Файл: Курсовая на тему Инвестиции. Инвестиционная политика. Составил Проверил.doc
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В последние годы динамика регистрации предприятий с иностранными инвестициями несколько снизилась (в 1995 г. — 460, что почти на 10% меньше, чем в 1994 г.). Причем это снижение наблюдалось по всем территориям Дальневосточного региона (табл. 1).
Число предприятий с иностранными инвестициями.
Табл.1
Территории региона: | 1988 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | Итого |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Всего: | 100 | 225 | 579 | 789 | 508 | 460 | 2661 |
в том числе | | | | | | | |
Приморский край | 51 | 80 | 235 | 337 | 261 | 255 | 1219 |
Хабаровский край | 13 | 38 | 149 | 207 | 91 | 66 | 564 |
Сахалинская обл. | 15 | 61 | 84 | 101 | 69 | 43 | 373 |
Амурская обл. | 3 | 10 | 36 | 50 | 17 | 25 | 141 |
Камчатская обл. | 4 | 19 | 29 | 11 | 17 | 30 | 110 |
Магаданская обл. | 7 | 8 | 30 | 5 | 31 | 20 | 101 |
Еврейская автономная. Обл. | — | — | — | 68 | 8 | 9 | 85 |
Республика Саха (Якутия) | 7 | 9 | 16 | 10 | 14 | 12 | 68 |
13.3. География инвестиций.
Наибольшее число предприятий с иностранными инвестициями сосредоточено в Приморском (45,8%) и Хабаровском (21,2%) краях, а также в Сахалинской области (14%). Ведущее место на Дальнем Востоке занимают
инвесторы Японии, Китая, Республики Корея и США.
В Приморском крае более 50°о приходится на предприятия с китайскими инвестициями, Хабаровском крае около 40%, Амурской области — 90%. Основной целью китайских предпринимателей-инвесторов являлось закрепление на рынке Дальневосточного региона (табл. 2).
Число действующих предприятий с китайскими инвестициями
Табл. 2
Территории региона | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | Сравнительно высока доля предприятий с японскими |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | (22%) и американскими |
Всего | 247 | 535 | 822 | 894 | (25,7%) инвестициями в |
в том числе | | | | | Камчатской области. Зна- |
Приморский край | 46 | 88 | 231 | 300 | чительное количество соз- |
Хабаровский край | 37 | 168 | 185 | 193 | данных в 1995 г. СП |
Сахалинская обл. | 88 | 101 | 198 | 210 | принадлежало российско- |
Амурская обл. | 13 | 44 | 57 | 46 | американским и россий- |
Камчатская обл. | 22 | 42 | 59 | 62 | ско-южнокорейским инве- |
Магаданская обл. | 21 | 36 | 37 | 25 | сторам, что характерно и |
Еврейская автономная. Обл. | — | 23 | 28 | 32 | для России в целом. |
Республика Саха (Якутия) | 20 | 33 | 27 | 26 | |
В среднесрочной перспективе сырьевой сектор может стать реальной базой для стабилизации экономической ситуации и накопления средств для более значительных последующих структурных преобразований.
Это подтверждает и анализ отраслевой структуры действующих предприятий с иностранным капиталом. Зарубежных партнеров по-прежнему привлекают наряду с отраслями с наиболее быстрым оборотом средств традиционные сырьевые отрасли — лесная и рыбная, с ориентацией на добычу продукции, частичную ее переработку и экспорт. В 1995 г. из 300 СП, приступивших к деятельности в Приморском крае, около 60% заняты в торговле и сфере услуг, а свыше 12% — в рыбной, лесной и деревообрабатывающей промышленности. В Камчатской области на долю предприятий, занятых в рыбной отрасли, приходится около 40%.
Весомый вклад предприятия с участием иностранного капитала вносят в развитие внешней торговли Дальнего Востока; на их долю приходится более 10% внешнеторгового оборота региона.
Динамика внешней торговли СП в последние годы, как и внешней торговли региона в целом, имела нестабильный характер (табл. 3).
Темпы роста внешней торговли совместных предприятий (1992 г. - 100%)
Табл. 3
Показатель | 1993 | 1994 | 1995 | Следует отметить продолжающееся сокраще- |
Экспорт Импорт | 64 65,8 | 76,8 86,3 | 131,7 142,2 | ние внешней торговли совместных предприятий с Китаем, что было характерным для |
всех территорий Дальнего Востока. Это связано с продолжающимся падением интереса дальневосточного населения к менее качественным товарам потребительского назначения (по сравнению с южнокорейскими и американскими), а также частичной переориентацией дальневосточных экспортных потоков с восточного направления на запад. 06 этом свидетельствует рост доли в географической структуре экспорта предприятий с иностранными инвестициями таких стран, как Швеция и Германия (на них приходится соответственно 9,4 и 7,3% экспорта СП Дальнего Востока).
