Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 2038
Скачиваний: 53
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты цифровой экономики
1.1. Понятие и сущность цифровой экономики
1.2. Преимущества и недостатки цифровых технологий
1.3. Оценка уровня развития цифровой экономики в России
Глава 2. Цифровая экономика России
2.1. Проблемы формирования цифровой экономики в России
облачные технологии, большие данные, IoT и искусственный интеллект. Согласно данным отчета «Russia Internet-of-Things Market 2019-2023 Forecast» Россия является лидером по динамике внедрения решений с использованием технологий интернета вещей.
3 главных цели инвестирования в IoT: усовершенствование безопасности, повышение качества продукта, ускорение и улучшение качества принятия решений. В России в 2013 году был создан Фонд развития интернет-инициатив – российский венчурный фонд, который запустил ускоренное развитие бизнеса в интернете.
Существует исследование, которое выявило взаимосвязь экономического роста и венчурных инвестиций, а именно: экономический рост и венчурные инвестиции на поздней стадии влияют на использование интернета; а использование интернета и венчурный капитал на поздней стадии влияют на экономический рост в долгосрочной перспективе25. Рассматривая отраслевую структуру, можно сделать вывод, что такие отрасли, которые считались традиционно «наименее цифровыми», (горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство, строительство и коммунальные услуги) относятся к числу секторов, где инвестиции в технологии растут быстрее всего.
Фактически последние тенденции показывают, что наибольший вклад ИКТ носит в сектор торговли, финансового сектора, производства автотранспортных средств.
Финансовый сектор активно внедряет технологии в свою деятельность. Например, диджитализация банковского сектора позволяет банкам при помощи различных технологий проникать на новые рынки смежных нефинансовых услуг. Например, Сбербанк, построив собственную экосистему, получил значительные объемы прибыли, которые невозможно получить лишь при оказании банковских услуг. Сектор торговли невозможно представить без внедрения информационных технологий: оптовая, розничная торговля, Cash&Carry, онлайн-торговля – во всем этом применяются технологии. Например, в розничном сегменте используются следующие классы информационных систем: Front-officе, In store solution, Back-office.
Таким образом, проведенное в данной главе исследование позволяет заметить. Законодательное обеспечение проявляется в национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации». Структура бюджета данного национального проекта: основная доля средств будет направлена на следующие федеральные проекты: «Информационная инфраструктура», «Цифровые технологии» «Цифровое государственное управление», а именно: 772,4 млрд руб., 451,8 млрд руб., 235, 7 млрд руб. из 1634,9 млрд руб. соответственно.
В целом развитие цифровой экономики в России можно назвать идущим на всю возможную полноту, однако это не избавляет ее от ряда проблемы. что и будет рассмотрено далее.
Процесс развития цифровой экономики является для любого общества определенным новшеством, которому сопутствуют определенного рода проблемы. Основными проблемами, которые в России мешают устойчивому развитию цифровой экономики, являются:
– отсутствие четко сформулированной законодательной базы цифровой экономики. Поскольку в настоящей законодательной системе законы и нормативные акты содержат устаревшие и избыточные требования, которые не позволяют в полной мере реализовать цифровую политику страны, к настоящему времени образовалось много законодательных табу, тормозящих или полностью блокирующих новые разработки инновационных кампаний;
– бюрократизация процесса внедрения цифровых технологий и избыточные требования к предпринимателям, что проявляется в чрезмерной отчетности, постоянных согласованиях и долгих бюрократических процедурах. В Российской Федерации организация, как правило, должна составлять отчеты в трех формах: бухгалтерский учет; налоговый учет; международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). В то время как в США представляется отчетность в одной форме – МСФО. Отсутствие общей цифровой среды доверия является причиной избыточной отчетности. Использование системы электронных контрактов не популярно в применении российскими организациями из-за неразвитости процесса использования цифровой подписи и систем аутентификации и идентификации лиц. Поэтому формирование единой цифровой среды доверия сделает возможным снижение издержек и ускорение создания новейших бизнес-процессов26;
