1. По участию ладони (в младшем дошкольном возрасте):

– скатывание,

- сплющивание,

- раскатывание.

2.По участию пальцев (со средней группы, старшая, подготовительная группы):

- прищипывание,

- оттягивание,

- соединение,

- вдавливание,

- сглаживание.

При конструктивном способе лепки используют­ся следующие приемы: открутить, отщипнуть, разрезать стекой или ниткой.

При пластическом способе: раскатать, согнуть, скатать, вытянуть, расплющить.

При соединении частей изделия используются приемы: прижать, примазать, вдавить.

Все перечисленные приемы применимы в работе с любыми пластичными мягкими материалами. Но так как любой материал обладает особыми, свойственными только ему качествами, в работе с каждым из них есть своя специфика.

Используя мягкие пластичные материалы, надо знать, что не следует лепить все мелкие детали выбранного объекта. Необходимо передать то глав­ное, что отличает один предмет от другого, или не­что характерное для человека, животного, птицы - движение, настроение.

Чтобы верно передавать форму и строение предмета, надо обучиться определенным способам и приемам лепки. Существует три способа лепки.

Конструктивный является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепится по частям. 

Пластический предполагает, что все изделие выполняется из целого куска без деле­ния на части. 


Комбинированный включает в себя как пластический, так и конструктивный способы при лепке одного изделия.

    1. Материалы и оборудование для лепки

Успехи детей на занятиях лепкой во многом зависят от того, какими пластическими материалами они пользуются. Никакие другие виды творчества не дают возможности так осязаемо по­чувствовать материал, как лепка. Материал, из которого ребенок лепит, должен быть доступен ему по физическим возможностям и приятным для работы.

Глина. Это самый доступный природный материал для занятий лепкой в любом возрасте. Мягкость глины дает возможность ис­пользовать ее на занятиях с самыми маленькими детьми. Глина целебна, это самый безопасный материал. Практически глина встречается почти во всех местностях и запасти ее не представляет трудности. Хорошая глина встречается в тех местностях, где име­ются гончарные производства. Там глина натриевая, пластичная, хорошо лепится, при сушке и закалке в муфельной печи не лопается, она мелкозернистая, красивого оттенка. Там, где глина калъциевая, гончарные производства не возникали. Эта глина ломается при лепке, недостаточно пластична, при закалке в печи лопается и взрывается. Использовать ее в лепке с детьми можно, но только для вылепливания крупных форм, так как мелкие детали при закалке отваливаются.

Найдя глину, нужно попробовать ее на лепкость. Если смочен­ный кусочек глины растягивается между большим и указательным пальцами, не рвется, то глина пригодна для лепки. Глину хранят в сухом виде. К работе ее готовят за неделю.

Подготовка глины к занятию.

Куски глины кладут в ведро, заливают водой так, чтобы верхний слой оставался сухим, на следующий день глина размякнет и осядет, а вода накроет ее сверху. Воду нужно слить, а глину оставить на три-четыре дня подсохнуть. После этого глину замешивают, как тесто, и отминают кулаками. Когда она перестает прилипать к рукам, ее отбивают. Скатывают кусок глины в шар и с силой бросают его в таз, затем снова скатывают в шар. Таким образом отбивают всю гли­ну. Она изменяет свою структуру и становится лепкой. После это­го глину переминают, отбивают деревянной колотушкой или рас­катывают скалкой, свертывают и снова раскатывают, удаляя из глины пузырьки воздуха. Глина становится однородной и пла­стичной. Ее снова скатывают в небольшие шары, складывают в двойной полиэтиленовый пакет и туго завязывают. При таком хранении глина готова к лепке в течение месяца. Время от времени ее обрызги­вают водой.



Глину, засоренную кусками древесины, камнями или металлическими частицами, «отмучивают» (дробят молотком, помещают в сосуд и зали­вают водой так, чтобы получилась довольно жидкая масса, затем берут другой сосуд и сливают в него через решето или эластичную ткань содер­жимое первого сосуда, чистую массу выпаривают в теплом месте). Про­цесс отмучивания длительный, и поэтому целесообразнее проводить его летом.

На занятии воспитатель раздает детям глиняные шары и по­крывает их мокрой тряпочкой, так как глина быстро подсыхает и теряет лепкость. В работе с этим материалом нельзя использовать каркасы, при высыхании глина дает усадку и изделие лопается.

При работе все детали примазываются смоченным водой пальцем или мокрой тряпочкой, шероховатости убираются стекой и за­глаживаются пальцами. Когда вылепленная вещь слегка подсох­нет и покроется легкой корочкой, ее можно загладить и отполи­ровать голышом. Этот процесс называется лощение, он придает изделию завершенный вид. После этого на поверхность наносятся узоры или штрихи тонким шилом. Когда вылепленная и декори­рованная вещь готова, ее просушивают неделю вдали от окна и сквозняков. Только после этого ее закаливают в муфельной печи в течение 6-7 ч, а вынимают из печи лишь на другой день. Глина приобретает красный цвет. Названия глинам - красная, белая, черная — даются после обжига. Если нет муфельной печи, изде­лие можно закалить в обыкновенном жарочном шкафу, оно хорошо просушится, затвердеет, но керамикой не станет. В сыром состоянии вылепленную вещь можно инкрустировать битым бутылочным стеклом зеленого и коричневого цвета, голубой смальтой, бисером, кусочками цветного стекла. После закалки в муфельной печи они превращаются в круглые блестящие шари­ки, похожие на драгоценные камни, иногда из них образуются красивые потеки. Все это очень украшает вещь. Разумеется, ин­крустировать изделие битым стеклом может только воспитатель и не на глазах у детей. Однако готовой вещью необходимо по­любоваться, стекло переливается, образуются яркие, таинствен­ные блики, а черные глаза блестят, как живые. У детей при этом развивается воображение, эстетическое восприятие, закрепляет­ся интерес к деятельности.

