ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Билет 3.
-
ХАРАКТЕРИСТИКИ 3 ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ДЕТСКОГО ХОРА.
Звучание детских голосов по своим параметрам примерно соответствуют голосам женского хора. Отличие заключается в характере тембрового звучания. Голосовой аппарат детей отличается от взрослых своей анатомической и морфологической структурой. У детей более короткие голосовые связки, меньший объём лёгких, большая гибкость хрящевого остава гортани и дыхательных путей. Тембрам их голоса свойственно высокое головное звучание, характерная гибкость, лёгкость, серебристость.
Условно детские голоса можно разделить на 3 группы:
-
Младший школьный возраст (от 7 до 10 лет). Для них типично облегченно звучание тембра голоса, небольшой диапазон - от «до» 1ой октавы до «ре» 2ой октавы, небольшая сила звука – от mp до mf. В звучании голосов младших школьников нет различия между мальчиками и девочками. В репертуаре младшего возраста обычно входят одноголосные и несложные двухголосные произведения.
-
Средний школьный возраст (от 11 до 13 лет). Постепенно появляется более насыщенное звучание голоса, расширяется диапазон («ля» малой октавы до «ми» или «фа» 2ой октавы). На слух есть отличия между голосами мальчиков и девочек. У девочек прослеживается развитие женского тембра, у мальчиков начинают окрашиваться грудные тоны. Широкие исполнительские возможности, в репертуар можно включить произведения 2х-3хголосные гармонического склада и несложные полифонические произведения.
Старший школьный возраст (от 13 до 18 лет). Голоса считаются вполне сформированными. В их голосах смешиваются элементы детского и взрослого голосов, в этом возрасте уже слышны индивидуальные различия тембровых звучаний, расширяется диапазон до 2х октав в каждой партии. В певческом процессе они могут использовать все регистры своего голоса. В репертуаре присутствуют произведения различных композиторов и эпох.
-
ФОРМЫ ДИКЦИОННЙ РАБОТЫ.
Работа над дикцией может протекать в трёх формах.
1.Как непосредственная работа над произношением слов разучиваемого произведения.
Наиболее распространённая форма, обладает тем преимуществом, что идёт работа над конкретным музыкальным материалом. Приёмы работы:
а) проговаривание текста без соблюдения ритма, добиваясь ясности, чёткости дикции
б) проговаривание текста в заданном ритме
в) пропевание текста на одном звуке, в контрастных темпах
г) если потеряна кантилена в звуке, полезно пропевать в словах одни гласные звуки.
2.В виде специальных занятий по дикции.
Носит учебный характер. Специальный урок по дикции включает в себя:
а) лицевую гимнастику (упражнения для развития подвижной артикуляции)
б) тренировку в произношении отдельных слогов и слов: ма-мэ-ми-мо-му, да-дэ-ди-до-ду, бра-брэ-бри-бро-бру и т.д.
в) чтение стихов, скороговорок.
3.Дикционные упражнения в распевке.
Даются специальные упражнения. В распевку включают фразы, отрывки, отдельные попевки из произведений. Упражнения в средней тесситуре, в простом размере, на mf, mp.
ВЛИЯНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА НА ПЕРЕДАЧУ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА.
Хоровая практика показала, что отчётливость и правильность произношения слов во многом связаны со строением музыкальной ткани, с элементами музыкального языка.
1.Влияние ТЕМПА.
В медленном темпе на протяжении музыкальной фразы должны сохраняться смысл и логическая завершённость литературного предложения. «Пение – распетая речь». Не потерять смысл речи. В быстром темпе дикционная ясность обеспечивается за счёт работы над дикцией в более спокойном темпе.
2.ДИНАМИКА.
Форсированное пение ухудшает качество восприятия текста.
3.ТЕССИТУРА.
Сложность для работы над дикцией представляет высокая или низкая тесситура. Метод работы – использовать в репетиционном процессе октавный транспорт.
4.Влияние СОПРОВОЖДЕНИЯ.
Необходимо находить звуковой баланс между хором и сопровождением.
