Файл: Курсовой проект по дисциплине Насосы и перекачивающие станции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный технический университет» Институт нефтегазовых технологий Кафедра «Трубопроводный транспорт» |
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Насосы и перекачивающие станции»
Вариант 12
Самара
2023
Оглавление
Задание на КП 3
1. Пояснительная записка. 4
1.1 Технологическая схема НПС без резервуарного парка 4
1.1.2 Требования по обеспечению очистки перекачиваемой нефти 4
1.1.3 Требования к магистральным насосным агрегатам (МНА), магистральным насосным станциям (МНС) 4
1.1.4 Требования к маслосистеме 5
1.1.5 Требования к системе оборотного охлаждения 6
1.1.6 Открытая система охлаждения электродвигателей МНА 6
1.1.7 Требования к регулированию давления 6
1.1.8 Требования к системе сглаживания волн давления (ССВД) 7
1.2 Состав сооружений НПС с резервуарным парком 9
1.3 ТОР система вентиляции 11
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРЕБУЕМЫХ ХАРАКТЕРИСТИК НАСОСНЫХ АГРЕГАТОВ И НПС 19
2.1 Определение часовой производительности перекачки (подачи насоса) 19
2.2 Выбор типоразмера насосов 19
2.3 Определение требуемого напора на выходе НПС 20
2.3.1 Расчет суммарных гидравлических потерь в нефтепроводе при заданной пропускной способности 20
2.4 Определение суммарного требуемого дифференциального напора работающих магистральных насосов 22
2.4.1.Гидравлический расчет потерь в технологических трубопроводах с учетом местных сопротивлений 23
2.5 Определение количества и напора работающих насосов 32
2.6 Расчет величины обточки рабочего колеса насоса 34
Задание на КП
Задан участок нефтепровода, состоящий из НПС, линейной части и конечного пункта (КП) с РП.
Определить требуемые характеристики магистральных насосов и установки защит по давлению НПС по заданной пропускной способности нефтепровода.
Исходные данные
Таблица 1
Варианты | 12 |
Нар. диам. труб, мм | 720 |
Пропускная способность, млн.т/год | 14,2 |
Технологическая схема | НПС без РП |
Ген план | НПС с РП |
Описание оборудования и его ТОР | Система вентиляции |
Таблица 2
Диаметр трубопр. нар. , мм | Толщина стенки трубы, мм | Длина нефтепровода L, км | Типоразмер насоса |
720 | 8 | 90,0 | НМ 2500-230 |
1. Пояснительная записка.
1.1 Технологическая схема НПС без резервуарного парка
Технологическая схема промежуточной НПС без РП должна обеспечивать:
а) перекачку нефти по схеме «из насоса в насос» совместно с другими станциями нефтепровода;
б) параллельно-последовательную работу МНА при работе на параллельно проложенные нефтепроводы;
в) последовательную работу МНА при работе на один нефтепровод;
г) поддержание давления на приеме магистральной насосной станции не ниже заданного и на выходе станции не выше заданного;
д) прием нефти от ССВД в резервуары-сборники нефти при резком изменении давления на приеме НПС в результате остановки станции или насосного агрегата;
е) перекачку, минуя НПС при ее отключении;
ж) прием утечек от магистральных насосов;
з) откачку нефти из резервуаров-сборников в приемный трубопровод магистральной насосной;
и) опорожнение в резервуары-сборники нефти трубопровода на выходе ССВД;
к) опорожнение магистральных насосов, ФГУ, регуляторов давления и надземных трубопроводов ССВД в резервуары-сборники;
л) отключение одного из резервуаров-сборников нефти с помощью фланца-заглушки;
м) очистку перекачиваемой нефти от механических примесей, парафино-смолистых включений и посторонних предметов с помощью ФГУ.
1.1.2 Требования по обеспечению очистки перекачиваемой нефти
Для очистки перекачиваемой нефти от механических примесей и посторонних предметов на входе НПС должен предусматриваться узел фильтрации.
Трубопровод для отбора давления DN 100 из входного и выходного коллекторов фильтров должен прокладываться подземно. Задвижки DN 100 на этом трубопроводе должны устанавливаться подземно в герметичном колодце. Следует предусматривать установку оборудования КИП и А в надземном утепленном шкафу.
1.1.3 Требования к магистральным насосным агрегатам (МНА), магистральным насосным станциям (МНС)
Все НПС на участках МН с одной и той же проектной пропускной способностью должны оснащаться однотипными МНА.
Количество магистральных насосных агрегатов в составе магистральной насосной должно быть равно четырём.
Входной патрубок магистрального насоса должен быть расположен справа, а напорный – слева от вертикальной оси, со стороны ЭД.
1.1.4 Требования к маслосистеме
Для маслоснабжения и охлаждения подшипников МНА должна предусматриваться единая маслосистема на всю группу установленных МНА.
При соответствующем обосновании допускается установка индивидуальной маслосистемы.
