Файл: 37 глава военнослужащий и его семья как объект социальной работы.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В отчете можно заметить несоответствие ответов солдат с наблюдениями мониторинговой группы. Например, 77 процентов опрошенных оценили условия проживания в казармах как хорошие. А наблюдатели отметили, что во многих частях состояние матрасов и постельного белья было неудовлетворительным: матрасы жесткие и с комками, простыни изношенные и рваные. Полотенца для ног не соответствовали количеству военнослужащих, прикроватные тумбочки иногда предоставлялись в пользование сразу четырем военнослужащим. Хуже всего ситуация с постельным бельем оказалась в воинских частях Национальной гвардии.
Наблюдатели отметили, что все охваченные мониторингом казармы были построены в советское время и нуждаются в ремонте или новых строениях, в некоторых частях зафиксированы дырявые полы, во многих отсутствовали даже лампочки освещения.
На вопрос, где военные получают форму, 85,9 процента ответили, что ее выдает воинская часть. Но ее качество оставляет желать лучшего: сделана из синтетики, не пропускает воздух летом и не держит тепло зимой, ее хватает лишь на 4-6 месяцев, после чего военные - и солдаты, и офицеры, - либо покупают новую за свой счет, либо ходят в заплатках.
Были жалобы и на плохое питание. Низкое качество еды, подаваемой в столовых воинских частей, отметил 101 военнослужащий. Ответы дополнялись такими оценками, как «невкусно», «плохо готовят». Еще 188 человек сообщили, что их не устраивают порции. Наблюдатели отметили, что выделяемых 60 сомов (около $1) в день на питание военнослужащих срочной службы недостаточно.
Омбудсмен Кыргызстана Бактыбек Аманбаев сообщил, что даже на питание заключенных выделяется больше - 86 сомов ($1,4). «Кроме питания, нарекание вызывает медицинское обслуживание в военных частях, - продолжил омбудсмен. - Многие медицинские пункты нуждаются в капитальном ремонте, во многих местах не то, что горячей воды, нет раковин для мытья рук. Чаще всего военнослужащие, согласно записям в медицинских книгах, жалуются на зубную боль, фурункулы, варикозное расширение вен, паховые грыжи и тому подобное».
По мнению мониторинговой группы, причинами основных проблем в киргизской армии являются низкий профессиональный уровень офицеров и отсутствие должного контроля командиров и начальников над личным составом. Кроме того, тщательно скрываются от общественности факты коррупции со стороны офицерского состава, случаи разбойных нападений срочников на гражданских лиц и воровства.
Группа мониторинга отметила, что внутренними документами установлены определенные механизмы направления обращений и жалоб со стороны военных, однако военнослужащие срочной службы не имеют доступа к средствам связи (телефон) и порой даже к бумаге и ручке.
«Как солдат, у которого возникли проблемы, может пожаловаться военному прокурору, если у телефонного аппарата стоит дежурный?! Да, военнослужащим разрешается при необходимости воспользоваться телефоном командира, но естественно, последний будет отслеживать разговор. А ведь доступ к личному телефону или бумаге с ручкой мог бы помочь рядовым», - подчеркнула Азиза Абдирасулова.
После презентация отчета и выступлений правозащитников слово получили военные. Но диалога не получилось: офицеры ограничились сухими, лаконичными ответами и заявлениями, что все указанные проблемы родом из СССР, но в настоящее время активно решаются.
В частности, начальник управления по воспитательной работе Генерального штаба Кыргызстана полковник Бакыт Жапаров отметил, что лично он не почерпнул из презентованного отчета ничего нового. «Часть проблем нам была передана по наследству из СССР, часть образовалась с момента создания суверенных войск. Однако Генштаб прикладывает все усилия для их решения, реализуется много мероприятий, в том числе и по обеспечению социальных прав военнослужащих. Уже развернута жилищная программа вооруженных сил. Поднимается вопрос о предоставлении отслужившим льгот при поступлении на бюджет в вузы, при устройстве на работу», - перечислил офицер.
«Разве не было этих же проблем у легионеров, войск Чингиз-хана и Суворова? Я давно служу в военных силах КР и помню истоки их создания, вот тогда был полный упадок, голод и холод. Не сравнить с нынешними условиями, сейчас ситуация намного лучше. Мы хотим иметь мобильную и боеспособную армию, которая сможет защитить страну, мы стремимся к этому, но нам еще многое предстоит сделать», - заявил глава ГСИН Советбек Арбаев.
