Файл: 37 глава военнослужащий и его семья как объект социальной работы.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Военно-социальная работа представляет собой деятельность органов военного управления по реализации установленных законодательством социальноэкономических прав и льгот военнослужащих и обеспечению на данной основе социальной защиты указанной категории населения. Деятельность по обеспечению социальной защиты выступает в качестве одного из средств, гарантирующих военнослужащим реализацию их правового статуса как необходимое условие эффективности социального обеспечения, определяемого государством своим защитникам.
Военно-социальная работа представляет собой социально-правовой механизм разрешения сложившегося противоречия между законодательно определенным статусом военнослужащих и реальным их положением в обществе, то есть социальным статусом. Уровень решения этой задачи на конкретный момент времени определяется учеными как социальная защищенность. Она отражает степень реализации важнейших социальных прав различных категорий военнослужащих, удовлетворения материальных и духовных потребностей и интересов личности, соответствие социального положения военнослужащих той роли, которую они призваны играть в жизни общества.
В современной теории военно-социальной работы следует различать широкую и узкую трактовку данной деятельности. В широком смысле военно-социальная работа - влияние государственных органов, органов военного управления, воинских должностных лиц и общественности на социальное обустройство войск через формирование и реализацию государственной социальной политики, направленной на создание благоприятных условий жизнедеятельности каждого военнослужащего и его семьи. В более узком понимании военносоциальная работа - это профессиональная деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и направленная на оказание индивидуальной помощи военнослужащему, его семье или группе лиц через информирование, консультирование, прямую натуральную помощь, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность по разрешению трудных ситуаций и помогающую им в этом.
Вместе с тем военно-социальная работа является составной частью более широкого понятия - социальной работы, под которой понимается проявление гуманного отношения общества к отдельному человеку и группам лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Социальная работа отличается от благотворительности своей ориентацией не только на помощь в решении повседневных проблем, но и на развитие у нуждающихся техники преодоления трудностей и навыков саморегуляции. По своей сути социальная работа представляет собой форму государственного и негосударственного воздействия на отдельного человека и группы людей и призвана обеспечить должный материальный, социальный и культурный уровень жизни граждан, восстановить по мере необходимости способности людей к функционированию в обществе.
Несколько по-иному обстоит дело с социальной работой в воинской среде. Военнослужащий не ограниченно трудоспособен, а ограничен в своих возможностях вести дополнительную трудовую деятельность для повышения своего благосостояния. Следовательно, объектом военно-социальной работы необходимо считать всех военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных силах, а также их семьи. Особенности военной службы, выполнение Вооруженными силами специфических функций в интересах государства требуют и специфических форм и методов социальной работы.
Необходимость возникновения института социальной работы в Вооруженных силах продиктована следующими обстоятельствами:
-
коренным изменением статусно-ролевого положения военнослужащих, когда контрактные обязательства, все больше наполняясь реальным смыслом, требуют установления ответственности государства перед военнослужащими за обеспечение минимума социальных благ, предусмотренных законом; -
наличием большого количества нерешенных социально-бытовых проблем гарнизонов; -
необходимостью осуществлять более широкие и предметные связи военного командования с местными органами власти, судебными структурами, общественностью по решению социально-бытовых вопросов обеспечения военнослужащих; -
объективной необходимостью увеличения объема работы с семьями военнослужащих.
С учетом имеющегося в этой сфере богатого мирового опыта можно выделить следующие тенденции в развитии социальной работы в воинской среде: социальная работа с военнослужащими и членами их семей организуется как военным ведомством, так и неправительственными организациями: ассоциациями, фондами, агентствами; социальная работа проводится не только с теми, кто проходит службу, но и с теми, кто уволен с военной службы; система социальной работы располагает собственной финансовой и материальной базой, газетами и журналами; необходимо всемерное развитие специализированного социального законодательства.
Названные обстоятельства дают все основания выделять социальную работу с военнослужащими в относительно самостоятельное направление в деятельности командиров, других должностных лиц, органов военного управления. Она обладает специфическими признаками, имеет свою правовую основу, является важным фактором успешного решения социальных проблем воинских частей и гарнизонов, отдельных военнослужащих. Ее суть - в осуществлении разного рода мероприятий по изучению и прогнозированию развития социальных процессов в воинских коллективах и районах дислокации воинских частей, а также в выработке, принятии и организации исполнения управленческих решений по осуществлению социальной защиты военнослужащих.
Необходимо предусмотреть организацию и проведение правового воспитания различных категорий военнослужащих, индивидуальную юридическую помощь в целях разрешения конкретных социально-правовых проблем, обучение командиров, других должностных лиц правовым основам служебной деятельности по осуществлению социальной защиты подчиненных. Важным вопросом в подобной работе является также рассмотрение и разрешение жалоб и заявлений военнослужащих и членов их семей, координация деятельности, взаимодействие и партнерство с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями в деле осуществления социальной защиты военнослужащих и их семей.
Новые реалии требуют более полного учета интересов военнослужащих и членов их семей, наличия эффективно функционирующего института социальной работы с ними. Только в этом случае военнослужащие смогут более активно и заинтересованно выполнять свой воинский долг. Следовательно, деятельность по осуществлению социальной защиты военнослужащих должна стать обязательной функцией государственных учреждений, руководителей военных ведомств, командиров, штабов и тыловых служб.