Оборудование единой маслосистемы (насосы, узел подключения сепаратора и рабочие маслобаки) должно располагаться в отдельном здании маслонасосной, оборудованной кессоном, предотвращающим попадание грунтовых и поверхностных вод в помещение или в сооружении блочного исполнения заводской готовности (блок – бокс).
В составе единой маслосистемы должно быть предусмотрено следующее оборудование:
а) маслонасосы (один рабочий, один резервный);
б) маслонасос для обеспечения замены масла;
в) фильтры для очистки масла (один рабочий, один резервный);
г) два рабочих масляных бака с визуальным указателем уровня;
д) три резервуара для хранения масла (отдельные резервуары для хранения чистого масла, для хранения отработанного масла и для оперативного слива загрязненного масла) с визуальным указателем уровня;
е) аппараты воздушного охлаждения для обеспечения температурного режима. Один аппарат – резервный, количество рабочих аппаратов должно быть не менее двух.
ж) аккумулирующий (аварийный) маслобак для подачи масла под действием гидростатического давления на смазку подшипников магистральных насосов и электродвигателей в случае аварийной остановки маслонасосов.
Высота установки аккумулирующего (аварийного) бака относительно оси насосных агрегатов должна обеспечить давление масла на входе в подшипники агрегатов с подачей от 1250 до 3600 м3/ч включительно – не менее 0,034 МПа, а с подачей более 3600 м3/ч – не менее 0,039 МПа.
Размещение аккумулирующего (аварийного) бака– внутри здания (под крышей) магистральной насосной. В случае если высота здания магистральной насосной меньше требуемой высоты расположения маслобака допускается его установка на крыше здания или на специальных опорных стойках рядом со зданием магистральной насосной.
Требования к индивидуальной маслосистеме должны определяться исходя из условия обеспечения требуемых параметров маслоснабжения подшипников МНА и технических решений по компоновке оборудования в насосном зале МНС.
1.1.5 Требования к системе оборотного охлаждения
Система оборотного охлаждения, предназначенная для охлаждения ЭД МНА, состоит из насосной станции, аппаратов воздушного охлаждения и сетей оборотного охлаждения.
Охлаждающая жидкость – вода питьевая. При размещении НПС в районах, климатические условия которых в холодный период года приводят к замерзанию охлаждающей жидкости при ее циркуляции, в качестве охлаждающей жидкости должна использоваться низкозамерзающая жидкость.
Системы оборотного охлаждения, использующие в качестве охлаждающей жидкости питьевую воду, выполняются открытыми, использующие низкозамерзающие жидкости – закрытыми.
Должна быть предусмотрена установка:
- для открытых систем – трех насосов из расчета: 2 насоса – в работе, 1 насос – в резерве;
- для закрытых систем – двух насосов из расчета: 1 насос – в работе, 1 насос – в резерве.
1.1.6 Открытая система охлаждения электродвигателей МНА
Оборудование насосной оборотного водоснабжения следует располагать в отапливаемом здании, аппараты воздушного охлаждения – на открытой бетонированной площадке.
Объем воды в баке системы оборотного водоснабжения следует принимать из расчета пятиминутной максимальной производительности насоса. Полезная емкость бака для агрегатов должна быть 10 м3.
1.1.7 Требования к регулированию давления
Для поддержания давления на входе и выходе НПС возможны следующие способы регулирования давления:
-
регулирование давления дросселированием потока; -
регулирование давления путем изменения частоты вращения роторов насосного агрегата с применением ЧРП или гидромуфты
Если на двух смежных НПС с РП не предусмотрена схема работы «из насоса в насос», то на первой по ходу НПС допускается не устанавливать систему регулирования давления.
Применение запорной арматуры (задвижки) для регулирования давления (расхода) методом дросселирования потока не допускается.
На стационарных режимах транспортировки нефти дросселирование потока на выходе НПС не допускается.
Для поддержания заданных величин давлений (минимального на входе и максимального на выходе МН) дросселирование потока на выходе НПС допускается в следующих случаях:
-
в переходных процессах, связанных с пуском, отключением МНА по НПС; -
на режимах заполнения линейной части МН; -
при проведении операций по пропуску СОД; -
при поверке счетчиков СИКН; -
при отключении лупингов линейной части МН; -
на период проведения работ на линейной части МН требующих снижение давления (устранение дефектов, монтажа и ликвидации вантузов); -
при наличии в трубопроводе партии нефти с реологическими свойствами, резко отличающимися от расчетных свойств перекачиваемой нефти; -
при внеплановом изменении режимов транспортировки нефти, продолжительностью на срок не более 168 часов.
1.1.8 Требования к системе сглаживания волн давления (ССВД)
Система сглаживания волн давления – это сооружение, устанавливаемое на байпасном трубопроводе приемной линии промежуточной НПС и предназначенное для уменьшения скорости роста давления на приёме промежуточной НПС, при остановке на ней одного или нескольких магистральных насосных агрегатов.