Файл: Виды общения. По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Можно отметить несколько классификаций общения. По содержанию.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Виды общения
Виды общения. По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Можно отметить несколько классификаций общения.
-
По содержанию:
-
Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности); -
Когнитивное (обмен знаниями); -
Кондиционное (обмен физиологическими и психическими состояниями); -
Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями); -
Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навками).
По целям:
-
Биологическое общение – необходимо для поддержания, сохранения и развития организма; -
Социальное общение – преследует цели расширения и укрепления ме6жличностных контактов.
По средствам:
-
Непосредственное (осуществляется с помощью естественных органов); -
Опосредованное (использование специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией); -
Прямое (личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения); -
Косвенное общение (общение через посредников).
Классификация.
-
Деловое общение – содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. -
Личностное общение. -
Инструментальное. Это общение, которое преследует какую-то цель, кроме получения удовлетворения от акта самого общения. -
Вербальное общение. -
Невербальное общение.
-
Если за основу взять уровень взаимодействия индивидов в процессе общения, то выделятся:
-
Личностно-ориентированное (межличностное); -
Социально-ориентированное (Субъект этого общения как бы удвоен: с одной стороны, осуществляет такое общение один человек как личность, а с другой, субъектом такого общения выступает тот или иной коллектив или общество в целом); -
Предметно-ориентированное общение (предметом является взаимодействие).
-
Выделяют непосредственное и опосредованноеобщение. Непосредственное общение является исторически первой формой, на основе которой в более поздние периоды развития цивилизации возникают другие виды общения. Это естественный психологический контакт индивидов при наличии четкой обратной связи (например, беседа, игра и т.п.). Опосредованное общение – это неполный психический контакт при помощи каких-либо устройств (например, разговор по телефону, переписка и т.п.). -
Различают также межличностное, групповое и массовоеобщение. Межличностное общение – это непосредственное, более или менее постоянное регулярное общение в малых группах. Главное условие межличностного общения – определенное знание индивидуальных особенностей друг друга участниками общения, что возможно только на основе совместного опыта, эмпатии, взаимопонимания. Массовое общение – это множественные, обычно мимолетные непосредственные контакты незнакомых друг с другом людей (в толпе, на работе и т.п.). Многие авторы отождествляют массовое общение с понятием массовой коммуникации. Массовая коммуникация – близкий к опосредованному общению процесс, когда сообщения адресуются не отдельным лицам, а большим социальным группам при помощи средств массовой информации.
Е.И. Рогов выделяет три основных типа общения: императивное, манипулятивное и диалогическое (Рогов Е.И., 2002). Императивное общение еще называют авторитарным или директивным. Оно отличается тем, что один из партнеров стремится подчинить себе другого, хочет контролировать его поведение и мысли, принуждает к определенным действиям. При этом партнер по общению рассматривается как машина, которой надо управлять, как бездушный объект действия. Особенность авторитарного воздействия заключается в том, что конечная цель общения – принуждение партнера к чему-либо – не скрывается.
Манипулятивное общение – сходно с императивным. Цель его – оказать воздействие на партнера по общению, но здесь достижение своих намерений осуществляется скрыто. Партнер воспринимается как носитель определенных, «нужных» нам свойств и качеств. Нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге сам становится его жертвой. Общаясь с самим собой, он начинает оценивать себя как одну из шахматных фигур на доске, руководствоваться ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Как показывают исследования, манипулятора характеризуют лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм, недоверие к себе и другим. Выделяют 4 основных типа манипулятивных систем.
-
Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Как правило, он пользуется при этом своим социальным положением или рангом: родителя, учителя или начальника. Жизненная философия – главенствовать и властвовать, во что бы то ни стало. -
Пассивный манипулятор – противоположность активному. Он прикидывается беспомощным и глупым, позволяя окружающим думать и работать за него. Жизненная философия – никогда не вызывать раздражения. -
Соревнующийся манипулятор воспринимает жизнь как постоянный турнир, бесконечную цепочку выигрышей и проигрышей. Себе он отводит роль бдительного бойца. Для него жизнь – это постоянная битва, а люди – соперники и даже враги, реальные или потенциальные. Жизненная философия – выигрывать любой ценой. -
Безразличный манипулятор играет в безразличность, индифферентность. Старается уйти, отстраниться от контактов. Его методы то активны, то пассивны. Жизненная философия – отвергать заботу.
Императивную и манипулятивную форму общения можно охарактеризовать как монологическое общение. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его.
Диалогическое общение противостоит авторитарному и манипулятивному, так как основано на равноправии партнеров. Диалогическое, или так называемое гуманистическое, общение позволяет достичь более глубокого взаимопонимания, самораскрытия собеседников. Диалогическое общение возникает лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:
-
Психологический настрой на эмоционально состояние собеседника и собственное психологическое состояние (следование принципу «здесь и теперь»); -
Полное доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности); -
Восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственные мнения и решения (принцип паритетности); -
Направленность общения на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип «проблематизации»); -
Обращение к собеседнику от своего имени (без ссылки на чужое мнение), выражение своих истинных чувств и желаний (принцип персонифицирования общения).