Файл: Т гражданской защиты и пожарной безопасности ямалоненецкого автономного округа государственное учреждение дополнительного профессионального образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДЕПАРТАМЕНТ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА»
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
Программа: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ГПС С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ
РАБОТ
По дисциплине «Пожарная тактика»
Тема №13«Тактическая подготовка начальствующего и личного состава
подразделений ГПС МЧС России».
Разработал:
Преподаватель
ГУ ДПО «УМЦ ГОЧС и ПБ ЯНАО»
Выханский А.М.
Надым, 2022 год

2
Учебные вопросы:
1. Цель, принципы, методы тактической подготовки.
2. Порядок и методика проведения классно-групповых занятий по пожарно- тактической подготовке пожарных, отделений, караула.
3. Общие положения о целях и задачах форм тактической подготовки начальствующего состава: школа оперативного мастерства, изучение оперативно- тактической характеристики района выезда, решение пожарно тактических задач, групповые упражнения (деловые игры), разбор пожаров, пожарно-тактические учения, стажировка начальствующего состава.
4. Изучение пожара: исследование пожара; составление карточки действий пожарного подразделения по тушению пожара или описания пожара; разбор пожара с личным составом. Анализ действий подразделений пожарной охраны: цель, задачи и формы анализа.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Цель, принципы, методы тактической подготовки
Успешная борьба с пожарами связана с дальнейшим совершенствованием организации управления пожарными подразделениями и развитием современных средств, приемов, способов тушения и проведения аварийно-спасательных работ.
Средний и старший начальствующий состав (далее - начальствующий состав) федеральной противопожарной службы (далее - ФПС) МЧС России является организующим звеном частей, специализированных частей, отрядов, пожарно-спасательных подразделений ФПС МЧС России (далее - подразделений
ФПС) во всех вопросах оперативно-служебной деятельности. Он принимает решение по организации и тактике тушения пожаров, выступая в роли руководителя тушения пожара (далее - РТП). Быстро и правильно определить решающее направление действий на пожаре, своевременно сосредоточить и ввести в действие необходимые силы и средства, принять необходимые меры по соблюдению правил охраны труда может помочь только высокая тактическая выучка РТП.
Поэтому подготовка начальствующего состава, его специальные знания, методические навыки, искусство руководства действиями пожарных подразделений по тушению пожара, умение четко ставить задачи личному составу и добиваться их неукоснительного исполнения играют решающую роль в успешном решении задач по борьбе с пожарами.
Тактическая подготовка начальствующего состава осуществляется непрерывно в течение всего периода службы, имеет цель подготовить профессионально грамотных специалистов, умеющих анализировать явления, протекающие при развитии и тушении пожара, правильно оценивать обстановку, складывающуюся на пожаре, предвидя ее возможные осложнения и последствия.
Основы тактической подготовки начальствующего состава закладываются в высших и средних учебных заведениях, осуществляющих подготовку специалистов пожарного дела, совершенствуются в процессе практической


