Файл: 37 глава военнослужащий и его семья как объект социальной работы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Преимущественное право оставления на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников.

Обеспечение гражданам, уволенным по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, бесплатного приобретения профессионального образования.

Предоставление гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством в порядке, устанавливаемом Правительством КР.

Предоставление не позднее месячного срока с момента обращения военнослужащих, уволенных с военной службы, мест для их детей в дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от их ведомственной принадлежности.

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости органами государственной власти, органами государственной власти субъектов КР путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

1) осуществления льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;

2) установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

3) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

4) стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

5) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

6) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

7) организации обучения инвалидов новым профессиям.

По представлению государственной службы занятости Государственный фонд занятости населения перечисляет суммы организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности на создание рабочих мест для инвалидов сверх утвержденной квоты, а также общественным объединениям инвалидов на создание специализированных предприятий (цехов, участков), применяющих труд инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.


Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств государственного бюджета, средств бюджетов субъектов КР, Государственного фонда занятости населения КР, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате стихийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счет средств государственного бюджета.

Материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством КР. Получение компенсаций и других денежных выплат одного вида не лишает инвалидов права на получение других видов денежных выплат, если у них есть для этого основания, предусмотренные законодательством КР.
2.3 Совершенствование социальной защиты военнослужащих как решение социальных проблем военнослужащих.

Ситуация в военных частях Кыргызстана давно требовала мониторинга и, наконец, дождалась его: при поддержке Организации по безопасности в Европе (ОБСЕ) Общественный фонд «Кылым Шамы» подготовил отчет «Соблюдение прав военнослужащих Кыргызской Республики», презентация которого состоялась 18 февраля в Бишкеке1. В отчете говорится, в частности, что в свете часто повторяющихся в последние годы печальных инцидентов – массовых побегов, дезертирства, смерти военнослужащих, - становится очевидным, что Вооруженные силы страны нуждаются в полном реформировании.

Напомним несколько самых громких случаев, произошедших за последние годы.

20 августа 2012 года военнослужащий погранзаставы Каракольского погранотряда «Эчкили-Таш» расстрелял пятерых человек и скрылся с оружием. Позже его выследили и после отказа сдаться застрелили.

4 февраля 2013 года 39 солдат-срочников, охранявших резиденцию «Ала-Арча-1» на тот момент президента страны Алмазбека Атамбаева, сбежали с места службы. Позже родственники солдат заявили, что причиной стали издевательства со стороны офицеров. Министерство обороны, естественно, эту информацию опровергло, назвав побег солдат «ребяческим протестным поведением».



17 января 2015 года один из военнослужащих инсценировал вооруженное нападение на пограничную заставу «Айкол» Лейлекского пограничного отряда, что на границе с Таджикистаном, в ходе которого погиб начальник погранзаставы и ранены двое военных.

«В нашу организацию часто обращались матери погибших во время несения военной службы, - сообщила на презентации отчета директор «Кылым-Шамы» Азиза Абдирасулова. - Практика показала, что ответственность за их смерть никто не несет. Родители погибших не получили ни правовую, ни денежную помощь в связи с утерей кормильца. Когда мы начали разбираться в этом вопросе, выяснилось, что множество проблем связано не только с неуставными отношениями, но и с вопросами обеспечения минимальных прав по условиям содержания, доступа к медицине и так далее. Нарушаются права не только солдат, а всех военнослужащих. Вызывает опасение тот факт, что опытных военных становится все меньше, они уходят на пенсию, а молодых мало. Но даже в таких плохих условиях военные стараются сами что-то делать. Например, чинить разваливающиеся казармы. Очень часто без работы остаются жены военнослужащих, и когда они достигают пенсионного возраста, получать пенсию из-за отсутствия стажа не могут. И таких примеров много. А какое в ответ отношение государства к нашим военнослужащим?»

Отношение государства можно оценить по уровню зарплат военных. К примеру, сержанты получают 10-12 тысяч сомов ($163-196), младший офицерский состав - 16-18 тысяч сомов ($262-295), самые высокие зарплаты с выслугой лет доходят до 25 тысяч сомов ($409). Пограничный спецназ называл зарплату чуть больше $300, а ведь эти люди защищают рубежи страны.

Глава Центра ОБСЕ в Бишкеке Сергей Капинос отметил, что «вооруженные силы играют ключевую роль в обеспечении безопасной среды». «При выполнении своих обязанностей военнослужащие должны уважать права человека. Однако делать это в ходе решения своих задач они будут лишь в том случае, если их собственные права будут гарантированы. Но ситуация не такая идеальная, из военных частей к нам приходят тревожные сигналы, связанные с грубейшими нарушениями прав военнослужащих. Это и стало импульсом для начала совместной деятельности по мониторингу военных частей», - пояснил Капинос.

Мониторингом было охвачено 70 учреждений по всему Кыргызстану, из них 22 подведомственны Генеральному штабу ВС и Министерству обороны, 34 – Государственной пограничной службе, по шесть - Национальной гвардии и Департаменту охраны и конвоирования Государственной службе исполнения наказаний (ГСИН), два - Министерству чрезвычайных ситуаций. В ходе исследования были опрошены 1115 военнослужащих срочной службы.