13.4. Перспективы развития.
Недостаточный приток прямых иностранных инвестиций заставляет искать новые организационные формы совместной предпринимательской деятельности. В частности, заслуживают внимания предложения о создании зон экспортного производства и свободных таможенных зон на территории крупных морских портов Сахалина и Приморского края, в районах, прилегающих к российско-китайской границе в Амурской области и Хабаровском крае, а также в г. Находка с целью более активного включения этих территорий в сферу торгово-экономического сотрудничества со странами АТР.
Одной из наиболее привлекательных для иностранных инвесторов форм являются свободные экономические зоны, например, "Находка", где число предприятий с участием иностранного капитала достигло 18% всех таких предприятий, расположенных на Дальнем Востоке. Подавляющее большинство СП в этой СЭЗ, как и в регионе в целом, создано совместно с китайскими фирмами (около 60°о). В то же время, наиболее крупными инвесторами являются США и Япония. Так, объем американских инвестиций в расчете на одно российско-американское СП составляет $ 0,9 млн., в то время как аналогичный показатель по российско-китайским предприятиям на порядок меньше.
Отраслевая структура инвестиций в СЭЗ "Находка" в процентном отношении складывается следующим образом: 19,6% — транспорт, реклама, инженерные работы, компьютеры, программирование, юридические услуги, фрахт, услуги по внешнеэкономическим связям, казино; 15,3% — потребительские товары; 14,2% — коммерческие предложения; 14,9% — строительство; 10,7 — переработка сельскохозяйственной продукции; 8,9% — переработка древесины; 9,3% — туризм; 7,1% — технологическое производство.
В целом приток иностранных инвестиций в СЭЗ "Находка" в 1994 г. увеличился вдвое по сравнению с 1992—1993 гг. и составил $ 88 млн.
Потребность в финансировании инвестиционных и научно-технических проектов на Дальнем Востоке и в СЭЗ "Находка" будет возрастать. Поэтому Административным Комитетом СЭЗ зарегистрирован фонд поддержки малого и среднего бизнеса. В стадии рассмотрения находится и вопрос о создании специального венчурного фонда для финансирования быстро окупающихся проектов. Так, общая потребность Дальневосточного экономического региона в финансировании инвестиционных проектов только по Программе долгосрочного развития Дальнего Востока и Забайкалья составит в 1996—2005 гг. 335,3 трлн. рублей (в ценах 1995 г.).
Повышение инвестиционной активности возможно лишь при тесном взаимодействии федеральных и территориальных органов власти, что позволит максимально снизить инвестиционные риски и стимулировать сбережения и частные инвестиции. Реальным путем улучшения инвестиционного климата на Дальнем Востоке является предоставление большей самостоятельности и определенных преференций региону в сфере внешнеэкономических связей, включая вопросы привлечения иностранного капитала.
Задачами административных органов региона остаются поддержание основных систем жизнеобеспечения и социальной сферы, развитие инфраструктуры, вложения в которую не привлекательны для частных инвесторов, обеспечение поддержки производств, перспективных для выхода на внешние рынки, а также для формирования структуры более эффективной региональной экономики.
Таким образом, стратегические цели и приоритетные направления совместной предпринимательской деятельности на Дальнем Востоке заключаются в следующем:
-
развитие экспортного потенциала, включая совершенствование его структуры, повышение уровня конкурентоспособности; -
создание механизма регионального стимулирования экспорта и импортозамещения, прежде всего на микро уровне, посредством налоговых льгот экспортерам и долгосрочных льготных кредитов на развитие экспортных производств, а также путем создания залоговых и страховых фондов, защищающих от коммерческих и политических рисков; -
рационализация импорта в целях изменения структуры экономики и модернизации основных производств, направленная на укрепление экспортной базы Дальневосточного региона; -
предоставление налоговых "каникул" с освобождением от уплаты налогов на безвозвратной основе, либо на условиях коммерческого кредита на период достижения территорией средних общероссийских основных экономических показателей, в течение которого ставки налогов могут быть снижены, либо отменены полностью.
Реализация указанных направлений позволила бы создать благоприятные условия для развития совместной предпринимательской деятельности, а также более эффективно использовать иностранные инвестиции в интересах экономики Дальнего Востока3.