ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание
КУРКИН ГЕОРГИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ
1. Заполните таблицу «История развития психологии» по образцу.
Выдающиеся мыслители, учёные и психологи | Взгляд на психологию. Основная суть | Критика |
Гераклит Эфесский (ок. 520 - ок. 460 гг. до н.э.) | Согласно Гераклиту, огонь – природная сила, которая своей теплотою создаёт все; он проникает все части вселенной, принимаем, в каждой части её особое свойство. Эти видоизменения огня производят предметы, а дальнейшими видоизменениями его уничтожаются произведенные им предметы, и таким образом вселенная находится в вечном круговороте изменений: все в ней возникает и изменяется; прочного, неизменного нет ничего. Все, что кажется человеку постоянным, неподвижным, кажется таким лишь по обману чувств; повсюду во вселенной все ежеминутно принимает разные качества: все в ней то слагается, то разлагается. Закон, по которому происходят изменения – закон тяжести. Но вечным процессом изменения вещества правит особый вселенский закон – неизменная судьба, которую Гераклит называет Логосом или Геймармене. Это – вечная мудрость, вносящая порядок в вечный ток перемен, в процесс вечной борьбы возникновения с разрушением. Гераклит – первый известный нам древнегреческий философ, который считал, что главная задача философа сводится не к тому, чтобы созерцать косные, неподвижные формы окружающего бытия, а к тому, чтобы путём глубокой внутренней интуиции проникать в суть живого мирового процесса. Он полагал, что в мироздании первично это вечное непрекращающееся движение, а все участвующие в нём материальные объекты – лишь вторичные его орудия. Учение Гераклита стоит у истоков идейного течения, давшего в том числе и современную западную «философию жизни». Человеческая душа, по мнению Гераклита, состоит из теплого сухого пара; она – чистейшее проявление божественного огня; она питается теплотою, получаемою от огня, окружающего вселенную; эту теплоту она воспринимает дыханием и органами чувств. Та душа одарена мудростью и другими хорошими качествами, которая состоит из очень сухого пара. Если пар, составляющей душу, становится сырым, то душа теряет свои хорошие качества и разум её слабеет. Когда человек умирает, то божественная часть его отделяется от тела. Чистые души становятся в загробной жизни существами более высокими, чем человек («демонами»). О судьбе душ дурных людей Гераклит, кажется, думал одинаково с народным верованьем о загробном царстве бога Аида. Некоторые ученые полагают, что Гераклит был знаком, с персидским учением Зороастра. Его влияние они видят в том, что Гераклит считает все мертвое нечистым, дает чрезвычайно высокое значение огню и считает процесс жизни вселенской борьбой. | Античной философии был характерен космоцентрический взгляд на мир. Мир представлялся как некое упорядоченное целое, мировая гармония - Космос. Гераклит и Демокрит были натурфилософами. Их интересовало устройство Космоса. К проблемам человека и его души они обращались в связи с рассмотрением устройства Космоса. В античной философии были сделаны первые умозрительные попытки найти ответы на вопросы: что такое душа, каковы ее свойства и функции, как она соотносится с телом, каковы условия развития души, как возможно овладеть душевными состояниями. |
Демокрит (430 - 370 гг. до н.э.) - известный греческий мыслитель | Демокрит утверждал, что любая вещь имеет свою причину (как результат движения и столкновения атомов). Знание причин – основа человеческих действий. Причина, как полагал Демокрит, необходима и вследствие этого делает невозможными случайные события. Случайность – из-за невежества людей. Раскрыв причину, мы обнаруживаем, что за случайностью лежит необходимость. Вот пример: орел сбросил на голову лысого человека черепаху – это потому, что у орла есть привычка сбрасывать черепаху на скалу или блестящий твердый предмет, чтобы разбить черепаху (точно так же необходимым является движение человека в том или ином направлении). Душа человека, по Демокриту, тоже состоит из атомов, только они самые малые и шарообразные. Благодаря такому составу душа способна воспринимать вещи: от них истекают частицы, образующие как бы внешнюю ее оболочку, напоминающие собой предмет в целом. Человек способен разобраться в них и проникнуть в глубину предметов, для чего требуется ум, мышление. Демокрит разграничивал чувственное и разумное познание; первое он называл познанием «по мнению», второе – познанием «по истине». Познание «по мнению» неодинаково: есть цвет, запахи, звуки, вкусовые ощущения, которых нет вне души, они – результат воздействия предметов на органы чувств, но вне органов чувств их нет. Знание этих качеств, по Демокриту, «темное». В любом случае без органов чувств, без познания «по мнению» невозможно и познание «по истине». | |