Более рационально в комментарии «Фергане» высказался заместитель начальника Генштаба Киргизии Зарылбек Капаров. Он отметил, что нет никакого смысла замалчивать проблемы, их надо решать.
«Роль гражданского общества возрастает и мы не против сотрудничества. Да, мы согласны с большей частью изложенного в отчете. Однако есть несколько замечаний. Первое касается питания: 60 сомов мы должны выделять согласно постановлению правительства. Но за счет внутренних средств ведомства сумма увеличена и военные получают питание на 150 сомов. Мы их зарабатываем за счет альтернативной службы и так далее, но вместо того, чтобы пускать эти деньги на решение социальных проблем, мы тратим их на одежду и питание. Например, в прошлом году нам из бюджета страны выделили лишь 37 процентов [требуемых средств], все остальное мы погашали самостоятельно.
Второе - форма. Я тоже ношу эту некачественную форму. Военным ставили задачу выехать в Китай, выбрать там качественную форму и ввести ее в течение полугода. На словах все было отлично, но на реализацию уходит больше времени. Однако мы собираемся уже весенний призыв переодеть в новую форму. Прежде чем ее ввести, я сам ее месяц носил – тестировал. Она хорошая, износоустойчивая, дышит», - заверил Капаров.
На замечание, что присутствовавшие на презентации военные были пассивны и отвечали стандартными фразами, Капаров ответил: причиной тому - менталитет. «Мы еще побаиваемся поднимать острые проблемы и критиковать. Например, у военного нет квартиры, должность под вопросом и ему невыгодно выступать с критикой. А если бы каждый четко знал свои права и был уверен, что даже в случае критики его должность за ним сохранится, то был бы смелее», - считает офицер.
По поводу большого количества суицидов Зарылбек Капаров заметил, что в этом вопросе нельзя упрекать только военных. «У солдат действительно бывают бытовые проблемы. Ну и, конечно же, плохая работа командования имеет место. Не во всех частях командиры и замполиты являются психологами. Да даже психологом необязательно быть. Ну, вот видит командир, что его подчиненный без настроения, так надо подойти и узнать, в чем дело. А некоторые этому не придают значения, вот здесь уже вина военных. Мы работаем над этим, но офицеры тоже люди и у них своих проблем достаточно - нет детсадов при частях, женам негде работать и так далее», - посетовал собеседник «Ферганы».
На вопрос о том, какие меры предпринимает командование воинской частью для борьбы с насилием, 15,5 процента ответили, что оно его негласно поддерживает
Эти виды наказаний указали 214 военнослужащих. «Табуретка» – разбивание табуретки о голову человека; другой вариант – табуретку ставят вплотную к стене, сажают на нее солдата, потом табуретку вынимают, солдат берет ее за ножки и держит определенное ему время, иногда на табуретку ставят воду или горячий чай. «Слоник» - на солдата надевают противогаз, перекрывают доступ воздуха, потом резко открывают доступ, дают глотнуть воздуха и бьют в грудь рукой или ногой. «Велосипед» - солдат лежит на спине, между пальцами его ног вставляют спички, зажигают их и заставляют солдата «крутить педали». «Стодневка» - особо почитаемый «дедами» ритуал, который начинается ровно за 3 месяца и 10 дней до приказа об увольнении старослужащих из армии. Формы проявления «стодневки» самые разные. Каждую ночь молодые солдаты должны класть под подушку дембелям сигареты, на которых должно быть написано, сколько «дедушке» осталось до приказа. Непослушных ждет издевательское наказание (например, собрать за ночь 100 окурков.) Солдат могут заставить рассказывать «дедам» сказки по ночам или петь им колыбельные. Кто путает слова, будет учить их всю ночь и останется без сна.
По данным группы мониторинга, в некоторых военных частях вообще нет воды, и приходится ежедневно ее привозить.
1Источник информации: http://www.fergananews.com/articles/8416
http://server.stanradar.com/news/full/15165-armija-kyrgyzstana-bednost-suitsidy-dedovschina.html