3 деятельности - на служебной подготовке, на курсах повышения квалификации, в школах оперативного мастерства, учебных сборах и семинарах. Эта подготовка основывается на богатом опыте, накопленном многими поколениями специалистов пожарного дела, а также на изучении характера и особенностей тушения пожаров на различных объектах.
Овладение оперативно-тактическим мастерством, совершенствование знаний и навыков не добровольное дело, а служебная обязанность начальствующего состава.
Основной принцип тактической подготовки
Основной принцип тактической подготовки гласит: «учить подчиненных тому, что необходимо при ведении действий по тушению пожара».
Реализация данного принципа определяет необходимость постоянного и систематического совершенствования тактических и технических знаний и умений, методических навыков, овладения искусством руководства личным составом.
Принцип «учить подчиненных тому, что необходимо при ведении действий по тушению пожара» осуществляется в ходе непрерывного и систематического учебного процесса, тренировок и учений, в условиях, наиболее приближенных к реальным на пожаре, и достигает своих целей лишь тогда, когда подготовка проводится без упрощенчества и послаблений, в динамичной, напряженной обстановке с физической, моральной и психологической нагрузкой.
Проблема экономического роста России связана не только со строительством новых объектов экономики, но и с интенсификацией эксплуатации действующих, с их реконструкцией, техническим перевооружением и модернизацией. Вследствие этого повышается потенциальная пожарная и экологическая опасность объектов промышленности и сельских, фермерских хозяйств; значительно усложняется оперативно-тактическая обстановка на возникающих пожарах, что затрудняет ведение боевых действий по тушению пожаров и ведению аварийно-спасательных работ.
С целью успешного выполнения основной боевой задачи на пожаре, личный состав подразделений пожарной охраны должен быть в постоянной боевой готовности, обладать достаточно высокой боеспособностью. Достижение высокой боевой способности во многом зависит как от технического оснащения и вооружения, так и от моральных и боевых качеств, профессионально-боевой подготовки личного и начальствующего состава. Для решения задач в условиях сложной обстановки на крупных и сложных пожарах, эффективного применения новых огнетушащих веществ и технических средств тушения необходимо обеспечить высокий уровень пожарно-тактической подготовки начальствующего состава - руководителей тушения пожаров всех рангов.
2.
Порядок и методика проведения классно-групповых занятий по
пожарно-тактической подготовке пожарных, отделений, караула.
Одной из форм пожарно-тактической подготовки являются классно-групповые занятия, проведению которых предшествует тщательная подготовка руководителя.


4
В нее входит:
1. Ознакомление с темой занятия по расписанию, разрабатываемому в части.
2. Изучение содержания темы по программе подготовки личного состава частей и подразделений пожарной охраны;
3. Определение цели занятия.
4. Подбор и изучение основной литературы (руководящих документов, информационных писем и обзоров, учебников и учебных пособий).
5. Выбор технических средств обучения и подбор наглядных пособий.
6. Определение схемы (плана занятия), т. е. определение метода проведения занятия основных узловых вопросов.
7. Составление плана-конспекта для проведения занятия. Для начинающего преподавателя рекомендуется полное написание конспекта. Опытному руководителю достаточно будет развернутого плана.
Возможная схема занятия с караулом в классе:
- Опрос (беседа с личным составом) по изученному материалу с обязательной оценкой знаний опрошенных и выводом о степени подготовленности по данному материалу.
- Изложение нового материала с использованием наглядных пособий и технических средств обучения (ТСО), с анализом возможных ошибок и последствий, к которым они могут привести, с обобщающими выводами и т. д.
- закрепление изученного материала с помощью контрольных вопросов, не похожих на сформулированные в плане занятия.
- ориентация на самостоятельное, более глубокое изучение материала по литературе, имеющейся в пожарной части и доступной для каждого пожарного.
Форма плана-конспекта произвольная. Однако практика показывает, что в нем должны быть отражены следующие положения:
- контингент учащихся;
- тема и цель занятия;
- время занятия (по пожарно-тактической подготовке, как правило, два академических часа) и место его проведения;
- материально-техническое обеспечение (плакаты, ТСО, натурные образцы и т. п.);
- план занятия (урока) с формулировкой изучаемых вопросов;
- раскрытие содержания материала.
По ходу изложения материала в плане-конспекте должны быть методические указания (на полях) о том, где, например, показать плакат, привести тот или иной пример, обратить внимание личного состава на соблюдение правил техники безопасности и т. п. План-конспект подписывается руководителем занятия.
Изложение материала должно быть проблемным, с постановкой вопросов для активизации аудитории, общественной жизнью района, города, области и всей страны, с достижениями пожарной охраны, науки, техники и т. д., в соответствии с требованиями руководящих документов МЧС России.
В заключение занятия руководитель должен оставить время для ответа на вопросы.


