ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
· часто встречаться со своими сотрудниками;
· подвергать сомнению принятые им решения, представлять потребности фирмы и ее структурных подразделений.
. Принцип экономической целесообразности: выполнение обязательств перед акционерами. С этой целью фирма осуществляет:
· бережное отношение к собственности;
· обеспечение получения значительной прибыли на вложенный капитал;
· использование резервов, обеспечивающих увеличение прибыли.
. Принцип кооперации: долгосрочные взаимосвязи с поставщиками. Для этого фирма осуществляет следующее:
· выбор поставщиков с учетом качества их продукции и услуг, надежности и ценовой конкуренции;
· признание законных интересов, как поставщика, так и фирмы при заключении контрактов и добросовестного их выполнения;
· недопущение ненужной зависимости поставщиков и наоборот.[7, с.117]
Анализ и оценка существующего уровня и типа организационной культуры экспертным методом представлены на рис. 2.2.1.
Рис.2.2.1. Алгоритм методики оценки и формирования организационной культуры коммерческого предприятия
3. Практический анализ результатов исследования
Оценка культуры предприятия
Предложенная методика оценки и формирования организационной культуры предприятия позволяет детализировать задачи менеджмента, разработать и реализовать предложения по оценке и формированию эффективной организационной культуры предприятия. В методике используются и применяются приемы детализации, сравнения, балльный метод, расчетно-инструментальный и аналитические методы, метод экспертных оценок.
На основе показателей экономической деятельности фирмы ООО «Телеком» менеджментом организации было принято решение провести оценку культуры организации и разработать мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия. Был проведен анализ и оценка существующего уровня и типа организационной культуры методом анкетирования по типовой таблице Л.Г. Почебут и В.А. Чикер (табл.3.1.1.). В компании было опрошено 30 человек, из них 7 человек - руководители различных подразделений. Результаты опроса были рассчитаны для различных типов организационной культуры.
организационный культура
Таблица 3.1.1Базовые ценности коммерческого предприятия
№ п/п | Кредо | Разделяют чел. |
Отвечаете «да» если Вы разделяете данное утверждение | ||
1. | Утверждение 1 | X |
2. | Утверждение 2 | У |
| | |
п | Утверждение п | 2 |
Как правило, ценности определяют тип конкретной организационной культуры, если за них проголосовало не менее 75% опрошенных.
Первым шагом использования метода анализа иерархий является декомпозиция задачи и представление ее в иерархической форме (рис.3.1.1.)
Рис.3.1.1 Декомпозиция задачи в иерархию
Обычно на высшем уровне иерархии находится конечная цель. На втором уровне перечислены критерии оптимальности, уточняющие выбранную цель, а на третьем уровне - возможные альтернативы (варианты решения); последние должны быть в дальнейшем оценены по отношению к критериям второго уровня.
Далее следует этап формулирования существа критериев и графическое представление коммерческой задачи в виде иерархии. На следующем этапе решения задачи устанавливаются приоритеты критериев оптимальности, а также производится оценка альтернатив по этим критериям с целью выбора наиболее эффективного решения (табл.3.1.2).
Таблица 3.1.2 Числовые оценки матрицы парных сравнений для уровня 2
Критерии | 1 | 2 | | п< 5 |
1 | А11 | А12 | | А1п |
2 | А21 | А22 | | А2п |
| | | | |
п < 5 | Ап1 | Ап2 | | Апп |
Подобные матрицы строятся для парных сравнений каждой альтернативы на 3-м уровне по отношению к критериям 2-го уровня.
Порядок расчетов по информации, содержащейся в матрицах. По таблице 3.1.2 вычисляются оценки компонент собственного вектора по строкам (С1) и затем суммируются:
(3.1.1.)
С1 = ЧПАр
1=1,1 =1
где - 1,...,п - кол-во строк; ],...,п - кол-во столбцов.
По данным таблицы 3.1.2 проводится суммирование по столбцам.
С] = 2А]г (3.1.2)
]=и=1
Из матрицы парных сравнений для уровня 3 вычисляются векторы приоритетов, наибольшее собственное значение матрицы суждений (тах), индекс согласованности (ИС), отношение согласованности (ОС) и заносятся в таблицу (табл. 3.1.3). Определяются численные значения глобальных приоритетов (ГП) и результаты расчетов заносятся в таблицу (табл.3.1.4).
п
ГПур31 = ^ Вт * т(3.1.3.)
