Файл: Е. Л. Фурман формовочные процессы литейного производства учебное электронное текстовое издание Учебнометодическое пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
68 5.
Выполнение любых операций с расплавленным металлом в печи
(замер температуры, съем шлака, рафинирование, модифицирование, перемешивание, отбор проб металла и др.) проводить только при отключенном напряжении и при обязательном контроле со стороны учебного персонала. При этом обязательно пользоваться защитными лицевыми щитками или очками, рукавицами и надевать головной убор. При работе использовать только окрашенный и просушенный плавильный инструмент.
6.
Подогревать металлический инструмент, приспособления и формы перед их заполнением жидким металлом.
7.
Работа с жидким металлом производится только учебным персоналом. При заливке литейных форм металлом и переливе металла из печи в ковш обязательно пользоваться рукавицами, защитными лицевыми щитками или очками и головным убором.
8.
Извлечение отливок из литейных форм производить не менее чем через 10–15 мин. после заливки с использованием клещей. Обязательно пользоваться рукавицами, защитными лицевыми щитками или очками и головным убором.
9.
Загрузку и выгрузку любых материалов, стержней, литейных форм и изложниц в сушильные печи осуществлять только при отключенном напряжении, надев рукавицы.
10.
Перед началом работы на оборудовании проверить его заземление.
11.
При подготовке холоднотвердеющих смесей операции дозирования и введения кислоты выполнять с соблюдением инструкции по работе с химическими реактивами, обязательно пользоваться защитными очками и резиновыми перчатками.
12.
Формовочные смеси в смесеприготовительном оборудовании готовятся только учебным персоналом. При подготовке формовочных и стержневых смесей материалы загружать только в неработающие бегуны.
13.
Травление макро- и микрошлифов проводить только в вытяжном шкафу.
69 14.
Литейные формы и грузы массой более 16 кг перемещать только под наблюдением лаборанта.
15.
Операции формовки проводятся в присутствии и под наблюдением учебного персонала. При проведении операций формовки обучающиеся должны выполнять требования работы с литейным инструментом, не допускать его падения.
Организация проведения учебно-практических работ
1.
Перечень и трудоемкость планируемых учебно-практических работ в литейной лаборатории по дисциплинам образовательных программ определяется утвержденными учебными планами по направлению подготовки
22.03.02 «Металлургия» соответствующих направленностей и рабочими учебными программами дисциплин.
2.
Проведение настоящих учебно-практических работ имеет необходимое материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:
специализированное помещение
(формовочно-заливочная лаборатория), оснащенное необходимым оборудованием, установками, приборами, инструментами (перечень приводится в разделе 1);
настоящие учебно-методические указания к проведению отдельных работ и учебные пособия по дисциплинам.
3.
Форма организации работы студентов при проведении лабораторного практикума групповая: работа (вариант задания) выполняется бригадами студентов из двух-трех студентов.
Для безопасных условий одновременного проведения работ предусмотрены 6 рабочих мест формовщика, общее количество студентов
(подгруппа) не может превышать 12 человек. Ограничение численности подгруппы вызвано необходимостью одновременного выполнения операций:
транспортировка коробов с формовочной смесью;
независимое и параллельное проведение группой студентов операций формовки;
транспортировкой литейных форм на заливочный плац;
70
транспортировкой жидкого металла для заливки форм;
транспортировкой залитых опок на площадку выбивки;
передача отливок на охлаждение.
4.
Ознакомление студентов с правилами ТБ и проведения работ регистрируется в журнале утвержденной формы.
5.
Учебно-практические работы проводятся согласно утвержденному расписанию учебных занятий. Отработка пропущенных студентами УПР осуществляется по графику, утвержденному кафедрой, как правило, в конце семестра.
6.
Замена пропущенных студентами учебно-практических работ другими видами учебных занятий не допускается.
Обязанности преподавателя при проведении лабораторных работ
1.
Проведение со студентами инструктажа по охране труда (правилам безопасности).
2.
Ознакомление студентов:
с программой лабораторного практикума;
планом проведения учебно-практических работ;
условиями допуска студентов к выполнению лабораторных работ с указанием минимального объема теоретических сведений, необходимых для выполнения студентами работ, и критериями их оценки;
требованиями к оформлению отчетов о выполнении УПР;
порядком защиты отчетов о выполнении УПР;
перечнем контрольных вопросов и критериями оценки ответов на них, достаточных для защиты отчетов о выполнении УПР;
другой необходимой информацией.
