Файл: Курсовая работа по теме Использование игровых технологий на уроках математики.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 389
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Математическая игра требует от школьника знание предмета. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать, ученик не сможет участвовать в игре. Незнание предмета приведет к тому, что во время игры ученик будет делать все наугад, а это не принесет ему никаких знаний, умений, навыков.
3. В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.
4. Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности, тренированности. Математические игры помогают в самосовершенствовании учащихся и, тем самым, побуждают их познавательную активность, повышается интерес к предмету.
5. Во время участия в математических играх учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения.
К игровым формам занятий предъявляется ряд требований.
К участникам математической игры должны предъявляться определенные требования в отношении знаний. В частности, чтобы играть – надо знать. Это требование придает игре познавательный характер.
Правила игры должны быть такими, чтобы учащиеся проявили желание поучаствовать в ней. Поэтому игры должны разрабатываться с учетом возрастных особенностей детей, проявляемых ими интересов в том или ином возрасте, их развития и имеющихся знаний.
Математические игры должны разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с учетом различных групп учащихся: слабые, сильные, активные, пассивные и др. Они должны быть такими, чтобы каждый тип учащихся смог проявить себя в игре, показать свои способности, возможности, свою самостоятельность, настойчивость, смекалку, испытать чувство удовлетворенности, успеха.
При разработке игры нужно предусмотреть более легкие варианты игры, задания для слабых учащихся и, наоборот, более сложный вариант – для сильных учеников. Для совсем слабых учащихся разрабатываются игры, где не нужно думать, а нужна, лишь смекалка. Таким образом, можно привлечь учащихся к посещению занятий по математике и тем самым способствовать развитию у них познавательного интереса.
Математические игры должны разрабатываться с учетом предмета и его материала. Они должны быть разнообразны. Многообразие видов математических игр поможет повысить эффективность урочной деятельности по математике, послужит дополнительным источником систематических и прочных знаний.
Таким образом, математическая игра, как форма учебной работы по математике имеет свои цели, задачи и функции. Соблюдение же всех требований предъявляемых к математическим играм позволит добиться хороших результатов, повлияет возникновению познавательного интереса у учащихся к математике. Не только сильные учащиеся будут больше проявлять заинтересованность к предмету, но и слабые учащиеся начнут проявлять свою активность в учении.
-
Виды математических игр
Одним из требований к математическим играм является их многообразие. Можно привести следующую классификацию математических игр по разным основаниям, но она не будет являться строгой, так как каждую игру можно отнести к нескольким видам из этой классификации.
Система математических игр включает следующие виды :
1. По назначению различают обучающие, контролирующие и воспитывающие игры. Также можно выделить развивающие и занимательные.
Участвуя в обучающей игре, школьники приобретают новые знания, навыки. Так же такая игра может служить стимулом для получения новых знаний: ученики вынуждены приобрести новые знания перед игрой; заинтересовавшись каким-либо материалом, полученным в процессе игры, ученик может изучить его подробнее уже самостоятельно.
Цель воспитывающей игры состоит в воспитании у школьников отдельных качеств личности, таких как внимание, наблюдательность, смекалка, самостоятельность.
Для участия в контролирующей игре учащимся достаточно имеющихся у них знаний. Цель такой игры состоит в том, чтобы школьники закрепили свои полученные знания, проконтролировать их.
Занимательные игры отличаются от других видов тем, что для участия в них никаких конкретных знаний не надо, нужна только смекалка. Основная цель такой игры – привлечь к математике слабых учеников, не проявляющих интереса к предмету, развлечь.
И последний вид в этой классификации – это развивающие игры. Они в основном предназначены для сильных учеников, увлекающихся математикой. Они развивают нестандартность мышления учеников при решении соответствующих заданий. Такие игры особой развлекательностью не отличаются, являются более серьезными.
Конечно, в практике все эти виды переплетаются между собой, и одна игра может быть одновременно и контролирующей и обучающей, лишь в соотношении между целями можно говорить о принадлежности математической игры к тому или иному виду.
2. По массовости различают коллективные и индивидуальные игры.
Игры подростков чаще всего принимают коллективный характер. Школьникам свойственно чувство коллективизма, у них есть желание участвовать в жизни коллектива в качестве его полноправного члена. Дети стремятся к общению со своими сверстниками, стремятся участвовать с ними в совместной деятельности. Поэтому использование коллективных математических игр на уроках так необходимо. Они привлекают не только сильных учеников, но и слабых, желающих поучаствовать в игре вместе со своими друзьями. Такие ученики, не проявляющие интереса к математике, в коллективной игре могут добиться успеха, у них появляется чувство удовлетворенности, интерес. Они начинаю понимать, что тоже могут разбираться в математике, и таким образом повышается самооценка.
