Файл: Исследование агрессивного поведения младших школьников согласно исследованиям Михайлов и партнеры. Аналитика каждый второй младший школьник в России (57%).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Согласно исследованиям «Михайлов и партнеры. Аналитика» каждый второй младший школьник в России (57%) сталкивается с проявлением агрессии в школе. Данную статистику приводит электронное издание LIFE.RU. То есть, проявление агрессивности у младших школьников является достаточно распространенным явлением. Основными проявлениями агрессивного поведения отмечен буллинг, вербальная агрессия, а также физическая агрессия.
Проявление агрессивности оказывает влияние не только на развитие эмоционально-волевой и когнитивной сферы ребенка, но и на построение межличностных взаимоотношений в коллективе, получению необходимых в ходе обучения компетенций.
Одной из важнейших задач современной психологии и педагогики является раннее диагностирование и профилактика агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста, потому что именно в это время происходит формирование и бурное развитие основных личностных новообразований, также дети этого возраста наиболее восприимчивы к негативным воздействиям компьютерных игр, средств массовой информации и поведению окружающих людей.
Как указывают Т. Фалибеда, Т.В. Богуцкая, возникновение агрессивности носит отрицательный характер, то есть вопрос профилактики стоит весьма остро. При ее грамотном проведении возможно предостеречь проявление девиантного агрессивного поведения школьников.
При этом, в научной литературе достаточно много определений понятию «агрессивность», некоторые из них рассматривают это явление с разных позиций. Исследованиями данного вопроса занимались зарубежные и отечественные исследователи (А. Басс, К. Лоренц, Т. Г. Румянцева, И. А. Фурманов и др.), выделяя различные способы и методы профилактической работы агрессивного поведения младших школьников. Психологи определяли причинами агрессивного поведения нарушения в эмоционально-волевой и мотивационной сферой, а также характер межличностных отношений в семье. Среди психологов и педагогов данным вопросом занимались В. П. Баженов, Н. А. Сирота, З. В. Фоменко и др.
На сегодняшний момент в науке и практике разработаны подходы к осуществлению профилактической деятельности агрессивного поведения социальным педагогом, однако, их недостаточно. Налицо противоречие между необходимостью профилактики и отсутствием необходимых методических разработок в отношении коррекции агрессивного поведения в младшем школьном возрасте. Следовательно, возникает потребность в апробации социально-педагогической деятельности по профилактике агрессивного поведения младших школьников, что обуславливает актуальность данного исследования.
Объектом нашего исследования является агрессивное поведение младших школьников.
Предмет исследования – психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения младших школьников.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить программу психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе.
2. Проанализировать психологические особенности агрессивного поведения младших школьников.
3. Выявить основные формы и методы социально-педагогической профилактики агрессивного поведения младших школьников.
4. Определить этапы, методы и методики исследования.
5. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
6. Разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников.
7. Проанализировать результаты формирующего эксперимента.
8. Разработать психолого-педагогические рекомендации родителям и педагогам по коррекции агрессивного поведения младших школьников.
План исследования:
1. Написание введения, раскрытие актуальности исследования. Выявление объекта, предмета целей и задач исследования. Подбор и описание методов и методик исследования.
2. Подбор и изучение научной литературы по теме исследования.
3. Вступительная часть. Рассмотрение существующих концепций и гипотез по теме исследования. Выдвижение собственной теории, требующей доказательства.
4. Основная часть исследования. Проведение практических опытов на основе теоретической базы.
5. Заключение. Изложение полученных результатов и выводов.
6. Составление библиографического списка.
7. Подготовка наглядного материала.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
‒ исследования о сущности, методах и формах снижению агрессивного поведения в работе;
‒ особенности детей с агрессивным поведением;
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы, синтез, обобщение, целеполагание, моделирование.
2. Эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий), тестирование по методикам:
-
Исследование агрессивности детей (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина); -
Опросник агрессивности А. Басса и А. Дарки; -
«Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой.
В исследовательской работе были использованы теоретические методы исследования, т.к., для глубокого изучения темы исследования необходимо владеть основными понятиями, знать основных авторов и их концепции. На основе теоретической базы, в дальнейшем, планируется практическая часть исследования.
Также, в ходе научно-исследовательской работы использованы эмпирические методы. На практическом этапе работы, мы исследуем агрессивное поведение, используя педагогическое наблюдение, анализ продуктов деятельности. По завершению исследования проводим количественный и качественный анализ результатов исследования, делаем выводы.
Методики, использованные в исследовании, использованы для диагностики агрессивного поведения. На основе первичной диагностики, в дальнейшем, можно делать выводы, выявить какой процент детей находится на высоком уровне тревожности и сформировать методики, позволяющие снизить высокий уровень агрессивности.