5.РИТМ.
Связь речевого ритма с ритмом музыкальным.
6.Влияние ШТРИХОВ.
При исполнении legato не потерять ясность произношения текста. При исполнении staccato – смысловую линию текста.
7.Влияние СКЛАДА ИЗЛОЖЕНИЯ.
Трудность составляет полифонический стиль: основное внимание необходимо обращать на проведение темы. Противосложение – на второй план.
РАБОТА НАД ПЕРЕДАЧЕЙ СМЫСЛА ТЕКСТА.
Артист должен проникнуть в самое существо, плоть слова. Понять и прочувствовать его многозначность. Выдающийся филолог А.Потебни говорил о трёх составных элементах поэтического слова:
а) внешнем (звучание)
б) смысловом (семантика)
в) внутреннем (образном).
«Певец привёл в порядок свой артикуляционный аппарат, выработал чеканность и звонкость своей дикции. И всё же слова, произносимые им неясны, содержание текста с трудом доходит до слушателя.
Это значит, что певец умеет лишь правильно выговаривать отдельные буквы, слоги, слова, но не научился ещё свободно и естественно разговаривать в процессе пения. Он мыслит отдельными слогами, скандирует каждую букву, забывая о слитности речи и слитности музыкальной фразы.
Ф.И.Шаляпин «пел, как разговаривал», интонировал слово музыкально, передавал смысл и значение слова, никогда не разрывая мелодию на клочки и «не стуча» словами, умел «окрашивать» слог, «сжимать и растягивать» его, не нарушая поэтической и музыкальной структуры. В пении Шаляпина психологическая окраска слов – интонаций доносила до слушателей живое, трепетное содержание музыки. Последнее очень важно подчеркнуть.
В пении не должно быть бездушных, хотя и правильно, но пассивно произносимых слов. СЛОВО в пении ЦЕННО в конечном счёте не само по себе, а тем ВНУТРЕННИМ СОДЕРЖАНИЕМ (или подтекстом), который в него вложен.
Как бы красиво не декламировал певец, его исполнение никогда не достигнет художественной выразительности, если он не раскроет и не выделит оттенки и полуоттенки, желаемые автором и едва намеченные в партитуре, если он не превратит музыкальные звуки и поэтические слова в волнующие музыкальные образы, не оживит своим переживанием подтекст исполняемой музыки». А.М.Пазовский. Из книги «Записки дирижёра».
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЛОГИКИ РЕЧИ
Правильная декламация в пении требует соответствия словесного и мелодического содержания, темпа и ритма, акцентов и ударений со строением стиха, на который написано вокальное произведение. Совпадение ударений в тексте с музыкальным акцентом в пении – одно из основных требований вокальной декламации.
Логическим ударением называется выделение в связанном по смыслу речевом отрывке наиболее важного слова или словосочетания. Перенос логического ударения на то или иное слово иногда совершенно меняет смысл всей фразы (К.С.Станиславский: «Я к Вам приду сегодня вечером»).
Количество главных слов во фразе может быть различно, в зависимости от построения самой фразы. Помощью в определении ударяемых слов служит ряд
ПРАВИЛ ЛОГИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ:
1.Логическое ударение в простом предложении.
Одно ударение. Ставится обычно на именах существительных. В сочетании из двух существительных ударным будет слово в родительном падеже («Нас ли сжалит пули оса?»).
2.Новое понятие.
Если в тексте появляется новое лицо, то слово, обозначающее это лицо, предмет или явление обычно получает логическое ударение («Опять посыпались выстрелы»).
3.Противопоставление.
Слова, обозначающие в тексте противоположные предметы, лица, явления, выделяются логическим ударением.
Ты не лебедь ведь избавил -
Девицу в живых оставил.
Ты не коршуна убил –
Чародея подстрелил.
4.Сравнение.
В сравнении логическое ударение обычно получает само сравнение. А то, с чем сравнивается, почти не выделяется.
Прекрасна как ангел небесный
* Как демон* коварна и зла.
5.Прямая речь.