С другой же стороны сильные ученики предпочитают индивидуальные игры, так как они более самостоятельны. Они стремятся к самоанализу, самооценке, и поэтому у них возникает потребность проявить свои индивидуальные возможности, качества. Такие игры связаны обычно с умственным трудом, то есть являются интеллектуальными, в них учащиеся могут проявить и проверить свои умственные способности.
Оба вида игр имеет свои особенности и возможности, поэтому о том, какая игра лучше, говорить нельзя.
3. По реакции выделяют подвижные и тихие игры.
Основной деятельностью учащихся является учеба. Они проводят в школе 5-6 часов на уроках, и дома 2-3 часа уходит на выполнение домашнего задания. Естественно, что их растущий организм требует движения. Поэтому на занятиях по математике нужно вводить элементы подвижности. Математическая игра позволяет включить в себя подвижную деятельность и не мешает умственной работе. Действительно, подростковый возраст отличается кипучей деятельностью и энергичностью движений. Наиболее естественное состояние ребенка это движение, и, поэтому использование подвижных математических игр на уроках привлекает детей своей необычностью, им нравится участвовать в такой деятельности, участвуя в ней, они не замечают, что еще и учатся. Таким способом у учащихся возникает интерес к предмету.
Тихие же игры служат хорошим средством перехода от одного умственного труда к другому. Они используются перед началом занятия и в конце. К тому же встречаются дети, которые предпочитают тихие игры, требующие пытливости ума, настойчивости. Для таких детей подойдут тихие игры, такие как различные головоломки, кроссворды, игры на складывание и разрезание фигур, и многие другие.
4. По темпу выделяют скоростные и качественные игры.
Некоторые математические игры должны принимать форму состязаний, соревнований между командами или на личное первенство, это обусловлено характерной чертой подростков, стремления к различным видам состязаний.
Следует различать два вида состязаний. Во-первых, это игры, в которых победа достигается за счет скорости действий, но это без ущерба качеству решения задач. Например, задания на скорость выполнения вычислений, преобразований, доказательств теорем и т. д. Такие игры называются скоростными. Во-вторых, так же можно выделить игры, победа в которых достигается не за счет скорости выполнения заданий, а за счет качества его выполнения, правильности решения, безошибочности. Такие игры условно называют качественными.
Первый вид игр (скоростные) необходим, когда нужен автоматизм действий, формируется навык быстрого вычисления, выполнения действий, не требующих большого умственного труда. Также элементы скоростных игр могут быть включены в другие математические игры. Использование таких игр сопровождается эмоциональным подъемом, желанием выиграть, стремлением быть не только лучшими, но и самым быстрым, вызывает интерес учащихся.
Качественные же игры направлены на серьезные вычисления, требуют вдумчивой работы над трудными задачами, теоремами. Такие игры способствуют пробуждению мыслительной деятельности учащихся, заставляют их активно думать над задачей, развивают настойчивость, упорство, что необходимо во внеклассной работе по математике. Неразрешимые, казалось бы, сложные задачи способствуют повышению умственного труда, упорства, и, как следствие, желанию узнать больше, появлению интереса к предмету.
5. Наконец, различают игры одиночные и универсальные.
К одиночным играм относят те игры, правила которых не допускают изменения содержания игры, они разработаны с учетом особенностей конкретного материала.
Универсальные же игры, наоборот, позволяют менять свое содержание. Они разрабатываются по широкому кругу вопросов школьной программы, могут использоваться в различных целях, на различных мероприятиях, и поэтому являются очень ценными.
- 1 2 3
Организация игровой формы урока
Игра – один из видов деятельности человека, приносящая удовольствие. Несмотря на то, что игра не является ведущим видом деятельности, она может значительно повысить эффективность обучения.
При организации игровых форм обучения, как и других, необходимо придерживаться некоторых правил .
-
Правила игры должны быть простыми, четко сформулированными, а математическое содержание материла – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса школьников и будет проводиться лишь для формальности. -
Игра должна давать достаточно знаний для мыслительной деятельности, иначе она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание. -
Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобным и понятным в использовании. В противном случае игра не даст нужного эффекта. -
При проведении соревновательной игры должен быть обеспечен контроль над ее результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учет результатов соревнования должен быть открытым, понятным и, самое главное, справедливым. Иначе может возникнуть ссора среди команд и угаснет интерес к предмету. -
Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в процесс игры может снизить интерес детей в игре. -
Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определенную меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети во всем начнут видеть игру. -
В процессе игры ученики должны математически грамотно приводить свои рассуждения. Их речь должна быть правильно сформулированной, четкой, краткой.
-
Применение игр на уроках математики
Известно, что лучше учится то, что интересно, а интересным бывает то, что увлекает и не бывает скучным. Чтобы уроки перестали быть однообразными и утомительными, необходимо сделать их увлекательными, чтобы ученики хотели делать задания еще и еще, невзирая на время. Этого помогают достичь задания, построенные в игровой форме. Игра – огромный стимул, чтобы добиться успеха там, где, порой не помогают многочисленные упражнения.