Выводы:
Данное исследование посвящено изучению социально-педагогической деятельности по профилактике агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. В ходе теоретического анализа литературы нами рассмотрены подходы к проблеме деятельности социального педагога по профилактике агрессивного поведения младших школьников, а также выделены основные формы и методы социально-педагогической профилактики агрессивного поведения младших школьников. В ходе опытно-экспериментальной работы мы разработали и апробировали программу профилактики агрессивного поведения младших школьников
АННОТАЦИЯ
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить программу психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников
На сегодняшний день одной из наиболее важных тенденций современного образования является возрастающая роль личной парадигмы, выражающаяся в создании благоприятных условий для полного проявления личных функций субъектов образовательных отношений.
Стоит отметить, что специфической чертой педагогического труда выступает ответственность педагога за результат межличностного общения с учениками, качество образовательного процесса,
поскольку взгляды и суждения учителя оказывают воздействие на собственный выбор способов поведения, а также творческие возможности учителя, улучшающие качество образования.
Сосуществовать в одном коллективе без конфликтов практически невозможно в современном обществе, в том числе в школьном коллективе. Как и в любом обществе у учащихся возникают разногласия и ссоры, которые могут перерасти в конфликт.
Мы сталкиваемся с конфликтами почти каждый день. И чаще всего они рассматриваются, как негативные явления, которые могут отрицательно сказываться, как на подростке отдельно, так и на коллективе в целом, но они очень важны, так как с помощью них можно снять разногласия. Поэтому важно научить подростков правильно разрешать конфликтные ситуации и реагировать на них. Если подростки не будут уметь разрешать конфликты, в дальнейшем это может перерасти в агрессивное поведение, а потом и в девиантное.
Э.О. Уилсон рассматривает агрессию как физическое действие или угроза его возникновения со стороны человека, который уменьшает свободу другого. Д. Мацумото определяет агрессию в виде поступка, наносящего физический или психический урон для другого человека. В работах А. Басса агрессия определяется двумя способами:
-
агрессия является реакцией, при помощи которой организм человека получает ряд болевых стимулов; -
агрессия – это явление, которое реализовывается в поведении и специфических действиях – угрозе, нанесении ущерба другим людям.
Рядом психологов отмечается, что нужно знать намерения агрессии. Так, Р. Бэрон и Д. Ричардсон определяют агрессию как решительные меры, принимаемые для завладения каким-либо объектом, принадлежащему другому человеку. Л. Берковиц отмечает, что агрессия является видом физического поведения, которое мотивировано намерением причинения вреда другому человеку. М. Раттером отмечается, что агрессия относится к неодобряемой форме поведения, сказывающаяся в плохих отношениях с окружающими людьми и проявляющееся в ссорах, драках, демонстративном неповиновении и др.
А. Басс определяет агрессивное поведение как любое поведение, которое содержит угрозу и наносит ущерб окружающим людям. Классификация проявления агрессивного поведения происходит по некоторым критериям: физическое-вербальное, прямое-косвенное и активное-пассивное агрессивное поведение. При сопоставлении данных критерием, психологом выделяется восемь триад, которые лежат в основе агрессивного поведения.
Как определяет в своем исследовании Т. Н. Мосина, существует ряд причин появления агрессивности у младших школьников. Сопровождается появление данного состояния возрастными кризисами. Вспышки агрессии также могут быть вызваны заболеваниями мозга, какими-либо воспалительными процессами в организме. Также данный вид поведения может быть вызван недостатком внимания, выходом накопленного напряжения и т.д.
Автором исследования выделяются факторы, которые обуславливают появление у младших школьников агрессивного поведения:
-
Индивидуальный фактор, он определяет психобиологические предпосылки к появлению асоциального поведения, они могут затруднять процесс адаптации; -
Психолого-педагогический фактор, он определяется некоторыми дефектами в семейном и школьном воспитании; -
Социально-психологический фактор, он определяется неблагоприятными особенностями взаимодействия ребенка со своим окружением; -
Личностный фактор, он определяет избирательное отношение ребенка к окружающей среде; -
Социальный фактор, он определяется социально-экономическими условиями.
Младший школьный возраст характеризуется еще и тем, что на первый план (как более авторитетное лицо) выходит учитель, родители отходят на второй план. Кризис семи лет проще проходит в тех семьях, в которых родители принимают и понимают данную возрастную особенность, стараются приводить учителя в пример. Такая установка приводит к возникновению у детей более развитой эмоционально-мотивационной сферы. Ю. А. Башкатовой отмечается, что внешние события и переживания детей также составляют содержание их переживаний, они складываются в зависимости от логики чувств младшего школьника, его переживаний и ожиданий. При нарушениях возникает конфликт, разочарования и обиды, все это может привести к возникновению у детей агрессивного поведения.