5
3.
Общие положения о целях и задачах форм тактической
подготовки начальствующего состава: школа оперативного мастерства,
изучение оперативно-тактической характеристики района выезда, решение
пожарно тактических задач, групповые упражнения (деловые игры), разбор
пожаров, пожарно-тактические учения, стажировка начальствующего
состава.
Назначение, цель и задачи пожарно-тактической подготовки
Тушение пожара - это комплекс управленческих решений и боевых действий, направленных на обеспечение безопасности людей, животных, спасение материальных ценностей и ликвидацию горения. Наряду с обеспечением пожарных подразделений огнетушащими и техническими средствами, пожарной техникой успех тушения пожара в значительной степени зависит от уровня тактической подготовки участников тушения.
Школа оперативного мастерства (ШОМ) это группа специальной подготовки (в рамках служебной подготовки) органа управления, созданная для обучения начальствующего состава федеральной противопожарной службы
(ФПС), непосредственно выступающего в роли руководителей тушения пожара и ликвидации чрезвычайной ситуации (ЧС), а также членов оперативного штаба тушения пожаров и ликвидации ЧС.
Школа оперативного мастерства должна проводиться в целях совершенствования профессионального мастерства, углубления специальных знаний и приобретения практических навыков в проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС лицами начальствующего состава, выступающими в роли руководителей тушением пожара и ликвидацией ЧС, а также членов оперативного штаба пожаротушения.
В целях совершенствования приемов и способов проведения боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС на занятия в системе школы оперативного мастерства могут привлекаться должностные лица других видов пожарной охраны и представители заинтересованных организаций.
Основными задачами школы оперативного мастерства являются:
совершенствование профессиональных знаний начальствующего состава, развитие у них умения творчески мыслить, использовать передовой опыт и научные достижения; повышение у начальствующего состава штабной культуры, уровня имеющихся у них теоретических знаний и практических навыков в составлении и разработке оперативно-служебной документации и их практическому применению; совершенствование практических навыков начальствующего состава по управлению силами и средствами при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС; обучение начальствующего состава умению быстро и грамотно выбирать решающее направление при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС, а также осуществлять расчет сил и средств, необходимых для их проведения, и их расстановку с учетом наиболее эффективной схемы боевого развертывания;


6 совершенствование имеющихся навыков и практического опыта у начальствующего состава в организации управления силами и средствами подразделений пожарной охраны, отработки слаженности действий подчиненного ему личного состава; совершенствование навыков у начальствующего состава подразделений пожарной охраны в организации обучения и воспитания подчиненных; повышение служебного мастерства по линии специализации.
Формы обучения
Обучение в школе оперативного мастерства осуществляется в следующих формах: классно-групповые занятия; семинары; оперативно-тактическое изучение наиболее важных и сложных в оперативно- тактическом отношении объектов, зданий и сооружений района выезда подразделений пожарной охраны (общие особенности района выезда, отдельных участков района выезда); пожарно-тактические учения (ПТУ); групповые упражнения (деловые игры); разбор пожаров.
В процессе обучения в системе школы оперативного мастерства
начальствующий состав должен изучать:
оперативно-тактические характеристики гарнизона; оперативно-тактические особенности особо важных и пожаровзрывоопасных объектов, расположенных на территории гарнизона; тактико-технические характеристики пожарных автомобилей и оборудования, находящихся на вооружении подразделений пожарной охраны, схемы их наиболее рационального использования; тактические возможности подразделений пожарной охраны, входящих в состав гарнизона; закономерности развития пожара, его параметры и сопровождающие явления; огнетушащие вещества, приемы и способы их подачи; методы расчета сил и средств для тушения пожаров и принципы их расстановки; тактику тушения пожаров, меры по охране труда при несении службы и проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС; назначение и устройство СИЗОД и средств радиосвязи, а также руководящие документы по их применению; условия организации и проведения ПТУ и ПТЗ
(теоретические и практические).
На практических занятиях в системе школы оперативного мастерства начальствующий состав должен отрабатывать: основные принципы выбора решающего направления при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС; определение необходимого количества сил и средств, принятие правильных решений по их рациональному использованию при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС; условия работы со специальными агрегатами и техническим оборудованием пожарных автомобилей, средствами связи, работе в СИЗОД;