Сокра́т около 469 года до н. э., Афины — 399 год до н. э., там же) — древнегреческий философ. | Главную задачу своей философии Сократ видел в познании самого себя и других; начертанное в дельфийском храме изречение «познай самого себя» было его девизом. Против софистов Сократ выставлял общеобязательность разума и образуемых им понятий. Понятия (особенно нравственные и общественные) Сократотвлекал от ряда частных, конкретных житейских случаев, проводя их один за другим (отсюда – επαγογή – в переводе, приведение; латинский перевод – inductio, отсюда «наведение) и вырабатывая на их основании твердые определения. Сократ вел свои исследования в форме разговоров, выработав свой особый метод «сократической» диалектики. Сократ не излагал своей философии систематически (в «акроаматической» форме), а выспрашивал собеседника и заставлял и его самого производить некоторую работу. При этом Сократ часто вначале прикидывался незнающим («ирония» Сократа: «я знаю только то, что я ничего не знаю»), а затем, доведя умелыми вопросами собеседника до нелепых выводов (reductio ad absurdum), убеждал его в том, что тот ничего не понимает, и показывал, как надо философски решить вопрос. Такой метод в необыкновенной степени возбуждал в собеседнике и слушателях интерес и активную работу мысли. Свой метод Сократ сравнивал с ремеслом своей матери и говорил, что он помогает людям рождать мысли (майевтика). Развитие Сократом мыслей в форме диалогов – с положениями и возражениями – было зародышем платоновской «диалектики», а логический метод определения (установления содержания) понятий Платон положил в основу своей гносеолого-метафизической теории идей. Истинные понятия, согласно философии Сократа, общезначимы и общеобязательны в силу общности ума во всех людях; поэтому они выше случайных и противоречивых показаний чувств; на них основана наука, тогда как чувственные данные могут дать начало лишь «мнению». | |
Плато́н - афинский философ классического периода Древней Греции, основатель платонической школы мысли и Академии, первого высшего учебного заведения в западном мире. | Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие: • материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование; • окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; • реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы); • чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны; • любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.); • весь мир является отображением чистых идей (эйдосов). 3. Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: • "единого"; • "ума"; • "души". "Единое ": • является основой всякого бытия; • не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.); • есть ничто; • выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; • первоначало всего — всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого). "Ум": • происходит от "единого"; • разделен с "единым"; • противоположен "единому"; • является сущностью всех вещей; • есть обобщение всего живого на Земле. "Душа ": • подвижная субстанция, которая объединяет и связывает "единое — ничто" и "ум — все живое", а также связывает между собой все вещи и все явления; • также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа; • душа человека (вещи) есть часть мировой души; • душа бессмертна; • при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку; • постоянство души и смена телесных форм — естественный закон Космоса. | |
Аристо́тель - древнегреческий философ. Ученик Платона. | «Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение о 4 основных принципах бытия. Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия: Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо. Четырехпринципная структура всякой вещи, как организма: 1.) Эйдос (идея) вещи является такой её сущностью, которая находится в ней самой, и без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь. 2.) Материя вещи есть только ещё самая возможность её оформления и возможность эта - бесконечно разнообразная. Эйдос вещи не есть её материя, а материя вещи не есть её эйдос. Материя есть только возможность осуществления эйдоса. 3.) Если вещи движутся, а для движения должна существовать какая-нибудь определенная причина движения, то это значит, что необходимо признать некое самодвижение, некую причину, которая является причиной для самой же себя. В бытии имеется самодвижущая причина и эта самодвижность так или иначе отражается и в реальной зависимости движения одной вещи от движения другой вещи. 4.) Нельзя мыслить движение в абстрактном виде, то есть без того результата, который она дает. Движение вещи подразумевает цель движения – специфическую категорию вещи, которая не есть ни её форма, ни её материя, ни её причина. Аристотель утверждал, что философия появляется нАа основе «эпистемы» — знаний, выходящих за рамки чувств, навыков и опыта. Так эмпирические знания в области исчисления, здоровья человека, природных свойств предметов явились не только зачатками наук, но и теоретическими предпосылками возникновения философии. Аристотель выводит философию из зачатков наук. | |
