Файл: 1. Основные направления социальной защиты сотрудников милиции и анализ нормативных актов по данной проблеме 5.doc
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
лишения родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения), пользуются правовыми и социальными гарантиями, установленными законодательством Российской Федерации для этой категории населения Российской Федерации.
Кроме того, Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в том числе внесены изменения и дополнения в законодательные акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел и внутренних войск МВД России. В частности, произведена замена отдельных натуральных льгот, предоставляемых сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск, на компенсационные выплаты.
Этим Федеральным законом отменено право сотрудников на бесплатный проезд в общественном транспорте, а также льготы по уплате налога на землю и имущество физических лиц. В целях компенсации отмененных льгот и гарантий предусматривается увеличение до 120 процентов надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы. Конкретный размер этой надбавки будет определяться не только в зависимости от сложности выполняемых задач и режима службы, но и с учетом места проживания и прохождения службы, разъездного характера работы и затрат на проезд общественным транспортом, связанных с этими условиями, а также других факторов.
Указанным Федеральным законом введены новые нормы, предусматривающие:
- выплаты сотрудникам на приобретение оздоровительных путевок детям школьного возраста (до 15 лет включительно);
- компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений;
- возмещение расходов государственным и муниципальным медицинским учреждениям за оказание медицинской помощи;
- компенсацию за использование личных автомобилей в служебных целях.
Сотрудникам, уволенным со службы по достижении предельного возраста, выслуге срока службы, сокращению штатов, болезни, ограниченному состоянию здоровья, имеющим выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении), дополнительно устанавливается выплата денежной компенсации в размере фактически уплачиваемых ими земельного налога и налога на имущество физических лиц.
сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Конституционность этого положения была оспорена в Конституционном Суде Российской Федерации администрацией города Коряжма Архангельской области. По мнению заявителя, часть первая статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции" ограничивает право местного самоуправления владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью и противоречит статьям 12, 35 (часть 2), 130 (часть 1), 132 и 133 Конституции Российской Федерации. По жалобе Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 15 февраля 2005 г. N 58-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции" указал следующее: аналогичный вопрос уже рассматривался Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 8 июля 2004 года N 303-О по жалобе Кунгурской городской управы на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 35 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". В данном Определении Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что оспариваемая норма, из которой вытекает обязанность органов местного самоуправления предоставлять сотрудникам уголовно-исполнительной системы жилую площадь в течение трех лет по установленным законодательством нормам, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления, а следовательно, - как противоречащая Конституции Российской Федерации. Возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению сотрудников уголовно-исполнительной системы жилой площадью, по смыслу статьи 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Именно такой порядок предусмотрен применительно к судьям Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 19) и к прокурорам и следователям - Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (пункт 4 статьи 44). Компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований. При этом не нарушается самостоятельность местного самоуправления в распоряжении местными финансами и бюджетом. Часть первая статьи 35 Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в ее конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означает установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить сотрудникам уголовно-исполнительной системы жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации сохраняет свою силу, носит общий характер и в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц. Она в полной мере распространяется на часть первую статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", обязывающую органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции жилой площадью, которая, следовательно, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащая Конституции Российской Федерации.
Сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и участковым уполномоченным милиции жилье, в т.ч. работающим в сельской местности и в поселках городского типа, и членам их семей, проживающих с ними, предоставляется по договорам социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда.
Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Она устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указаны в ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Порядок учета сотрудников милиции, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и участковых уполномоченных милиции определен в Положении о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденном приказом МВД РФ от 24 мая 2003 г. N 345. В Положении установлено, что учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Сотрудники, перемещаемые по службе из другой местности и передающие занимаемые жилые помещения органу, предоставившему данное жилое помещение, включаются в список бесквартирных сотрудников.
Списки утверждаются в январе каждого года после рассмотрения их на заседании комиссий и вывешиваются в доступном для ознакомления месте. Списки вновь принятых на учет сотрудников направляются в установленные сроки в органы местного самоуправления для осуществления контроля.
