Файл: Экзаменационный билет 1 Понятие, принципы, функции административного права и его место в правовой системе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • Государственно-управленческие

  • Контрольно-надзорные

  • Административно-деликтные

  • Административно-дисциплинарные

  • Административно-судопроизводственные



По характеру действий обязанного субъекта административно-правовые отношения могут быть активными, т. е. обязанный субъект должен совершить определенные действия (гражданин, которому исполнилось 14 лет, обязан получить паспорт, с получением повестки явиться в военкомат), или пассивными — обязанный субъект должен воздержаться от совершения определенных действий (от совершения правонарушения: дисциплинарного, административного).
Защита административно-правовых отношений осуществляется в административном и судебном порядке. Споры рассматриваются и решаются в большинстве случаев в административном порядке.
2. Правовое положение федеральных служб: руководство, структура, компетенция.

Федеральная служба - ФОИВ, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области:

- обороны

- госбезопасности

- защиты и охраны госграницы

- борьбы с преступностью

- обеспечения обществ-й безопасности

Главой ФС является руководитель (директор)

ФС в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основе КРФ, ФКЗ, ФЗ, актов Президента и Правительства.

ФС не вправе: - осуществлять нормативно-правовое регулирование (эти ф-ции у ФМ)

не вправе осуществлять управление госимуществом и оказание платных услуг (это ф-ции ФА
Экзаменационный билет № 10
1. Понятие и особенности административной правосубъектности физических лиц.

Составными частями административной правосубъектности являются:

Административная правоспособность – это потенциальная способность физ.лица иметь права и нести обязанности ( наступает с момента рождения)

Административная дееспособность – потенциальная способность самостоятельно приобретать права и также самостоятельно осуществлять обязанности, и нести ответственность за свои действия и бездействия

Деликтоспособность – это потенциальная способность физического лица самостоятельно нести адм.ответственность за неправомерные деяния ( как действия, так и бездействия) – с 16 лет

2. Стадия пересмотра дела об административном правонарушении.

Эта стадия не носит обязательного характера, она является дополнительной, факультативной.

Инициирующие процессуальные документы:


1.Жалоба участников производства: Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об АП- Потерпевший- Законные представители физического лица- Законные представители юридического лица - Защитник и представитель

2.Протест прокурора

Куда обращаться с жалобой:

1.Вынесенное судьей постановление – в вышестоящий суд

2.Вынесенное коллегиальным органом или судебным приставом-исполнителем – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа/ пристава-исполнителя

3.Вынесенное ДЛ – в вышестоящий орган, вышестоящему ДЛ, либо – в районный суд по месту рассмотрения дела.

4.Вынесенное иным органом – в районный суд по месту рассмотрения дела
В случае, если жалоба на постановление по делу об АП поступила и в суд и к ДЛ, то жалобу будет рассматривать суд. Если постановление по делу об АП, совершенным ЮЛ, то такое постановление обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арб-процессуальным законодательством.
Получив жалобу, широкий правоприменитель ( имеет место тогда, когда законодатель называет всех возможных субъектов, уполномоченных на рассмотрение дела – судья, орган, ДЛ) обязан в течение 3-х суток со дня поступления жалобы, направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд/орган/ДЛ. Если рассмотрение жалобы не относится к компетенции Широкого правоприменителя, то жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение 3х суток.
Сроки обжалования

Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручение или получения копии постановления. Срок рассмотрения жалобы – 10 дней. Итоговым документом, завершающим стадию пересмотра, является – решение по жалобе/протесту.
Решение может быть вынесено в одном из 5 вариантов:

1.Постановление по делу оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения

2.Постановление изменить, но при условии что положение не будет ухудшаться

3.Постановление отменить, а производство по делу прекратить

4.Постановление отменить, а дело возвратить на новое рассмотрение (при допущении ошибок)

5.Постановление отменить, а дело направить на рассмотрение по подведомственности

В порядке надзора жалоба подается, а протест приносится в суд надзорной инстанции.