Рене Декарт (1596 - 1654). | Человек состоит из двух субстанций: телесной (протяжения)и духовной (мышления). Характеристики мыслящей субстанции – непротяжённость, неделимость, бессмернтность. Телесная субстанция имеет: протяжение в длину, ширину и глубину, делима на части, имеет фигуру (форму), движется или покоится, существует во времени ( т.е. является смертной). Душа находится в голове человека, в шишковидной железе, откуда она управляет телом: посылает сигналы конечностям тела и получает сигналы от них. На основе этих представлений Декарт открыл рефлекторную дугу. Душе присущи три вида идей: Врожденные идеи (идея Бога, идея cogito ergo sum, идеи математики, идеи логики, идеи моральных норм, философские идеи). Благоприобретенные идеи, образованные в результате взаимодействия человека с миром (идея теплого, твердого, идея тела, идея движения и т.п.) Идеи придуманные мной самим или идеи фантазии (тысячиугольник, химера, домовой и т.п.) | Взгляды Декарта на соотношение души и тела определяются как дуализм. В XVIII веке сформировался качественно новый уровень развития психологии - психология сознания. 1. Для характеристики психики человека еще используется термин «душа», но отныне душа понимается как сознание. 2. В основе душевной жизни лежат простые элементы. Эти элементы носят чувственный характер) образы ощущений, впечатлений). 3. Более сложные образования возникают как сложение простых на основе принципа ассоциаций. 4. Источником знаний о душе являются интроспекция, самопознание людей, наблюдения за собой, отмежевание своих собственных состояний и т.д. 5. Законы душевной жизни одинаковы для всех людей. С XVIII века учение о психике связывается с мозгом. До этого душа размещалась во всех частях тела, включая сердце и печень. В становлении психологии как науки большую роль сыграли естественнонаучные исследования и, прежде всего, исследования в области физиологии, медицины, физики. С XVIII века учение о психике связывается с мозгом. До этого душа размещалась во всех частях тела, включая сердце и печень. В становлении психологии как науки большую роль сыграли естественнонаучные исследования и, прежде всего, исследования в области физиологии, медицины, физики. Отныне психология покинула сферу умозаключительных спекуляций и начала базироваться на опыте. В психологии конца XIX в. проводилось большое количество лабораторных исследований, которые осуществлялись в строго контролируемых условиях, чтобы получить сопоставимые результаты у разных испытуемых. Предметом психологии был признан «непосредственный опыт». Школа Гештальта Центральное понятие этой школы «гештальт», трактуемое как динамическая форма, структура. Тема изучения навыков, приобретения навыков путем проб и ошибок стала центральной для этого течения. Был собран огромный экспериментальный материал о факторах, определяющих модификацию поведения. Бихевиоризм сыграл важную роль в развитии психологии. Он внес в психологию научную методологию. Именно благодаря ему психология была повернута на естественнонаучный путь развития. Занимаясь лечением больных психическими расстройствами, З.Фрейд на первых порах пытался объяснить их симптомы динамикой нервных процессов. Идеи З.Фрейда заложили основу психоаналитического движения в психологии. Когнитивной психологией были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности, - избирательность, определенность среды, неполнота познавательных схем и т.п. |
Бенедикт Спиноза (1632–1677) | Монизм Спинозы. Основные философские идеи Спинозы изложены в его главном труде – «Этике». В основу своей философской системы Спиноза положил учение о единой субстанции «в форме пантеистического восприятия Мира и Бога». (Пантеизм – учение о единстве Бога и природы). Спиноза мыслит «субстанцию», «Бога» и «природу» как синонимы. «Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться». Мир в целом есть единая субстанция, и источник развития находится в субстанции, т.е. в самом мире. Субстанция, по Спинозе, вечна, бесконечна, едина (не может быть одновременно двух субстанций) и самостоятельна. Однако все эти определения суть свойства Бога, который не может рассматриваться отдельно от субстанции. Поэтому Бог в учении Спинозы и есть субстанция – единая, неделимая и бесконечная. Бог – это сама природа во всех ее проявлениях. Но самое важное здесь то, что Бог (субстанция) всегда является причиной самого себя (causa sui). Субстанция постижима для человеческого разума. Она проявляет в окружающем нас мире двумя основными способами: через атрибуты и модусы. Поскольку атрибуты – это неотъемлемые свойства субстанции, то протяженность и мышление становятся у Спинозы неотъемлемыми свойствами всех явлений мира – как духовных, так и материальных. Понятно, что, в связи с этим возникает целый ряд вопросов. В частности, вопрос о том, как быть с неодушевленными предметами – разве можно говорить о мышлении как об их свойстве? При характеристике субстанции Спиноза не включил в число атрибутов движение. Движение у него – модус. Эта ситуация также нуждается в понимании. Модусы – конкретные проявления субстанции в конечных, единичных вещах. Модусы одновременно сами единичные вещи. Ни атрибуты, ни модусы не являются независимыми, самостоятельными началами – они всего лишь способы проявления единой субстанции. | |