Социальную работу с военнослужащими можно определить как осуществляемую в тесном взаимодействии с органами государственной власти, общественными объединениями деятельность органов военного управления, воинских должностных лиц с использованием правовых, организационных, воспитательных средств по реализации установленных законодательством прав и льгот военнослужащих и членов их семей и созданию на этой основе социальных условий для более эффективного решения задач боевой готовности, укрепления правопорядка и воинской дисциплины, поддержания высокого уровня морально-психологического состояния военнослужащих. Следует отметить, еще одну проблему альтернативной службы «по наличию судимости» и «по состоянию здоровья». При этом вводят новый критерий призыва — «изъявление желания выполнить общественно полезную работу».
Для граждан, призванных по религиозным убеждениям, прохождение альтернативной службы предусматривает выполнение общественно полезных работ продолжительностью 108 часов за период службы продолжительностью 18 месяцев и внесение денежного взноса в размере 250 расчетных показателей (25 тысяч сомов) в доход республиканского бюджета. Согласно действующей редакции, взнос составляет 180 расчетных показателей.
Общественно полезная работа выполняется служащими альтернативной службы в свободное от основной работы и учебы время не свыше четырех часов в день, а неработающими — не свыше восьми часов в день.
Эта работа — бесплатный труд в пользу государства, вид которого определяют местные органы власти (уборка улиц, служебных помещений; очистка ирригационных систем; озеленение; оказание помощи одиноким пожилым людям, инвалидам; участие в ликвидации стихийных бедствий и так далее).
2.2 Социальная защита и трудоустройство военнослужащих и их семей
Переход к рынку, реформирование государственных структур, в том числе и Вооруженных Сил, обусловили необходимость усиления социально-экономической защищенности военнослужащих.
Относясь к специфической сфере занятости, военнослужащие выполняют социально-ответственные функции, возложенные да них государством и обществом и, как и все люди, нуждаются в предметах потребления, услугах, жилье, необходимых им для качественного выполнения воинского долга. Невозможность удовлетворить те или иные потребности сказывается на полноте выполняемых обязанностей.
В настоящее время в Кыргызстане для военнослужащих права и социально-экономические гарантии определены пакетом законов, юридически обеспечивающих средний уровень удовлетворения их потребностей. Но их практическая реализация по некоторым на направлениям будет затруднена, несмотря на то, что приняты в законодательном плане соответствующие решения. Сада следует отнести: обеспеченность жильем, трудоустройство членов семей увольняемых военнослужащих, социально-бытовое обслуживание.
Обеспеченность жильем - это самая острая проблема в современных условиях в КР. Кризисные явления в экономике, распад союзных структур, образование национальных Вооруженных Сил привели к свертыванию жилищного строительства в целом и в Вооруженных Сил КР в частности. Армия бесквартирных растет из года в год, насчитывая в своих рядах многие десятки тысяч человек. Отсутствие служебной площади в гарнизонах по причине ее общего недостатка вынуждает военнослужащих снимать «углы» у частных лиц.
В связи с этим их семьи встают на грань полунищенского существования, так как компенсация за наем жилья на практике составляет лишь незначительную долю затрат. Удовлетворить потребности в колье за счет наращивания объемов строительства в создавшейся ситуации невозможно из-за недостатка строительных материалов, техники, энергоносителей и их дороговизны. Высокая рыночная стоимость и продолжительные сроки строительства не позволяют воспользоваться уволенным в запас военнослужащим безвозвратной ссудой на приобретение жилой площади
, тая как размер их пенсий и возможных накоплений не дает возможность сделать соответствующие взносы в кооперативные организации либо строить жилье самим.
Возведение служебного жилья проблематично по той же причине. На военнослужащих и членов их семей оказывает давление и безработица. В настоящее время значительное число членов семей военнослужащих, находящихся в отдаленных гарнизонах, большинство которых имеют высокую профессиональную подготовку, подвержены вынужденной безработице. Причем она порой длится годами.
Кроме того, увольняемые военнослужащие испытывают трудности о устройством на работу в силу специфики их военной деятельности. В первом случае Законом предусмотрены выплаты компенсаций или пособий со стороны государства беззаботным членам семьи. Во втором- предписывается профессиональная ориентация и соответствующая доподготовка уволенных, предоставление им условий для проживания и возможности трудоустроиться в течение определенного периода на новом, топора уже постоянном месте жительства. При отсутствии условий реализации законов соответствующей инфраструктуры данные вопросы решить будет затруднительно.
Гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права по трудоустройству и социальному обеспечению.
Предоставление работы с учетом их специальности не позднее месячного срока со дня обращения в органы государственной службы занятости населения, на государственные (муниципальные) предприятия, в государственные (муниципальные) учреждения или организации.
Сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва (поступления) на военную службу на государственных (муниципальных) предприятиях, в государственных (муниципальных) учреждениях или организациях, права поступления на работу на те же предприятия, в те же учреждения или организации, а за проходившими военную службу по призыву и офицерами, призывавшимися на военную службу на два года из запаса, также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу.
Зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по обязательному государственному социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении льгот, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года.