Файл: Цифровая экономика проблемы формирования в россии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 2039

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ В РОССИИ




Оглавление





Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты цифровой экономики 5

1.3. Оценка уровня развития цифровой экономики в России 13

Глава 2. Цифровая экономика России 19

Заключение 27

Список литературы 29

Приложение 1 33


Введение



Актуальность темы курсовой работы. Цифровые платформы перестраивают отношения между клиентами, работниками и работодателями, поскольку на сегодняшний день огромное количество действий основывается на работе микросхем - от покупки продуктов питания, предметов одежды, бытовых принадлежностей в интернете до поиска новых знакомств на соответствующих сайтах. В мире, где всё большее количество людей сталкиваются с таким понятием как «цифровая экономика» необходимо в первую очередь разработать политику и принять соответствующие меры по максимальному использованию возможностей цифровизации и информационных технологий для минимизации безработицы. Повышенный интерес к вопросам, касающимся цифровой экономики, вызван изучением научного прогресса, который начался еще в начале 20 века1. В результате данного изучения реализуются новые технологии, способные к постоянной трансформации, расширению и повышению производительности во всех секторах и отраслях промышленности. В качестве примера трансформаций технологий можно привести паровой двигатель, электрический генератор и печатный станок. Паровой двигатель, первоначально предназначенный для откачки воды из шахт, породил железные дороги и промышленность.

Курсовая работа посвящена проблемам формирования цифровой экономики в России.

Уровень разработанности проблемы. В настоящее время значительное внимание уделяют проблемам формирования и становления цифровой экономики такие российские ученые, как: Х.Х. Астамирова2
, А.Д. Воробьев3, М.А. Положихина4, О.А. Степановой5, Е.В. Яковлева6 и др.

Цель исследования – определить основные направления развития цифровой экономики в России.

Задачи исследования:

- рассмотреть понятие и сущность цифровой экономики;

- раскрыть преимущества и недостатки цифровых технологий;

- оценить уровень развития цифровой экономики в России;

- охарактеризовать проблемы развития цифровой экономики в России;

- определить возможные пути решения проблем формирования цифровой экономики в России.

Объект исследования курсовой работы - цифровая экономика.

Предмет исследования курсовой работы - проблемы и направления развития цифровой экономики в России.

Структура и объём работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения (общий объём .. с., .. рисунка, .. таблица), списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты цифровой экономики




1.1. Понятие и сущность цифровой экономики



В условиях третьей волны глобализации важную роль в развитии стран играет цифровая экономика, главным фактором которой является информация и знания, а также пути доступа к ним. Цифровая экономика - не отдельная отрасль, а виртуальная среда, дополняющая нашу реальность. Все чаще цифровая экономика переплетается с традиционной экономикой, делая четкое разграничение все сложнее. Основными продуктами цифровой экономики являются те же товары и услуги традиционной экономики, предоставляемые с помощью компьютерного оборудования и цифровых систем вроде глобальной сети.

Под цифровой экономикой понимают хозяйствующее производство, которое использует цифровые технологии, так как сейчас люди всё больше и больше времени проводят, используя сеть интернет и различные гаджеты, благодаря этому виртуальная торговля приобретает огромный масштаб, обычные магазины заменяются интернет – магазинами7.

На заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам президент РФ В. В. Путин дал следующее понятие «цифровая экономика - это не отдельная отрасль, по сути это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества. Это вопрос национальной безопасности и независимости России, конкуренции отечественных компаний»

8.

Е.В. Яковлева к цифровой экономике относит часть экономики, в которой основные бизнес-процессы изменились под воздействием информационно-коммуникационных технологий. По ее мнению, всю экономику будущего следует отнести к цифровой экономике, поскольку производство, распределение, обмен и потребление будут связаны с цифровыми решениями9.

Отмеченные Е.В. Яковлевой базовые составляющие цифровой экономики представлены в Приложении 1.

М. А. Положихина рассматривает цифровую экономику как «систему экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых (информационно-коммуникационных) технологий». Цифровые технологии, по ее мнению, представляют собой «сращивание телекоммуникационных и информационно-компьютерных технологий».

Под цифровизацией М.А. Положихина понимает процесс проникновения цифровых технологий практически во все сферы жизнедеятельности человека и общества10.