Немецкий физиолог Иоганнес Мюллер (1801 - 1858) | Одним из самых видных физиологов XIX был Иоганнес Мюллер (1801 — 1858), основатель новейшей физиологии. Среди его учеников Г. Гельмгольц, Э. Дюбуа-Реймон, К. Людвиг и др. Особенно большое значение приобрело его «Руководство по физиологии человека» (1833— 1840). В нем наряду с вопросами общей физиологии большое место занимают данные по физиологии нервной системы. В этом учебнике получило развитие учение о рефлекторном акте и о рефлекторной природе работы спинного мозга. Большое место в учебнике Мюллера занимает раздел о деятельности органов чувств, особенно зрения и слуха. Мюллер выдвинул доктрину специфической энергии органов чувств, которая является одним из самых крупных обобщений XIX в. в этой области физиологии. Доктрина включает десять законов. В соответствии с первым законом мы имеем сознание не объекта, но наших нервов, нервы — это посредники между воспринимаемыми объектами и умом и таким образом они навязывают уму свои собственные характеристики. По Мюллеру, ощущения складываются в чувствующем органе через посредство нервов, и в качестве результата от действия внешних причин дают знания некоторых качеств или условий не внешних тел, а самих сенсорных нервов. Непосредственными объектами восприятия наших чувств являются состояния, вызываемые в нервах и чувствуемые как ощущение либо самого нерва, либо чувствующего органа. Идеи Мюллера о том, что нервы органов чувств не являются передатчиками свойств внешних тел, напоминают мысли Локка о вторичных качествах. Второй закон доктрины Мюллера состоит в принципе специфичности. Имеется пять видов нервов и соответствующих органов чувств, и каждый из них имеет свое специфическое качество или свою специфическую энергию, которую навязывает уму. Третий закон доктрины специфичности опирается на эмпирическую очевидность первых двух: одна и та же причина вызывает в различных органах чувств различные ощущения (зрительные, слуховые ощущения возникают и тогда, когда орган чувств раздражается необычным раздражителем, неадекватным для данного органа чувств, например, электрическим или механическим). | |
П.Я.Гальперин (1902 - 1988)
Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
Стимульный материал
Айзенка личностный опросник (ЕР1)/Текст опросника (вариант А)
-
Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытывать сильные ощущения? -
Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить или посочувствовать? -
Считаете ли вы себя беззаботным человеком? -
Очень ли трудно вам отказываться от своих намерений? -
Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать? -
Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно? -
Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения? -
Быстро ли вы обычно действуете и говорите, не тратите ли много времени на обдумывание? -
Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было? -
Верно ли, что на спор вы способны решиться на все? -
Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен? -
Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя? -
Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, под влиянием момента? -
Часто ли вас беспокоят мысли о том, что вам не следовало чего-либо делать или говорить? -
Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми? -
Верно ли, что вас легко задеть? -
Любите ли вы часто бывать в компании? -
Бывают ли иногда у вас такие мысли, которыми вам не хотелось бы делиться с другими людьми? -
Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость? -
Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим числом самых близких друзей? -
Много ли вы мечтаете? -
Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же? -
Считаете ли вы все свои привычки хорошими? -
Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты? -
Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлечься с веселой компанией? -
Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела? -
Слывете ли вы за человека живого и веселого? -
После того как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше? -
Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании? -
Бывает ли, что вы передаете слухи? -
Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли? -
Что вы предпочитаете, если хотите узнать что-либо: найти в книге (ответ “Да”) или спросить у друзей (ответ “Нет”)? -
Бывают ли у вас сильные сердцебиения? -
Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения? -
Бывают ли у вас приступы дрожи? -
Всегда ли вы говорите только правду? -
Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где все подшучивают друг над другом? -
Раздражительны ли вы? -
Нравится ли вам работа, требующая быстрого действия? -
Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно? -
Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны? -
Опаздывали ли вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо? -
Часто ли вам снятся кошмары? -
Верно ли, что вы так любите поговорить, что не упускаете любого удобного случая побеседовать с новым человеком? -
Беспокоят ли вас какие-нибудь боли? -
Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями? -
Можете ли вы назвать себя нервным человеком? -
Есть ли среди ваших знакомых такие, которые вам явно не нравятся? -
Могли бы вы сказать, что вы уверенный в себе человек? -
Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы? -
Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народа? -
Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других? -
Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию? -
Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь? -
Беспокоитесь ли вы о своем здоровье? -
Любите ли вы подшутить над другими? -
Страдаете ли вы бессонницей?
