Файл: Т гражданской защиты и пожарной безопасности ямалоненецкого автономного округа государственное учреждение дополнительного профессионального образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

17
- тактико-технические характеристики пожарных машин и оборудования и тактические возможности подразделений гарнизона пожарной охраны;
- уставы, наставления, указания и другие руководящие документы, регламентирующие организацию и тактику тушения пожаров, а также правила охраны труда при несении службы и ведении боевых действий;
- закономерности развития пожара, его параметры и сопровождающие явления;
- огнетушащие вещества, особенности их применения, приемы и способы подачи и защиты от них окружающей среды при тушении пожаров;
- методику расчета сил и средств для тушения пожаров, особенности и принципы их расстановки;
- назначение, устройство и правила эксплуатации средств защиты органов дыхания и средств связи, а также руководящие документы по их применению на пожарах;
- основные формы и методы обучения и воспитания личного состава.
Начальствующий состав обязан уметь:
- правильно оценивать обстановку, определять решающее направление боевых действий на пожаре, необходимое количество сил и средств для тушения, принимать решения и отдавать четкие распоряжения по их реализации, чтобы обеспечить успешное тушение пожара;
- работать со специальными агрегатами и техническим оборудованием пожарных автомобилей, находящихся на вооружении гарнизона пожарной охраны, уверенно пользоваться радиосредствами и работать в средствах защиты органов дыхания;
- методически правильно готовить и проводить любые пожарно-тактические занятия и учения;
- исследовать пожары и боевые действия личного состава при их тушении, оформлять документы и материалы по результатам исследования, организовывать и проводить разборы пожаров;
- составлять планы и карточки тушения пожаров на объекты и сельские населенные пункты, расписание выезда пожарных частей гарнизона, планы привлечения сил и средств для тушения пожаров в сельском районе, инструкции по взаимодействию пожарной охраны со службами города (района, объекта) и прочие документы по вопросам пожаротушения;
- организовать контроль за выполнением отданных приказов и распоряжений и добиваться их своевременного и качественного их выполнения.
Начсостав должен постоянно и активно внедрять в учебный процесс последние достижения науки и техники, совершенствовать содержание, формы, методы и приемы обучения личного состава, что обеспечит дальнейшее повышение боеготовности и боеспособности подразделений и гарнизонов пожарной охраны.
Планирование пожарно-тактической подготовки
Планирование тактической подготовки является важным фактором, определяющим ее результаты. Разработка тематических планов боевой и служебной подготовки и их содержание должны базироваться на анализе боевых


18 действий пожарных подразделений на пожарах за истекший период. При планировании ПТП учитывают ошибки, допущенные при тушении пожаров за истекший период. Сопоставляя ошибки, допущенные в различные периоды времени, выясняют, какие из них допускаются в меньшем количестве, какие встречаются еще достаточно часто, а какие участились, Ошибки допускаемые начсоставом на пожарах, можно условно сгруппировать: некачественная разведка пожара; неправильное определение решающего направления боевых действий на пожаре; малоэффективная организация работы личного состава; незнание оперативно-тактических особенностей объекта, на котором возник пожар; некачественное управление силами и средствами; неправильное или неполное прогнозирование обстановки; неполное использование тактических возможностей пожарных подразделений; применение неэффективных средств ликвидации горения; использование маломощных стволов; незнание водоисточников и неправильное их использование и др.
Такой анализ позволяет составить тематический план на новый период учебы в необходимой последовательности, определить организационные формы и содержание занятий с таким учетом, чтобы изжить выявленные недостатки в организации и тактике тушения пожаров. Данный анализ можно проводить в масштабе области, отряда или части.
При анализе ошибок в масштабе части целесообразно также учитывать действия командиров отделений и пожарных. Характерными ошибками, допускаемыми ими на пожарах, могут быть: неправильное определение боевых позиций ствольщиков на пожарах; подача огнетушащих средств ствольщиками "по дыму", неэффективное применение огнетушащих средств; отсутствие резерва рукавной линии для маневрирования стволом; нарушение правил охраны труда при проведении разведки и др.
Все замеченные ошибки должны быть учтены при разработке тематических планов и других планирующих документов по боевой подготовке личного состава части.
Количественный и качественный анализ недостатков целесообразно осуществлять не только по результатам тушения пожаров, но и с учетом ошибок, допущенных на тактических занятиях и учениях.
При планировании ПТП, кроме результатов анализа боевых действий, целесообразно учитывать характерные особенности и происшедшие изменения в районе выезда части и в гарнизоне пожарной охраны в целом. Следует планировать занятия по изучению и отработке боевых действий на вновь вводимых в эксплуатацию и реконструированных особо важных и пожаровзрывоопасных объектах, по изучению и использованию новой пожарной техники, которая вводится в боевые расчеты, по внедрению передового опыта работы подразделений на пожарах. Занятия по отработке боевых действий в теплодымокамерах и на огневых психологических полосах должны предусматриваться в планах ежегодно, систематически; по количеству часов и срокам проведения они должны соответствовать действующим руководящим документам.