– критичность доступа к цифровым технологиям. На данном этапе развития Россия практически не имеет собственных передовых разработок в области цифровизации экономической системы. Сегодняшняя мировая структура цифровых технологий имеет ярко выраженную двойную структуру – США и Китай. Большинство имеющихся критических цифровых технологий регулируется американскими корпорациями, использующими свой монопольный статус для достижения коммерческих и политических целей. Ярким примером монопольного воздействия может служить торговый бойкот, который объявили американские крупнейшие копании Alphabet (ОС Android, сервисы Google), Facebook (социальные сети Facebook, Instagram, мессенджер – WhatsApp), Intel, Qualcomm, Broadcom и Xilinx Китаю (Huawei)
27;
– проблема эффективного использования высококвалифицированных работников. Данная проблема, представляя собой важный фактор, рождает необходимость формирования специальных условий для работы профессиональных сотрудников в рамках общего законодательства. Высококвалифицированные работники, в основном, имеют особую психологию, обладают творческим видением ситуации, мыслят более инновационно. В связи с этим появляются новые проблемы: как сохранить эти уникальные кадры, с дальнейшим привлечением их к решению задач правительственных программ;
– еще одной экономико-правовой проблемой, связанной с кадровым обеспечением, является повышение квалификации работников. Не каждый работодатель или инвестор готов вложить денежные средства в обучение, подготовку или переподготовку специалистов, т. е. увеличить свои издержки. Но инвестиции в человеческий капитал являются необходимыми, поскольку в дальнейшей перспективе именно они дадут возможность увеличения объема производства, повышения эффективности деятельности рабочих и улучшения качества продукции28;
– безработица. Данная проблема возникает в связи с роботизацией, созданием беспилотников, применением «безлюдного» производства. Все названные новшества приводят к созданию новых специальностей, но также одновременно с этим происходит массовое вытеснение людей с их рабочих мест. Рост безработицы ведет к новым глобальным трудовым миграционным потокам. Увеличение числа безработных людей, которые в связи с нововведениями лишаются своих рабочих мест и, как следствие, теряют средства к существованию, приводит к расслоению общества и к повышению социального напряжения. Чаще всего итогом таких процессов становится массовый беспорядок и революционное потрясение, а также потеря предприятиями потребительских рынков, что ведет к сокращению прибыли;
– риск деградации навыков и психологическая зависимость. Внедрение различных цифровых технологий, робототехника и чипизация вызывают у человека зависимость от технических устройств
, умных гаджетов, без которых в современном мире большинству людей становится все труднее и труднее обходиться. Память и знания заменяют телефоны, компьютеры, Интернет и прочие технологии. Люди начинают утрачивать свои способности в выражении мыслей и чувств. Фантазия подменяется готовыми картинками, любознательность и знания – Интернетом. В таких условиях большинство людей стремится, без должного напряжения и усилий, получить все и сразу и не готово терпеливо добиваться поставленной цели, изучая художественную и научную литературу, периодические и другие издания29;
– национальная безопасность и суверенитет. Использование зарубежных поисковых систем и программного обеспечения – это пренебрежение вопросами национальной безопасности. Если провести анализ работы поисковой системы Google, то можно сказать, что данная программа не только определяет, что вы ищете, но и вместе с этим определяет, кто запрашивает информацию, в каком месте ведется поиск, какова продолжительность поиска и т. д. После того как Google все это определит, при следующем посещении система будет подбирать соответствующий предыдущим вопросам материал. Данные с этой поисковой системы могут использоваться соответствующими органами. Применение зарубежного программного обеспечения ставит под иностранный контроль национальную безопасность;
– сложность финансирования. Каждая разработанная программа требует соответствующего финансирования. А, как известно, цифровизация экономики обходится в среднем примерно в несколько сотен миллиардов рублей в год30.
Необходимо отметить, что существуют и другие вызовы и конкретные угрозы цифровизации экономики России31: обеспечение правовых сторон гражданина в цифровых условиях, сохранность цифровых данных пользователя, обеспечение доверия общества в цифровом мире, а также угрозы личности, предпринимательской деятельности, стране, рост возможностей внешнего информационно-технического влияния на информационную инфраструктуру, увеличение масштабов киберпреступности, зависимость социально-экономического развития страны от экспортной политики иностранных государств, недостаточная эффективность научно-исследовательских работ в области создания перспективных информационных технологий, низкий уровень внедрения национальных разработок, недостаточный уровень кадрового обеспечения в области информационной безопасности.