А.Д. Воробьев11 под цифровой экономикой понимает экономическую деятельность, которая базируется на цифровых технологиях, связана с ведением электронного бизнеса и электронной коммерции, и производимых и продаваемых ими цифровых товарах и услугах.

Подводя итог, можно отметить, что цифровая экономика представляет собой новый уклад жизни, при котором происходит развитие экономики активного характера, управление бизнеса, социальной сферы под воздействием современных информационных-коммуникационных технологий (ИКТ).

На сегодняшний день безусловными преимуществами цифровой экономики перед классическими материальными товарно-денежными обменами является то, что потребитель может получить необходимые ему услуги или товар почти мгновенно, без ожидания доставки товара или оказания услуги в материальном виде, а также более низкие цены на продукцию (по сравнению с материальными товарами и услугами), прежде всего связанные с отсутствием больших расходов на логистику, хранение товаров и потребление ресурсов, необходимых для производства товара или оказания услуг. Например, если читатель захочет себе купить новую книгу, то ее электронная версия будет стоить, как правило, на 25–50 % дешевле, чем печатный аналог, при этом он сможет получить данную книгу себе на электронную почту в электронном виде и сохранить ее в облачных сервисах через 2–5 минут, после оплаты заказа, а не через 2–5 дней в магазине в печатном виде, если книга будет в наличии, при этом есть возможность ее потери. Одним из основных преимуществ электронных товаров перед материальными является то, что первые в большинстве своем практически неисчерпаемы и, как правило, находятся в наличии на электронных сервисах (в интернет-магазинах), вторые же всегда ограничены в количестве, и доступ к ним более сложен для потребителя, чем к аналогичной электронной продукции
12.

Цифровая экономика реализует следующие основные экономико-управленческие функции как позитивного, так и выраженно негативного плана:

1. Существенное ускорение трансакций и, соответственно, процессов формирования и реализации различных типов финансово-экономических отношений, непосредственно вытекающих из них оборота финансового капитала, возможностей профессиональной самореализации физических лиц и т.п.

2. Трансформация информации в основной управленческий ресурс. Данная функция в рамках цифровой субформации капитализма реализуется значительно более выраженно, чем в парадигме постиндустриальной субформации капиталистического способа производства13.

3. Активное развитие институтов удаленных экономических коммуникаций и их интенсивное использование в рамках систем менеджмента компаний (удаленной занятости, удаленного размещения производства, удаленного консалтинга и т.п.).

4. Значительное увеличение волатильности, финансовых рисков развития мировой экономики в целом, повышение вероятности формирования внезапных и масштабных финансово-экономических кризисов. Причем актуальность данной функции увеличивается по мере повышения степени интеграции традиционной и цифровой экономики, а данный процесс, в свою очередь, в 2016 – 2020 гг. носит экспоненциальный характер.

5. Существенное увеличение объемов нерелевантной информации, используемой в управленческой деятельности и, как следствие, дезорганизация экономического поведения значительных групп экономических субъектов, рост трансакционных издержек, связанных с обработкой информационного потока, генерируемого субъектами цифровой экономики, и проверкой уровня репрезентативности последнего.

6. Повышенные риски некорректного осуществления предпринимательских контрактов ввиду объективной неэффективности институтов их гарантирования в среде цифровой экономики. Эта функция, на наш взгляд, реализуется вопреки переоцененной в смысле практической пользы технологии блокчейн и вытекающего из нее и также идеализированного рядом исследователей, особенно американских, смарт-контрактинга.

7. Трансформация систем управления организациями в направлении повышения гибкости последних, развития сугубо виртуальных управленческих организационных структур, активном использовании в рамках комплекса менеджмента компаний экономического потенциала цифровых платформ и т.п. Кроме того, в сугубо социальном плане цифровая экономика реализует такую, на наш взгляд, значимую функцию, как содействие активному формированию т.н. homo internetus – человека, поведение которого крайне зависимо от виртуального социального пространства
14, в первую очередь тенденций и характера развития социальных сетей и мессенджеров, формируемого и распространяемого в их рамках контента и т.п.

По сути, интенсивное развитие цифровой экономики способствует дальнейшему повышению уровня инклюзии граждан, в первую очередь молодежи, в виртуальное пространство за счет использования виртуальных трансакций, активизации заказов товаров и услуг через сеть Интернет и т.п.

Представленная информация позволяет сделать вывод, что довольно существенное воздействие оказывается цифровой экономикой на всю структуру рынка.