3.
Информирование студентов об имеющихся учебно-методических материалах (в бумажном и электронном виде) и порядке получения, доступа к ним.
4.
Контроль посещаемости занятий, учет допуска студентов к выполнению лабораторных работ и приема отчетов о лабораторных работах.
71
Обязанности учебно-вспомогательного персонала при проведении
УПР
1.
Своевременная подготовка учебно-лабораторного оборудования, установок, приборов, инструментов, материалов и др. к проведению работ и контроль их эксплуатации во время ее проведения.
2.
Своевременное выполнение операций, к которым нет допуска у студентов:
приготовление формовочных смесей на катковых бегунах;
плавка и разливка металла;
и другие.
Обязанности студента на лабораторных работах
1.
Выполнение работ практикума в полном объеме.
2.
Перед выполнением учебно-практической работы:
получение допуска к выполнению работы (знание основных понятий, определений и положений, необходимых для выполнения лабораторной работы);
ознакомление с целью, методиками выполнения и правилами техники безопасности работы.
3.
При выполнении учебно-практической работы:
соблюдение необходимых правил техники безопасности.
4.
После завершения учебно-практической работы:
оформление отчета о выполнении работы в установленные сроки;
защита отчета в установленные сроки.
72
1 2 3 4 5
РАЗДЕЛ 10. ОТЧЕТНОСТЬ, ЗАЩИТА И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Оценка результатов учебно-практических работ включает:
начальную процедуру контроля знаний и понимания студентом темы выполняемой УПР в виде допуска к работе;
защиту отчета о выполнении работы.
Допуск студентов к выполнению учебно-практической работы
1.
Допуск к выполнению работе представляет собой процедуру контроля преподавателем, ведущим лабораторный практикум, степени подготовленности каждого студента, по результатам которой студент допускается или не допускается к выполнению конкретной работы.
2.
При проверке степени подготовленности студентов к выполнению учебно-практических работ определяется знание студентами основных понятий, определений и положений, необходимых для выполнения работы, а также методики выполнения и правил техники безопасности при ее выполнении.
3.
Допуск к работе осуществляется в форме устного, письменно-
устного или письменного опроса, в тестовой форме и др. Примеры контрольных вопросов приведены в конце описания каждой УПР. Форма допуска определяется преподавателем.
Возможен одновременный опрос студентов, выполняющих одну и ту же учебно-практическую работу. Время, отводимое на проведение допуска, не должно превышать15–20 минут.
Структура отчета о лабораторной работе и правила его оформления
1.
По результатам выполнения учебно-практической работы студентами оформляется групповой отчет, форма которого представлена в приложении А.
Пример оформления отчета выставляется в локальной сети кафедры.
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Оценка результатов учебно-практических работ включает:
начальную процедуру контроля знаний и понимания студентом темы выполняемой УПР в виде допуска к работе;
защиту отчета о выполнении работы.
Допуск студентов к выполнению учебно-практической работы
1.
Допуск к выполнению работе представляет собой процедуру контроля преподавателем, ведущим лабораторный практикум, степени подготовленности каждого студента, по результатам которой студент допускается или не допускается к выполнению конкретной работы.
2.
При проверке степени подготовленности студентов к выполнению учебно-практических работ определяется знание студентами основных понятий, определений и положений, необходимых для выполнения работы, а также методики выполнения и правил техники безопасности при ее выполнении.
3.
Допуск к работе осуществляется в форме устного, письменно-
устного или письменного опроса, в тестовой форме и др. Примеры контрольных вопросов приведены в конце описания каждой УПР. Форма допуска определяется преподавателем.
Возможен одновременный опрос студентов, выполняющих одну и ту же учебно-практическую работу. Время, отводимое на проведение допуска, не должно превышать15–20 минут.
Структура отчета о лабораторной работе и правила его оформления
1.
По результатам выполнения учебно-практической работы студентами оформляется групповой отчет, форма которого представлена в приложении А.
Пример оформления отчета выставляется в локальной сети кафедры.
73 2.