3 главных цели инвестирования в IoT: усовершенствование безопасности, повышение качества продукта, ускорение и улучшение качества принятия решений. В России в 2013 году был создан Фонд развития интернет-инициатив – российский венчурный фонд, который запустил ускоренное развитие бизнеса в интернете.
Существует исследование, которое выявило взаимосвязь экономического роста и венчурных инвестиций, а именно: экономический рост и венчурные инвестиции на поздней стадии влияют на использование интернета; а использование интернета и венчурный капитал на поздней стадии влияют на экономический рост в долгосрочной перспективе25. Рассматривая отраслевую структуру, можно сделать вывод, что такие отрасли, которые считались традиционно «наименее цифровыми», (горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство, строительство и коммунальные услуги) относятся к числу секторов, где инвестиции в технологии растут быстрее всего.
Фактически последние тенденции показывают, что наибольший вклад ИКТ носит в сектор торговли, финансового сектора, производства автотранспортных средств.
Финансовый сектор активно внедряет технологии в свою деятельность. Например, диджитализация банковского сектора позволяет банкам при помощи различных технологий проникать на новые рынки смежных нефинансовых услуг. Например, Сбербанк, построив собственную экосистему, получил значительные объемы прибыли, которые невозможно получить лишь при оказании банковских услуг. Сектор торговли невозможно представить без внедрения информационных технологий: оптовая, розничная торговля, Cash&Carry, онлайн-торговля – во всем этом применяются технологии. Например, в розничном сегменте используются следующие классы информационных систем: Front-officе, In store solution, Back-office.
Таким образом, проведенное в данной главе исследование позволяет заметить. Законодательное обеспечение проявляется в национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации». Структура бюджета данного национального проекта: основная доля средств будет направлена на следующие федеральные проекты: «Информационная инфраструктура», «Цифровые технологии» «Цифровое государственное управление», а именно: 772,4 млрд руб., 451,8 млрд руб., 235, 7 млрд руб. из 1634,9 млрд руб. соответственно.
В целом развитие цифровой экономики в России можно назвать идущим на всю возможную полноту, однако это не избавляет ее от ряда проблемы. что и будет рассмотрено далее.
Глава 2. Цифровая экономика России
2.1. Проблемы формирования цифровой экономики в России
Процесс развития цифровой экономики является для любого общества определенным новшеством, которому сопутствуют определенного рода проблемы. Основными проблемами, которые в России мешают устойчивому развитию цифровой экономики, являются:
– отсутствие четко сформулированной законодательной базы цифровой экономики. Поскольку в настоящей законодательной системе законы и нормативные акты содержат устаревшие и избыточные требования, которые не позволяют в полной мере реализовать цифровую политику страны, к настоящему времени образовалось много законодательных табу, тормозящих или полностью блокирующих новые разработки инновационных кампаний;
– бюрократизация процесса внедрения цифровых технологий и избыточные требования к предпринимателям, что проявляется в чрезмерной отчетности, постоянных согласованиях и долгих бюрократических процедурах. В Российской Федерации организация, как правило, должна составлять отчеты в трех формах: бухгалтерский учет; налоговый учет; международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). В то время как в США представляется отчетность в одной форме – МСФО. Отсутствие общей цифровой среды доверия является причиной избыточной отчетности. Использование системы электронных контрактов не популярно в применении российскими организациями из-за неразвитости процесса использования цифровой подписи и систем аутентификации и идентификации лиц. Поэтому формирование единой цифровой среды доверия сделает возможным снижение издержек и ускорение создания новейших бизнес-процессов26;
– критичность доступа к цифровым технологиям. На данном этапе развития Россия практически не имеет собственных передовых разработок в области цифровизации экономической системы. Сегодняшняя мировая структура цифровых технологий имеет ярко выраженную двойную структуру – США и Китай. Большинство имеющихся критических цифровых технологий регулируется американскими корпорациями, использующими свой монопольный статус для достижения коммерческих и политических целей. Ярким примером монопольного воздействия может служить торговый бойкот, который объявили американские крупнейшие копании Alphabet (ОС Android, сервисы Google), Facebook (социальные сети Facebook, Instagram, мессенджер – WhatsApp), Intel, Qualcomm, Broadcom и Xilinx Китаю (Huawei)