В предложениях, содержащих прямую речь, логическое ударение падает чаще всего на слова прямой речи.
Прилетает ворон, крячет у колодца:
«Ты не жди напрасно сына – не воротится».
8.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СТИХА
Существующие системы стихосложения характеризуются двумя чертами:
а) количеством слогов в строке
б) количеством ударений в строке
СИЛЛАБИЧЕСКАЯ (слоговая) система стихосложения характеризуется одинаковым количеством слогов в строке. Ударения приходятся на разные слоги и не подчёркиваются.
Пример 13 – ти сложного силлабического стиха:
Мно-го ви-дел та-ких, ко-то-ры-е про-тив-но
Не пи-са-ли ни-ко-му у-гож-да-я льсти –во
Да ма-ло сча-стья и так воз-мо-жно до-ста-ти
А мне че-го по тво-ей ми-ло-сти жда-ти?
Ритм ТОНИЧЕСКОГО (ударного) стиха основан на одинаковом количестве ударений в строке. ТОНИЧЕСКАЯ система характерна для былин, песен, частушек, причитаний.
В современную поэзию тоническое стихосложение внёс В.Маяковский:
Партия и Ленин – близнецы братья
Кто более матери истории ценен?
Для русской классической поэзии характерна СИЛЛАБОТОНИЧЕСКАЯ (слого – ударная) система стихосложения, разработанная М.В.Ломоносовым и развитая Г.Р.Державиным и В.А.Жуковским. Характеризуется равным количеством слогов и одинаковым распределением ударных слогов в строке.
В зависимости от места ударных слогов в строках образуются следующие размеры:
а) ЯМБ. Ударные слоги: 2 – 4 – 6 – 8 и т.д.
Пока свободою горим
б) ХОРЕЙ. Ударные слоги: 1 – 3 – 5 – 7 и т.д.
Мчатся тучи, вьются тучи
в) ДАКТИЛЬ. Ударные слоги: 1 – 4 – 7 – 10 и т.д.
Тучки небесные, вечные странники
г) АМФИБРАХИЙ. Ударные слоги: 2 – 5 – 8 – 11 и т.д.
Морозно. Равнины белеют под снегом
д) АНАПЕСТ. Ударные слоги: 3 – 6 – 9 – 12 и т.д.
А владелец роскошных палат
Ещё сном был глубоким объят
ЯМБ, ХОРЕЙ – двухсложные размеры
ДАКТИЛЬ, АМФИБРАХИЙ, АНАПЕСТ – трёхсложные размеры.
Ритмическая чёткость стихотворной речи создаётся РИФМОЙ – созвучным совпадений окончаний слов в конце строки.
Стихотворные строки, объединённые общей системой рифмовки, называются СТРОФОЙ.
Белые стихи – стихи вне рифмы. Арво Мэтс: «В такой день даже
солнцу хочется греться на солнышке».
При изучении того или иного произведения дирижёр обязан глубоко и всесторонне осмыслить оба текста. Необходимо, чтобы текст всегда произносился правильно, соблюдались логические ударения, были найдены темброво – психологические краски каждого слова. Дирижёр должен знать творчество поэта и композитора (эпоха, мировоззрение, творческие принципы).
-
ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА. СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ.
Предметом педагогики является исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как циально организованного педагогического процесса.
Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Общественный прогресс человечества стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным и социальным опытом предков и, обогащая его, уже в более витом виде передавало своим потомкам. Чем больше усложнялось производство, чем больше наваливалось научных знаний, тем более важное значение обретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в специально организованном воспитании - в целенаправленной передаче им опыта человечества.
Образование и воспитание превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. На определенной ступени развития человеческого общества, в частности, в поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделяется в особую общественную функцию, т. е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых становится обучение и воспитание детей.
Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании.
В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу. Греческое слово пейдагогос (пейда - ребенок, гогос- вести) обозначает детоводитель. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и получила свое название наука о воспитании - педагогика. Как особая наука, педагогика впервые была вычленена из системы философских знаний в начале XVII века.