Айзенка личностный опросник (ЕР1)/Текст опросника (вариант Б)
-
Нравится ли вам оживление и суета вокруг вас? -
Часто ли у вас бывает беспокойное чувство, что вам что-нибудь хочется, а вы не знаете что? -
Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман? -
Чувствуете ли вы себя иногда счастливым, а иногда печальным без какой-либо причины? -
Держитесь ли вы обычно в тени на вечеринках или в компании? -
Всегда ли в детстве вы делали немедленно и безропотно то, что вам приказывали? -
Бывает ли у вас иногда дурное настроение? -
Когда вас втягивают в ссору, предпочитаете ли вы отмолчаться, надеясь, что все обойдется? -
Легко ли вы поддаетесь переменам настроения? -
Нравится ли вам находиться среди людей? -
Часто ли вы теряли сон из-за своих тревог? -
Упрямитесь ли вы иногда? -
Могли бы вы назвать себя бесчестным? -
Часто ли вам приходят хорошие мысли слишком поздно? -
Предпочитаете ли вы работать в одиночестве? -
Часто ли вы чувствуете себя апатичным и усталым без серьезной причины? -
Вы по натуре живой человек? -
Смеетесь ли вы иногда над неприличными шутками? -
Часто ли вам что-то так надоедает, что вы чувствуете себя «сытым по горло»? -
Чувствуете ли вы себя неловко в какой-либо одежде, кроме повседневной? -
Часто ли ваши мысли отвлекаются, когда вы пытаетесь сосредоточиться на чем-то? -
Можете ли вы быстро выразить ваши мысли словами? -
Часто ли вы бываете погружены в свои мысли? -
Полностью ли вы свободны от всяких предрассудков? -
Нравятся ли вам первоапрельские шутки? -
Часто ли вы думаете о своей работе? -
Очень ли вы любите вкусно поесть? -
Нуждаетесь ли вы в дружески расположенном человеке, чтобы выговориться, когда вы раздражены? -
Очень ли вам неприятно брать взаймы или продавать что-нибудь, когда вы нуждаетесь в деньгах? -
Хвастаетесь ли вы иногда? -
Очень ли вы чувствительны к некоторым вещам? -
Предпочли бы вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на скучную вечеринку? -
Бываете ли вы иногда беспокойными настолько, что не можете долго усидеть на месте? -
Склонны ли вы планировать свои дела тщательно и раньше, чем следовало бы? -
Бывают ли у вас головокружения? -
Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения? -
Справляетесь ли вы с делом лучше, обдумав его самостоятельно, а не обсуждая с другими? -
Бывает ли у вас когда-либо одышка, даже если вы не делали никакой тяжелой работы? -
Можно ли сказать, что вы человек, которого не волнует, чтобы все было именно так, как нужно? -
Беспокоят ли вас ваши нервы? -
Предпочитаете ли вы больше строить планы, чем действовать? -
Откладываете ли вы иногда на завтра то, что должны сделать сегодня? -
Нервничаете ли вы в местах, подобных лифту, метро, туннелю? -
При знакомстве вы обычно первыми проявляете инициативу? -
Бывают ли у вас сильные головные боли? -
Считаете ли вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму? -
Трудно ли вам заснуть ночью? ' -
Лгали ли вы когда-нибудь в своей жизни? -
Говорите ли вы иногда первое, что придет в голову? -
Долго ли вы переживаете после случившегося конфуза? -
Замкнуты ли вы обычно со всеми, кроме близких друзей? -
Часто ли с вами случаются неприятности? -
Любите ли вы рассказывать истории друзьям? -
Предпочитаете ли вы больше выигрывать, чем проигрывать? -
Часто ли вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше вас по положению? -
Когда обстоятельства против вас, обычно вы думаете тем не менее, что стоит еще что-либо предпринять? -
Часто ли у вас сосет под ложечкой перед важным делом?