27;
– проблема эффективного использования высококвалифицированных работников. Данная проблема, представляя собой важный фактор, рождает необходимость формирования специальных условий для работы профессиональных сотрудников в рамках общего законодательства. Высококвалифицированные работники, в основном, имеют особую психологию, обладают творческим видением ситуации, мыслят более инновационно. В связи с этим появляются новые проблемы: как сохранить эти уникальные кадры, с дальнейшим привлечением их к решению задач правительственных программ;
– еще одной экономико-правовой проблемой, связанной с кадровым обеспечением, является повышение квалификации работников. Не каждый работодатель или инвестор готов вложить денежные средства в обучение, подготовку или переподготовку специалистов, т. е. увеличить свои издержки. Но инвестиции в человеческий капитал являются необходимыми, поскольку в дальнейшей перспективе именно они дадут возможность увеличения объема производства, повышения эффективности деятельности рабочих и улучшения качества продукции28;
– безработица. Данная проблема возникает в связи с роботизацией, созданием беспилотников, применением «безлюдного» производства. Все названные новшества приводят к созданию новых специальностей, но также одновременно с этим происходит массовое вытеснение людей с их рабочих мест. Рост безработицы ведет к новым глобальным трудовым миграционным потокам. Увеличение числа безработных людей, которые в связи с нововведениями лишаются своих рабочих мест и, как следствие, теряют средства к существованию, приводит к расслоению общества и к повышению социального напряжения. Чаще всего итогом таких процессов становится массовый беспорядок и революционное потрясение, а также потеря предприятиями потребительских рынков, что ведет к сокращению прибыли;
– риск деградации навыков и психологическая зависимость. Внедрение различных цифровых технологий, робототехника и чипизация вызывают у человека зависимость от технических устройств
, умных гаджетов, без которых в современном мире большинству людей становится все труднее и труднее обходиться. Память и знания заменяют телефоны, компьютеры, Интернет и прочие технологии. Люди начинают утрачивать свои способности в выражении мыслей и чувств. Фантазия подменяется готовыми картинками, любознательность и знания – Интернетом. В таких условиях большинство людей стремится, без должного напряжения и усилий, получить все и сразу и не готово терпеливо добиваться поставленной цели, изучая художественную и научную литературу, периодические и другие издания29;
– национальная безопасность и суверенитет. Использование зарубежных поисковых систем и программного обеспечения – это пренебрежение вопросами национальной безопасности. Если провести анализ работы поисковой системы Google, то можно сказать, что данная программа не только определяет, что вы ищете, но и вместе с этим определяет, кто запрашивает информацию, в каком месте ведется поиск, какова продолжительность поиска и т. д. После того как Google все это определит, при следующем посещении система будет подбирать соответствующий предыдущим вопросам материал. Данные с этой поисковой системы могут использоваться соответствующими органами. Применение зарубежного программного обеспечения ставит под иностранный контроль национальную безопасность;
– сложность финансирования. Каждая разработанная программа требует соответствующего финансирования. А, как известно, цифровизация экономики обходится в среднем примерно в несколько сотен миллиардов рублей в год30.
Необходимо отметить, что существуют и другие вызовы и конкретные угрозы цифровизации экономики России31: обеспечение правовых сторон гражданина в цифровых условиях, сохранность цифровых данных пользователя, обеспечение доверия общества в цифровом мире, а также угрозы личности, предпринимательской деятельности, стране, рост возможностей внешнего информационно-технического влияния на информационную инфраструктуру, увеличение масштабов киберпреступности, зависимость социально-экономического развития страны от экспортной политики иностранных государств, недостаточная эффективность научно-исследовательских работ в области создания перспективных информационных технологий, низкий уровень внедрения национальных разработок, недостаточный уровень кадрового обеспечения в области информационной безопасности.