1 =1
Таблица 3.1.3Результаты расчетов по матрице парных сравнений для уровня 3
-
Вариант 1
А
Б
В
Вектор приоритетов
Вариант 2
А
Б
В
Вектор приоритетов
А
АА1
АБ1
АВ1
А
АА2
АБ2
АВ2
Б
БА1
ББ1
БВ1
Б
БА2
ББ2
БВ2
В
ВА1
ВБ1
ВВ1
В
ВА2
ВБ2
ВВ2
max ИС,ОС
max ИС,ОС
Вариант 3
А
Б
В
Вектор приоритетов
Вариант 4
А
Б
В
Вектор приоритетов
А
АА3
АБЗ
АВЗ
А
АА4
АБ4
АВ4
Б
БАЗ
ББЗ
БВЗ
Б
БА4
ББ4
БВ4
В
ВАЗ
ВБЗ
ВВЗ
В
ВА4
ВБ4
ВВ4
max ИС,ОС
max ИС,ОС
Вариант (п-1)
А
Б
В
Вектор приоритетов
Вариант п
А
Б
В
Вектор приоритетов
А
АА (п-1)
АБ (п-1)
АВ (п-1)
А
АА(п)
АБ(п)
АВ(п)
Б
БА (п-1)
ББ (п-1)
БВ (п-1)
Б
БА(п)
ББ(п)
БВ(п)
В
ВА (п-1)
ВБ (п-1)
ВВ (п-1)
В
ВА(п)
ВБ(п)
ВВ(п)
max ИС,ОС
max ИС,ОС
Таблица 3.1.4 Результаты расчетов глобальных приоритетов
Номер критерия | Глобальные приоритеты | |||
1 | 2 | | п | |
Численное значение вектора приоритета | | |||
Н1 | Н2 | | Нп | |
В11 | В12 | | В1п | 1 вариант уровняЗ |
В21 | В22 | | В2п | 2 вариант уровняЗ |
| | | | |
Вп1 | Вп2 | | Впп | N вариант уровняЗ |
По наивысшему значению ГП выбирается наиболее эффективная типовая модель организационной культуры.
Общая оценка организационной культуры компании показала, что в результате изменения системы ценностей определяющим типом организационной культуры ООО «Телеком» стала культура миссии.
3.2 Результативность методики оценки и формирования организационной культуры
Результативность методики оценки и формирования организационной культуры коммерческого предприятия характеризует динамика социально- экономических показателей ООО «Телеком» (табл.3.2.1).
Таблица 3.2.1Динамика социально-экономических показателей ООО «Телеком» за 2009г.
Показатель | Значение до реформы | Значение после реформы | Формула расчета | Результат (от базового) |
Динамика конфликтов (Двк) | 45 | 17 | Двк=Пвк1/Пвк0 | 37,8% |
Динамика нарушений трудовой дисциплины (Дтд) | 18 | 10 | Дтд=Птд 1/Птд0 | 55,6% |
Динамика реализации услуг (Др) | 180900 | 226900 | Др=Р1/Р0 | 125,4% |
Таким образом, в абсолютных величинах изменение социально- экономических показателей ООО «Телеком» составило: По динамике конфликтов = 37,8% - 100% = - 62,2% (снижение на 62,2%). По динамике нарушений трудовой дисциплины = 55,6% - 100% = - 44,4% (снижение на 44,4%).
По динамике объема реализации услуг = 125,4% - 100% = 25,4% (рост на 25,4%).
Обобщающим показателем экономической эффективности деятельности коммерческого предприятия (Э) с точки зрения затрат и результатов является показатель соотношения валового дохода и затрат на производство:
э = ВД(3.2.1)
/Зпр
где:
ВД- валовый доход коммерческого предприятия;
Зпр - производственные затраты.
После проведенных мероприятий по реформированию организационной культуры эффективность деятельности ООО «Телеком» по сравнению с аналогичным периодом выросла на 20,0%.
Несомненно, что рост и усиление организационной культуры, ее улучшение повышает экономическую эффективность коммерческого предприятия и формирует его положительный имидж.
Заключение
Выполненное исследование и полученные результаты позволяют сделать выводы:
1. Организационная культура выполняет существенные функции в экономике коммерческого предприятия: она обеспечивает организации необходимую мобильность в условиях рынка; создает возможности оперативно реагировать на изменения, вызываемые динамикой рыночных отношений и научно- технического прогресса; создает среду, в которой экономика предприятия развивается на принципах инициативы работников и контрагентов организации.
2. Задачей формирования организационной культуры коммерческого предприятия является приведение системы внешних и внутренних коммуникаций в состояние, позволяющее повысить эффективность деятельности предприятия.
. Особенности реализации инноваций в организационной культуре коммерческого предприятия обусловлены отраслевой спецификой, состоянием производственного, инновационного и конкурентного потенциала организаций, современным состоянием и перспективами развития рынка, способностью предприятий к самоорганизации, а также наличием (отсутствием) поддержки внешней и внутренней сред.