Файл: Задание Кратко опишите технологию формирования элементарных математических представлений у детей с овз.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цель: Формирование профессиональных компетенций, помогающих выстраивать взаимодействие родителей/законных представителей и ДОО в вопросах математического развития детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задание: Кратко опишите технологию формирования элементарных математических представлений у детей с ОВЗ.
Сотрудничество доу и семьи в работе по формированию элементарных математических представлений у детей
1.Значение работы с родителями по формированию элементарных математических представлений у дошкольников в условиях ФГОС ДО
Развитие элементарных математических это- исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Семья играет в воспитании ребёнка основную, важнейшую роль. Совместная работа детского сада с семьей - важное условие правильного математического развития детей. В своей работе педагоги прилагают все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду родители у детей, закрепляли дома.
Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольной и школьной ступеней образования. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается очень важной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Семьи нередко не удовлетворены качеством дошкольного образования, аргументируя это тем, что образовательные учреждения не помогают детям быть социально защищенными, не формируют у детей способностей к самореализации, не оказывают родителям необходимой психолого-педагогической помощи. Со своей стороны, ДОУ предъявляет серьезные претензии к родителям детей с проблемами в учении и поведении как недостаточно компетентным воспитателям, не выполняющим свои обязанности по отношению к собственным детям, не создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей детей в защите, уходе, сохранении здоровья, в развитии своих интересов.
Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе своей разнообразной деятельности в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. Без обучения, под влиянием взрослых, самыми авторитетными из которых являются родители, в повседневной жизни носит эпизодический характер и не может охватить всех детей. К тому же оно не обеспечивает систематизации приобретенных знаний. Для математического же развития детей очень важно, чтобы все представления и понятия детей о множестве и числе, представления о величине, форме, о времени и пространстве давались в определенной системе и последовательности: « … математика - это цепь понятий: выпадает одно зернышко и непонятно будет дальнейшее».
Положительным моментом, с современной точки зрения, является активизация родителей, но, вместе с тем, следует отметить уже упомянутые негативные стороны: в работе с родителями недоучет интересов, потребности в знаниях самих детей.
После изучения новой темы в дошкольном учреждении детям в семье должна быть предоставлена возможность самостоятельно мыслить и действовать, что влечет за собой стремление к нетрафаретным ответам и решениям, что ведет к развитию ребенка Задача родителей на данном этапе - утвердить малыша в мысли, что на поставленный вопрос существует несколько вариантов ответа.
Таким образом работа ДОУ с родителями должна быть направлена на
формирование грамотных представлений родительской общественности об особенностях использования образовательных ситуаций, игр и игрушек в семье для развития математики.
Основные принципы организации работы по развитию ФЭМП у дошкольников в семье.
Очень важно для педагога не только самому знать, чему и как обучать детей, но и уметь познакомить родителей своих воспитанников с задачами, содержанием, методами, приемами обучения сделать их своими помощниками. Работа воспитателя с семьей заключается не в том, чтобы переложить на родителей выполнение какой-то части программы. Родителей нужно привлекать к помощи, но делать это не в форме требований, а в виде конкретных советов и разъяснений.
Дошкольное учреждение ставит перед следующие цели взаимодействия с семьей:
Установить партнерские отношения с семьей ребенка, объединить усилия для развития и воспитания детей,
создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки;
Научить родителей жить и быть счастливыми вместе с детьми в современных условиях социума;
Способствовать улучшению детско-родительских отношений;
Изучить и обобщить лучший опыт семейного воспитания
Для наиболее эффективного развития ребенка в области математических представлений в семье дошкольному учреждению необходимо:
-Сделать ДОО и семью союзниками в развитии математических представлений.
- Обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие ДОО и семьи в осуществлении комплексного подхода в развитии познавательного интереса ребенка.
- Способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада п развитию познавательного интереса детей.
- Нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка. q Повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей.
- Привлекать внимание родителей к интересам и потребностям ребенка.
-Формировать у родителей практические умения в воспитании, обучении и развитии детей в домашних условиях;
- Обогащать отношения детей и родителей в целях эмоционально-насыщенного общения.
Из поставленных целей и задач можно выделить несколько основных принципов организации работы по развитию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста в семь
- принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;
- принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
- принцип сотрудничества - общение «на равных»;
- совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;
- принцип согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах.
