Файл: 1. Теория потребительского поведения. Равновесие потребителя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

AD=C+G+I+Xn, то есть совокупный спрос – это спрос, предъявленный на товары и услуги, произведенные внутри страны + импорт.

Графической формой совокупного спроса является кривая совокупного спроса, которая показывает обратную зависимость между совокупным спросом и уровнем цен в экономике (см. рис.)


Обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен объясняется следующими макроэкономическими эффектами.

  1. Эффект процентной ставки. Рост цен увеличивает спрос на деньги, так как чем выше уровень цен, тем больше требуется денег потребителям, чтобы покупать необходимые товары, и производителям, чтобы покупать сырье, материалы, выплачивать заработную плату. Рост спроса на деньги увеличивает процентную ставку, в результате кредиты становятся более дорогими. Это приводит к уменьшению инвестиционной активности и сокращению объема совокупного спроса.

  2. Эффект реального богатства. С ростом цен реальное богатство экономических субъектов в виде наличных денег, средств на счетах в банках, ценных бумаг обесценивается. Население становится беднее, его доходы падают и оно сокращает свои расходы, в результате объем совокупного спроса уменьшается.

  3. Эффект импортных закупок. Рост цен внутри страны приводит к перераспределению спроса с более дорогой отечественной продукции на более дешевую импортную продукцию, что сокращает чистый экспорт, в результате объем совокупного спроса уменьшается.

На совокупный спрос влияют следующие неценовые факторы (см. табл.)


Субъекты и характер их спроса

Воздействующие факторы

Домашние хозяйства (потребительские расходы)

  • доходы потребителей;

  • налоги с населения;

  • ожидания потребителей относительно получаемых доходов и уровня цен;

  • задолженность потребителей

Государство (государственные закупки товаров и услуг)

  • изменения в объемах государственных расходов

Бизнес (инвестиционные расходы)

  • уровень процентных ставок;

  • налоги на бизнес;

  • ожидания бизнеса в отношении получаемой прибыли;

  • развитие технологии

Внешняя экономика (чистый экспорт)

  • курс национальной валюты;

  • национальный доход зарубежного партнера



Совокупное предложение (AS) – общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено при разных уровнях цен.

Графической формой совокупного предложения является кривая совокупного предложения, которая состоит из трех отрезков: кейнсианского (горизонтального), классического (вертикального) и восходящего (промежуточного) (см. рис.).


Для каждого отрезка кривой совокупного предложения характерны особые состояния экономики (см. табл.)


Состояние экономики, отражаемое отрезками кривой совокупного предложения

Горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения

  1. Состояние спада в экономике:

  • неполная загрузка производственных мощностей;

  • массовая безработица;

  • малоподвижные цены на товары, услуги, экономические ресурсы.

  1. Рост производства может произойти без изменения цен на товары и услуги за счет вовлечения незагруженных мощностей.

Восходящий отрезок кривой совокупного предложения

  1. Состояние подъема в экономике:

  • происходит все более полное вовлечение ресурсов в производство;

  • рост цен, заработной платы.

  1. Рост производства происходит за счет расширения совокупного спроса на товары и услуги и увеличения цен.

Вертикальный отрезок кривой совокупного предложения

  1. Перегретое состояние экономики:

  • экономические ресурсы полностью использованы

  1. Рост производства не происходит, а увеличение совокупного спроса вызывает только рост цен.


На совокупное предложение влияют следующие неценовые факторы (см. табл.)


Субъекты и характер их предложения

Воздействующие факторы

Бизнес (производство благ)

  • цены на ресурсы;

  • производительность труда;

  • уровень налогов на бизнес;


Равновесие в модели AD-AS имеет место тогда, когда объем совокупного спроса равен объему совокупного предложения, графические это отражается точкой пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения.



1. Пересечение кривых AD и AS на горизонтальном отрезке означает, что рост совокупного спроса приводит к увеличению объема производства при неизменном уровне цен.



2. Пересечение кривых AD и AS на промежуточном отрезке показывает, что рост совокупного спроса приводит к увеличению и объема производства и уровню цен.


3. Пересечение кривых AD и AS на вертикальном отрезке означает, что рост совокупного спроса приведет к увеличению уровня цен без изменения объема выпуска.



9. Классическая и кейнсианская модели равновесия на товарных рынках. Модель совокупных расходов и доходов или «кейнсианский крест».
Макроэкономическое равновесие – состояние национальной экономики, при котором объем совокупного спроса равен объему совокупного предложения при равновесном уровне цен

Графически макроэкономическое равновесие отражается точкой пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения, которая показывает равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства.

В экономической теории существует две точки зрения на макроэкономическое равновесие.

Исторически первой является классическая точка зрения, которая рассматривала рынок как саморегулирующуюся систему, где автоматическими регуляторами совокупного спроса и совокупного предложения выступали: на рынке товаров и услуг – гибкие цены, на рынке труда – гибкая заработная плата, на денежном рынке – гибкая процентная ставка.