Изделие из глины можно покрыть ангобом. Это глина другого цвета, разведенная водой до густоты сметаны. Она наносится на вылепленную вещь до обжига и помогает скрыть неровность по­верхности, придавая ей приятный матовый неяркий цвет. Наносят ее широкой мягкой кистью. Ангоб является украшением и
потому им покрывают только часть поверхности, одежду, выпуклую часть сосуда, крышу домика, орнамент на барельефе.

Пластилин. Это искусственно созданный пластический мате­риал из сочетания глины, воска, масел и красителей. Пластилин - материал упругий и непосредственно перед употреблением его следует равномерно разогреть и размять. Лучше всего это делать в теплой воде. Пластилин бывает однотонным и цветным. Одно­тонный пластилин в скульптуре помогает передать целостность формы, а цветной - реальный цвет изображаемого предмета и сделать вещь более выразительной. Пластилин можно смешивать и получать новые цвета и оттенки. Лучше использовать отечест­венный пластилин санкт-петербургского производства, он более пластичный и лепкий. Импортный пластилин имеет слабую лепкость, детали отваливаются, их трудно примазать. Недостатком его являются и слишком крикливые ненатуральные цвета.

Вещь, вылепленная из пластилина, должна иметь хорошо за­глаженную поверхность. Заглаживают ее пальцем, смоченным водой, и тогда поверхность становится как бы полированной, блестящей. В процессе лепки из пластилина пальцы или изделие следует смачивать, тогда лепить приятно и легко. Готовое изделие можно окунуть в парафин, разогретый на водяной бане. Это сглаживает все шероховатости, придает изделию завершенность, и оно хорошо сохраняется в течение многих лет. Работа с парафи­ном требует быстроты, иначе пластилин расплавится, а плохо разогретый, непрозрачный парафин покроет изделие беловатой коркой. Работать с парафином несложно и безопасно, так как температура плавления у него низкая, но все же обрабатывать Парафином вещи должен воспитатель.

Тесто. Если есть мука, непригодная для еды, ее можно исполь­зовать для приготовления теста для лепки. Это мягкий, приятный для рук пластичный материал, все шероховатости лепки сглажи­ваются сами при высыхании фигурки, и она приобретает какую-то особую нежность. У этого материала прекрасная лепкость, поэтому он удобен в работе с младшими дошкольниками. Розо­вые свинки, птички, мышки, зеленые лягушки, тритончики, крокодильчики, желтые колобки, оранжевые морковки - все это дос­тупно малышам для лепки. Тесто - единственный живой матери­ал, который изменяет форму после прикосновения к нему, слегка «подходит» и выравнивает форму вылепленной вещи.

Можно приготовить тесто любых цветов и оттенков.


Первый вариант приготовления теста: смешать стакан муки и стакан соли, добавить ⅓ стакана воды, в которой размешано ½чайной ложки маргарина и цветной гуаши. Гуашь можно заме­нить высохшим фломастером, если его волокна вскипятить в воде с маргарином, вынуть их, залить муку и быстро замесить тесто. Если тесто прилипает к рукам, надо повалять его в муке и снова помять. То же самое можно сделать, если тесто используется для лепки через несколько дней после приготовления.

Второй вариант: смешать стакан воды, столовую ложку мар­гарина, щепотку соли и краситель, вскипятить, охладить, доба­вить 3 стакана муки и быстро замесить тесто. Должна получиться консистенция пресного теста для пирогов. Лучше всего сразу использовать его в лепке. Высохшую фигурку можно раскрасить гуашевыми красками.

Оборудование. Свои работы дети лепят на дощечках. Это могут быть аккуратно выпиленные и зашкуренные фанерки, пластмас­совые пластины, квадраты из линолеума. Старшим дошкольни­кам удобнее пользоваться настольными станками с вращающимся кругом, чтобы во время работы рассматривать и лепить свою работу со всех сторон. В процессе лепки дети пользуются стеками. Это палочки, с одной стороны заостренные, с другой заточенные в виде лопаточки или ножичка. Стеки свивают и из стальной проволоки в виде узкой петли, чтобы снимать лишнюю глину. Для штампиков можно использовать палочки разного диаметра или пеналы от фломастеров. На каждом столе должны стоять 2 устой­чивые банки с горячей и холодной водой, если дети работают с пластилином.

Наличие разнообразного материала, удобное оборудование привлекают детей к занятиям лепкой и дают им творческую свободу.

Итак, для занятий лепкой нам понадобятся:

- глина (пластилин);

- доска для лепки;

- стеки для обработки глины;

- печатки для украшения лепных работ;

- блюдца для воды;

- тряпочка;

- краски;

- кисть

 ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА ПЛАНА – КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЙ ПО ЛЕПКЕ

Воспитателю нужно знать народные промыслы, историю их возникновения, но прежде всего он должен понимать и любить народное декоративно-прикладное искусство, знать, к какому народному промыслу относится та или иная игрушка, уметь рассказать о мастерах, которые делают игрушки, и рассказать это увлекательно, чтобы заинтересовать маленького ребенка.

2.1. Предварительная работа перед практическими занятиями по лепке народной игрушки