Таким образом, можно сделать вывод, что Детский сад должен активно осуществлять психолого-педагогическое просвещение родителей и активизировать их действия по воспитанию и развитию ребенка области ФЭМП
3 Содержание и формы работы дошкольной организации с семьей по формированию ФЭМП у дошкольников.
Основные традиционные формы совместной работы детского сада и семьи по вопросам формирования элементарных представлений детей являются:
доклады и сообщения на родительских собраниях, с демонстрацией ООД по ФЭМП, математических викторин, во время которых родителям дается возможность увидеть достижения своего ребенка, а также овладеть отдельными методическими приемами формирования у детей элементарных математических представлений, которые можно использовать в индивидуальной работе дома
индивидуальные и групповые консультации, беседы, в ходе которых педагог уточняет, с кем из членов семьи ребенок бывает чаще, какие методы используются в семейном воспитании, в частности по формированию элементарных математических представлений, ненавязчиво дает рекомендации, как эффективнее знакомить детей с математическими понятиями (количество, форма, размер, пространство, время);
изготовление дидактических игр совместно с родителями;
мастер-классы для родителей, выставки наглядных пособий и дидактических игр, знакомство с их задачами и содержанием;
представление информации и рекомендаций на информационных стендах и папках-передвижках («Какие математические умения можно сформировать у ребенка во время прогулок?», «Как используются игры с детьми по формированию у них умения считать?», «Играем в математику», «Развиваем мелкую моторику» и т. д.)
участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
анкетирования, позволяющие:
- узнать, как часто родители уделяют внимание детям по развитию математических представлений;
- определить уровень понимания родителями вопросов, связанных с математическим развитием дошкольников;
- выявить мнение родителей о работе воспитателей группы
по формированию элементарных математических представлений о детей.
В настоящее время необходимо использовать инновационные формы:
- Сайт детского сада.
- Проектная деятельность.
- Участие во Всероссийских, городских конкурсах детского творчества
«Анкета для родителей по формированию элементарных математических представлений у детей».
Цель:
- определить уровень понимания родителями вопросов, связанных с математическим развитием дошкольников;
- выявить мнение родителей о работе воспитателей группы по формированию элементарных математических представлений о детей.
Было опрошено 18 родителей второй младшей группы (15 из них мамы и 3 папы).
Уважаемые родители! Мы постоянно стремимся к совершенствованию работы нашего детского сада. Для этого просим Вас ответить на эти вопросы, отметив подходящий вариант ответа или добавив свой вариант.
Как Вы считаете, достаточно ли знаний по математическому развитию получает Ваш ребенок в детском саду.
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
Вы занимаетесь самостоятельно с ребенком по математическому развитию.
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
Во время прогулок Вы обращаете внимание ребенка на сопоставление окружающих предметов с геометрическими фигурами.
а) да;
б) иногда;
в) нет.
Как часто Вы используете в совместной игре загадки, считалки, занимательный материал.
а) при возможности;
б) иногда;
в) никогда.
Приходя из детского сада, Вам ребенок рассказывает о своих достижениях на занятиях по математике.
а) да;
б) иногда;
в) нет.
На что, по вашему мнению, воспитателям стоит уделять больше времени во время занятий по формированию элементарных математических представлений.
Благодарим Вас за участие в анкетировании!
Спасибо за внимание!
Результаты анализа анкетирования: после обработки данных, были
получены следующие результаты. Большинство родителей считают, что их
ребенок в детском саду получает достаточно знаний по математическому
развитию (83%), некоторые родители затрудняются ответить на данный
вопрос (17%). На вопрос о том, на что стоит уделить внимание воспитателей
по формированию элементарных математических представлений у детей,
самыми распространенными ответами являются: изучение счета и
арифметических операций; умение ориентироваться в пространстве;
подготовка детей к школе.
Что касается уровня понимания родителями вопросов, связанных с
математическим развитием дошкольников, то занимаются самостоятельно с
ребенком по математическому развитию 11% семей; не всегда уделяют этому
вопросу внимания 61%, вовсе не занимаются с ребенком по математическому
развитию 28% родителей. Во время прогулок обращают внимание ребенка на
сопоставление окружающих предметов с геометрическими фигурами 33%
родителей, такой же процент составляют семьи, которые иногда обращают
внимание и вовсе не обращают его (по 33%). Помимо этого, 56% родителей
при возможности используют в совместной игре загадки, считалки,