19
1   2   3

4.
Изучение пожара: исследование пожара; составление карточки
действий пожарного подразделения по тушению пожара или описания
пожара; разбор пожара с личным составом. Анализ действий подразделений
пожарной охраны: цель, задачи и формы анализа.
Изучение пожаров является одним из основных условий совершенствования организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее
- тушение пожаров), совершенствования уровня готовности подразделений пожарной охраны и профессиональной подготовки их личного состава.
Изучение пожара включает в себя:
исследование пожара; составление карточки действий пожарного подразделения по тушению пожара или описания пожара; разбор пожара.
Исследованию подлежит каждый пожар, подлежащий статистическому учету, независимо от количества работавших при тушении сил и средств и величины нанесенного ущерба. Исследование пожаров поручается наиболее подготовленным должностным лицам территориальных органов Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) и подразделений пожарной охраны.
При необходимости к изучению пожаров могут привлекаться специалисты научно-исследовательских и образовательных учреждений МЧС России.
Ответственность за своевременность, полноту и объективность изучения пожаров несут руководители территориальных органов МЧС России и подразделений пожарной охраны, силами которых проводилось изучение пожаров.
Исследование пожара имеет цель:
установить место и причину возникновения пожара;
изучить процесс развития пожара, причины и условия, способствовавшие распространению опасных факторов пожара, особенности поведения конструктивных элементов здания (сооружения) и производственного оборудования, а также различных веществ и материалов в условиях пожара; проанализировать причины, приведшие к гибели и травмированию людей, причинению материального ущерба; оценить эффективность работы систем обнаружения и оповещения о пожаре, дымоудаления, а также установок пожаротушения; оценку действий подразделений, участвовавших в тушении пожара, эффективности использования пожарной и аварийно-спасательной техники.
Карточка действий пожарного подразделения по тушению пожара (далее - карточка) составляется по итогам исследования пожара, убыток от которого составил менее 3420 минимальных размеров оплаты труда (далее - МРОТ), в случае его соответствия одному или нескольким из следующих критериев, а именно: на пожаре имели место случаи гибели людей (от 1 до 4 человек), в том числе сотрудников (работников) пожарной охраны;


20 на пожаре имели место случаи травмирования людей (от 1 до 9 человек), в том числе сотрудников (работников) пожарной охраны.
Карточка составляется в срок не более 5 суток с момента ликвидации пожара, в срок не более 10 суток с момента составления изучается с личным составом всех подразделений пожарной охраны, привлекавшихся к тушению пожара.
Ответы на поставленные в карточке вопросы должны быть достоверными, краткими и исчерпывающими.
К карточке прилагаются планы-схемы расстановки сил и средств на момент прибытия первого подразделения пожарной охраны и на момент локализации пожара.
Описание пожара составляется на пожар, подлежащий статистическому учету, в случае его соответствия одному или нескольким из следующих критериев, а именно: к тушению пожара привлекались силы и средства по повышенным номерам
(рангам) вызова; убыток от пожара составил 3420 МРОТ и более; на пожаре погибло 5 и более человек, в том числе сотрудников (работников) пожарной охраны; на пожаре травмировано 10 и более человек, в том числе сотрудников
(работников) пожарной охраны.
Пожары, подпадающие под критерии, указанные в п. 4.1.1
настоящих методических рекомендаций (крупные пожары), изучаются руководителями и сотрудниками территориальных органов МЧС России.
По решению МЧС России или руководителя территориального органа МЧС
России описание может составляться на любой пожар, исследование которого представляет практический или научный интерес.
Описание составляется в срок не более 30 суток с момента ликвидации пожара, подписывается лицами, исследовавшими пожар, и утверждается руководителем территориального органа МЧС России.
. Описание изучается с начальствующим составом территориальных органов МЧС
России и личным составом подразделений пожарной охраны в срок не позднее 90 суток с момента составления.
Описание составляется в необходимом количестве экземпляров, печатный и электронный экземпляры описания высылаются в соответствующий региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и в МЧС России (через
Департамент пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны).
Описание состоит из текстовой части и приложений.
Разбор пожаров. Изучение каждого конкретного пожара завершается разбором хода его тушения. Разбор производится в соответствии с требованиями документов МЧС России, определяющих требования к подготовке личного состава пожарных подразделений и органов управления подразделениями пожарной охраны.