Судья, принявший к рассмотрению в порядке надзора жалобу/протест имеет право проверить дело в полном объеме. Решение по жалобе/протесту выносится
не позднее 2-х месяцев со дня поступления жалобы в суд, а в случае истребования дела об АП – не позднее 1 месяца со дня поступления дела в суд.

Жалобы подаются, а протесты приносятся в порядке надзора в Верховные суды республик, краевые, областные, в ВС РФ.
Итоговым документом по результатам рассмотрения в порядке надзора является:

1.Постановление по делу об АП / решение по жалобе ( протесту) – оставить без изменения

2.Постановление по делу об АП ( если допущены нарушения)

3.Постановление по делу, решение – отменить, а дело возвратить на новое рассмотрение.

4.Постановление отменить ( если есть хотя бы одно обст-во из ст.2.9 или 24.5)

Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Экзаменационный билет № 11
1. Административно-правовой статус граждан (общая характеристика прав и обязанностей в административном праве).

АПС гражданина представляет совокупность прав и обязанностей гражданина в его отношениях с ИВ. Поскольку этих прав и обязанностей (в силу предмета регулирования) большое количество, для удобства восприятия особенностей этих элементов их можно подразделить на определенные группы, использовав при этом различные критерии.

С т.з. механизма реализации выделяют права:

- абсолютные (безусловные)

- относительные

К абсолютным относятся такие права, которыми субъекты пользуются в режиме диспозитива, а субъекты власти обязаны при этом создавать условия для их реализации и не мешать этому. Реализация абсолютных прав в основном зависит от гражданина, т.е. соискателя этих прав.

Относительные права – для их реализации нужен акт государственного органа.
Обязанности:

- абсолютные – соблюдаются безотносительно субъекта поведения (ПДД, ТБ), безусловны, возлагаются на каждого субъекта.

- относительные – могут возникнуть из правомерных действий направленных на приобретение прав и пользовании ими. Среди них выделяют:

1 – обязанности пользователя (читателя библиотеки, пассажира), обязанности лица, получившего разрешение на совершение определенных действий (водители)

2 – обязанности, которые возникают из-за совершения неправомерных действий

а – обязанность выполнить законные требования представителя гос власти
По кругу лиц, которым предоставляются права:


- общие

- специальные - льготы

Признаки:

1- социально – демографический (больные, многодетные)

2-общественно-полезная деятельность (военные, госслужащие)

3 – с учетом территориального фактора

Территориальный:

- федеральные

- региональные

- локальные

2. Административно-деликтное право и административно-деликтные правоотношения.

Административно-деликтное право - это подотрасль административного права.

Оно представляет собой совокупность норм, которые регулируют отношения, возникающие в связи с совершением административного правонарушения (деликта). Нормы административно-деликного права выполняют функцию охраны правопорядка, прав и свобод граждан.

В сферу его правового регулирования включаются, с одной стороны, отношения, связанные с противоречивым поведением субъектов административного права, а с другой, деятельность компетентных органов по пресечению, по расследованию противоречивых деяний юрисдикционному разбирательству дел об административных правонарушениях. Отношения, возникающие между государственными органами и правонарушителями - это властные отношения.

Однако они имеют свою специфику. Во-первых, административные деликты не обязательно, непосредственно возникают из управленческих отношений (например, уничтожение или повреждение чужого имущества - ст. 7.17 КоАП РФ, занятие проституцией - 6.11 КоАП и др.).

Во-вторых, нормы об административной ответственности за административные правонарушения (проступки носят универсальный характер, аналогичный нормам уголовного права). Их охранительная функция распространяется на отношения, регулируемые не только административным правом, но и другими отраслями права. Административно-деликтное право связано с определением и назначением административных наказаний (взысканий), поэтому его называют также административно-наказательным правом. Система административно-деликтного права включает: КоАП РФ, специальные законы, полностью посвященные административной ответственности, специальные законы, имеющие форму кодекса и действующие автономно (например, Таможенный кодекс РФ), законодательные акты субъектов Федерации (например, Кодекс Свердловской области об административной ответственности) и др. Административно-деликтное право содержит материальные и процессуальные нормы.

Экзаменационный билет № 12
1. Специальные административно-правовые статусы граждан.