Кроме того, Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в том числе внесены изменения и дополнения в законодательные акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел и внутренних войск МВД России. В частности, произведена замена отдельных натуральных льгот, предоставляемых сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск, на компенсационные выплаты.
Этим Федеральным законом отменено право сотрудников на бесплатный проезд в общественном транспорте, а также льготы по уплате налога на землю и имущество физических лиц. В целях компенсации отмененных льгот и гарантий предусматривается увеличение до 120 процентов надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы. Конкретный размер этой надбавки будет определяться не только в зависимости от сложности выполняемых задач и режима службы, но и с учетом места проживания и прохождения службы, разъездного характера работы и затрат на проезд общественным транспортом, связанных с этими условиями, а также других факторов.
Указанным Федеральным законом введены новые нормы, предусматривающие:
- выплаты сотрудникам на приобретение оздоровительных путевок детям школьного возраста (до 15 лет включительно);
- компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений;
- возмещение расходов государственным и муниципальным медицинским учреждениям за оказание медицинской помощи;
- компенсацию за использование личных автомобилей в служебных целях.
Сотрудникам, уволенным со службы по достижении предельного возраста, выслуге срока службы, сокращению штатов, болезни, ограниченному состоянию здоровья, имеющим выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении), дополнительно устанавливается выплата денежной компенсации в размере фактически уплачиваемых ими земельного налога и налога на имущество физических лиц.
2. Деятельность подразделений кадровой работы органов внутренних дел по обеспечению социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел.
сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Конституционность этого положения была оспорена в Конституционном Суде Российской Федерации администрацией города Коряжма Архангельской области. По мнению заявителя, часть первая статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции" ограничивает право местного самоуправления владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью и противоречит статьям 12, 35 (часть 2), 130 (часть 1), 132 и 133 Конституции Российской Федерации. По жалобе Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 15 февраля 2005 г. N 58-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции" указал следующее: аналогичный вопрос уже рассматривался Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 8 июля 2004 года N 303-О по жалобе Кунгурской городской управы на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 35 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". В данном Определении Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что оспариваемая норма, из которой вытекает обязанность органов местного самоуправления предоставлять сотрудникам уголовно-исполнительной системы жилую площадь в течение трех лет по установленным законодательством нормам, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления, а следовательно, - как противоречащая Конституции Российской Федерации. Возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению сотрудников уголовно-исполнительной системы жилой площадью, по смыслу статьи 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Именно такой порядок предусмотрен применительно к судьям Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 19) и к прокурорам и следователям - Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (пункт 4 статьи 44). Компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований. При этом не нарушается самостоятельность местного самоуправления в распоряжении местными финансами и бюджетом. Часть первая статьи 35 Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в ее конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означает установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить сотрудникам уголовно-исполнительной системы жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации сохраняет свою силу, носит общий характер и в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц. Она в полной мере распространяется на часть первую статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", обязывающую органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции жилой площадью, которая, следовательно, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащая Конституции Российской Федерации.
Сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и участковым уполномоченным милиции жилье, в т.ч. работающим в сельской местности и в поселках городского типа, и членам их семей, проживающих с ними, предоставляется по договорам социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда.
Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Она устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указаны в ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Порядок учета сотрудников милиции, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и участковых уполномоченных милиции определен в Положении о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденном приказом МВД РФ от 24 мая 2003 г. N 345. В Положении установлено, что учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Сотрудники, перемещаемые по службе из другой местности и передающие занимаемые жилые помещения органу, предоставившему данное жилое помещение, включаются в список бесквартирных сотрудников.
Списки утверждаются в январе каждого года после рассмотрения их на заседании комиссий и вывешиваются в доступном для ознакомления месте. Списки вновь принятых на учет сотрудников направляются в установленные сроки в органы местного самоуправления для осуществления контроля.