Отчет о выполнении УПР должен содержать следующие разделы:
цели работы;
используемые материалы, технические средства и др.;
термины и определения (при необходимости);
описание задания (постановка задач, подлежащих выполнению в процессе работы, осуществляемая студентом);
описание основной части (последовательность и особенности технологических операций формовки);
результаты и выводы (анализ и интерпретация результатов, полученных при выполнении работы в виде кратких, но принципиально необходимых доказательств, обоснований, разъяснений, согласованных с целями и темой лабораторной работы);
приложения (при необходимости).
3.
Текст отчета о выполнении работы оформляется рукописным или печатным способом, допускается комбинированным.
4.
Примерная форма титульного листа приведена в приложении А.
Прием защиты отчетов о лабораторных работах
1.
Защита отчетов о выполнении УПР является одной из форм текущего контроля успеваемости студентов.
2.
Процедура защиты отчетов о выполнении УПР осуществляется преподавателем, ведущим лабораторный практикум.
3.
Процедура приема отчетов о выполнении УПР включает проверку:
соответствия оформления отчета предъявляемым требованиям;
знаний студентом основных понятий, определений и теоретических положений, применяемых при выполнении работы;
знаний студентом методики выполнения работы;
умений студентом объяснить полученные результаты;
степени самостоятельности выполнения работы.
4.
Прием защиты отчетов о выполнении учебно-практической работы осуществляется только в рамках проведенной работы.
74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.
Дальский, А.М. Технология конструкционных материалов: учеб. для вузов / Т.М. Барсукова, А.Ф. Вязов [и др.] ; под общ. ред. А.М. Дальского. –
М. : Машиностроение, 2005. – 182 с.
2.
Килин, В.А. Технологии конструкционных материалов: учебное пособие / В.А. Килин, С.Б. Малышко. – Владивосток : Изд-во Морского гос. ун- та, 2002. – 58 с.
3.
Курдюмов, А.В. Лабораторные работы по технологии литейного производства: учеб. пособие для вузов. / А.М. Михайлов Б.В. Бауман,
Л.Я. Козлов [и др.].
М. : Машиностроение, 1990.
272 с.
4.
Литейное производство: учебник / А.М. Михайлов, Б.В. Бауман,
Б.Н. Благов [и др.].
М. : Машиностроение, 1987.
256 с.
5.
Рубцов, Н.Н. Литейные формы: учеб. пособие для вузов /
В.В. Баландин, М.И. Воробьев ; под общ. ред. Н.Н. Рубцова.
М. : ГНТИМЛ,
1959,
557 с.
6.
Строительный информационный портал [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.stroitelstvo-new.ru/liteynoe-proizvodstvo.
7.
Сайт цифровых учебно-методических материалов ВГУЭС
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://abc.vvsu.ru.
8.
Чуркин, Б.С. Технология литейного производства: учебник /
Э.Б. Гофман, С.Г. Майзель, А.В. Афонаскин [и др.] ; под общ. ред.
Б.С. Чуркина.
Екатеринбург : Изд-во УГППУ, 2000.
662 с.
9.
Материаловед для преподавателей и научных сотрудников
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://материаловед.рф.
75
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уральский федеральный университет имени первого Президента России
Б.Н.Ельцина»
Институт материаловедения и металлургии
Кафедра литейного производства и упрочняющих технологий
ОТЧЕТ
о выполнении учебно-практической работы №°1
«Формовка в парных опоках по разъемной модели (со стержнями или без стержней)»
Дисциплина: Литейное производство
Выполнили студенты гр. МТ-610601
И.И. Иванов
П.П. Петров
Отчет принят и защищен
Доцент кафедры ЛПиУТ
Н.Ю. Новожилов
Дата __________________
Екатеринбург, 2017
76
Учебно-практическая работа №°1
«Формовка в парных опоках по разъемной модели (со стержнями или без стержней)»
Внимание. Текст отчета должен быть конкретным и лаконичным,
относящимся к выполняемой работе, процессу, отливке (качеству),
приведение сведений обще описательного характера недопустимы.
1. Цели и результаты работы:
– …
– …
2. Краткое описание задания (постановка задач, подлежащих выполнению в процессе работы, осуществляемая студентом)
…
3. Описание основной части (последовательность и особенности технологических операций формовки)
…
4. Результаты и выводы (анализ и интерпретация результатов, полученных при выполнении работы в виде кратких, но принципиально необходимых доказательств, обоснований, разъяснений, согласованных с целями и темой лабораторной работы)
…
5. Замечания, мнение, пожелания о качестве проведения УПР.