Далее приведен механизм саморегуляции на товарном рынке.

  • Если AD > AS в какой-либо отрасли, образуется товарный дефицит → повышение цен → рост прибыли → приток капиталов и рабочей силы в отрасль →увеличение совокупного предложения товаров (AS)→восстановление равновесия между объемами AD и AS.

  • Если AD

Кризис 1931-1933 гг. (Великая депрессия) показал несостоятельность выводов классической макроэкономической модели о саморегулировании рынка

Развитие получила кейнсианская теория макроэкономического равновесия. Вклад Дж. М. Кейнса в экономическую теорию был настолько велик, что появление кейнсианской модели макроэкономического равновесия получило название «кейнсианской революции».


  • Кейнсианская модель описывает поведение экономики в краткосрочном периоде

  • Цены в этой модели жесткие, т.е. не изменяются в течении определенного периода времени, а фиксируются в договорах о поставках продукции

  • Заработная плата жесткая, что обусловлено тем, что:

А) действуют профсоюзы, которые подписывают коллективные договоры с предпринимателями, оговаривая величину номинальной заработной платы, ниже которой предприниматели не имеют права нанимать работников

Б) государство устанавливает минимум заработной платы, и предприниматели не могут нанимать рабочих ниже данного минимума

  • Процентная ставка регулируется ЦБ

  • Равновесие на рынке устанавливается не на уровне полной занятости ресурсов, при этом безработица из добровольной превращается в вынужденную

  • Снижение совокупных доходов из-за наличия безработицы приводит к снижению потребительских расходов и к снижению совокупного спроса

  • Снижение совокупного спроса ведет к невозможности продать всю произведенную продукцию, порождая спад

  • Спад в экономике влияет на ожидания инвесторов относительно будущей отдачи от инвестиций, обуславливает пессимизм в их настроении, что ведет к снижению инвестиционных расходов и к еще большему падению совокупного спроса

  • В экономике должен появиться дополнительный макроэкономический субъект, предъявляющий собственный спрос на товары и услуги, либо стимулирующий спрос частного сектора, таким образом, увеличивающий совокупный спрос. Этим субъектов должно стать государство

Таким образом, Дж.М. Кейнс обосновал необходимость государственного вмешательства и государственного регулирования экономики.

«Кейнсианский крест» или модель равновесия на товарном рынке в кейнсианской теории говорит о том, что товарный рынок находится в равновесия, когда уровень планируемых совокупных расходов (AD) равен планируемому уровню производства (AS). В этом случае кривая AS строится как кривая отражающая желание и возможность бизнеса предоставить такое количество благ, на которое будет предъявлен спрос. Кривая AS строится под углом 45° и представляет собой биссектрису




Теперь совместим кривые и AS AD. Получим Крест Кейнса

Если экономика находится в точке А, совокупный выпуск (AS) превышает планируемые расходы (AD), т.е. имеется избыточное предложение товаров, фирмы не могут продать часть произведенной продукции (увеличатся запасы непроданной продукции), поэтому фирмы будут сокращать выпуск

Если экономика находится в точке В, совокупный выпуск (AS) меньше планируемых расходов (AD), т.е. имеется избыточный спрос на товары, фирмы начнут продавать непроданную продукцию предыдущих лет (сократятся товарные запасы), поэтому фирмы будут увеличивать выпуск

Таким образом, равновесие восстанавливается за счет изменения запасов продукции
10. Циклический характер развития современной экономики. Теории экономического цикла.
Экономический цикл – это временной период развития экономики, в ходе которого происходят колебания деловой активности (см. рис.).



Рисунок - Модель экономического цикла

В рамках одного экономического цикла выделяют несколько фаз (см. Табл.):
Таблица – Фазы экономического цикла и их характерные черты

Фазы экономического цикла

Характерные черты

Кризис

  • сокращение спроса на факторы производства и потребительские товары;

  • увеличение массы нереализованной продукции;

  • снижение цен;

  • снижение прибылей предприятий, доходов домашних хозяйств, государства;

  • рост процентной ставки по кредитам;

  • банкротство предприятий;

  • рост уровня безработицы

Депрессия

  • уменьшение темпов спада объемов производства и потребительского спроса;

  • сохранение массовой безработицы;

  • формируются предпосылки для будущего экономического роста (начинается процесс обновления капитала, внедряются более совершенные технологии)

Оживление

  • повышение деловой активности;

  • небольшой рост объемов производства;

  • сокращение безработицы;

  • увеличение спроса на факторы производства и потребительские товары

Подъем

  • рост совокупного спроса;

  • полное использование экономических ресурсов;

  • существенное повышение заработной платы;

  • увеличение прибылей предприятий, доходов домашних хозяйств, государства;

  • снижение ссудного процента