В комментарии «Фергане» консультант по правам человека «Кылым Шамы» Гульшайыр Абдирасулова, которая участвовала в мониторинге военных частей, отметила, что необходимость в проведении такого исследования назревала давно. «Последние годы все чаще появляется информация о фактах смерти военнослужащих и дедовщины, в интернете есть видео, где запечатлены издевательства в армии, одновременно стали проходить пикеты родственников военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы. По официальной версии - информации Военной прокуратуры Кыргызстана, - за период с 2010 года по октябрь 2013 года в стране было зарегистрировано 50 фактов смерти военнослужащих. Причинами смерти военнослужащих указаны суицид (26 случаев), убийство (8), утопление (6), приграничный инцидент (1), несчастный случай (2), болезнь (4), дорожно-транспортное происшествие (2). В 2014 году было зафиксировано 13 случаев суицидов среди военных. В 30 процентах случаев органами прокуратуры возбуждаются уголовные дела, и только в 15-20 процентах случаев дела доходили до суда», - рассказала собеседница.

По ее словам, ситуация во всех частях разная, где-то солдаты очень запуганы. «Были части, где нам возвращали пустые анкеты: солдаты даже не стали отвечать. Проблем очень много. Во время следующего мониторинга, а он обязательно будет, мы хотим раскрыть вопросы насилия в армии (морального, физического, сексуального). Также мы хотим выборочно еще раз объехать те части, где, по нашему мнению, было выявлено наибольшее число проблем. Кроме того, периодические мониторинги могут служить в качестве превентивного механизма. Радует, что у Генерального штаба Вооруженных сил Кыргызстана есть желание продолжать сотрудничество, они даже просят, чтобы мы ездили по частям и разговаривали с солдатами о правах человека, о недопустимости насилия», - сообщила Гульшайыр Абдирасулова.

Один из приведенных в отчете случаев. Нурланбек уулу Чынгыз служил в Погранвойсках, умер на посту «Ак-Жол». Его мать, Динара Кыдыралиева, рассказала следующее: «15 мая 2012 года я отправила сына в армию, через два месяца он начал рассказывать, что там его избивают, что ему там плохо. Когда я подняла этот вопрос, его начальники сказали, что все хорошо, и такого больше не повторится. 5 октября моего сына избили, застрелили и привезли мне его тело. Уже год я ищу справедливости, борюсь с судами. Ребята, которые стреляли, сейчас задержаны, но они отрицают свою вину, их родители дают деньги судьям и прокурорам, а мы решили искать справедливости. Руководство Погранслужбы ничего не говорит, молчит».


Еще одна проблема киргизской армии, которая зафиксирована в отчете, – неудовлетворительное физическое и психологическое состояние солдат. В 2011 году по состоянию здоровья и из-за негодности к строевой службе из армии вернули 22 солдата, а за шесть месяцев 2012 года число слабых здоровьем военнослужащих составило 33 человека. Причину этого Минобороны видит в слабой работе призывных комиссий на местах.

Распространено в армии насильственное изъятие и вымогательство обмундирования, продуктов питания и денег. На вопрос «Известны ли Вам случаи вымогательства денег, продуктов, посылок, пополнения баланса на мобильные телефоны и др. на территории воинской части?» утвердительный ответ дали 79 человек. Причем вымогательство называлось и среди причин суицида. К примеру, как говорится в заявлении матери одного скончавшегося солдата, старослужащие и военнослужащие контрактной службы заставляли ее сына «рожать», то есть доставать сигареты, продукты, водку. В результате ее сын задолжал расположенному на территории части магазину, о чем не смог рассказать матери, и повесился. Кроме того, известны случаи, когда военнослужащих привлекают к работам, не связанным с военной службой.

В ходе мониторинга было установлено, что в воинских частях практикуются виды наказания, не предусмотренные Дисциплинарным уставом.

Согласно данным мониторинговой группы, 16,7 процента опрошенных военнослужащих срочной службы не имеют среднего образования, некоторые даже не умеют читать и писать. Возникает вопрос: как эти солдаты учат устав и занимаются другой деятельностью?

Отмечено, что, несмотря на наличие в стране различных этнических меньшинств, армия является мононациональной: 94,6 процента составляют киргизы. Родители 61,8 процента военнослужащих срочной службы, по результатам опроса, не работают, 9,3 процента являются детьми трудовых мигрантов.

«В законодательстве нет четкой нормы, что сироты имеют право на отсрочку. Когда мы спрашивали парней, почему они не пошли на альтернативную службу, ведь это дало бы им возможность работать, большинство ответило, что у них не было на это денег», - пояснила Гульшайыр Абдирасулова.

Из 1115 опрошенных срочников девять отметили, что попали в армию в результате принудительной доставки, еще трое – в ходе облав. Одна из таких облав, к примеру, произошла 30 мая 2013 года в узбекской махалле города Ош: местных парней забирали в военкоматы, несмотря на то, что у них не было повесток, а сами они являлись студентами.