Файл: Учебнометодическое пособие к дисциплине видеотренинг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 413

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Содержание видеотренинга. Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. Преимущества и ограничения применения видеозаписи и обратной видеосвязи в групповом тренинге. Литература: Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Формирование групп видеотренинга. Проблемы и принципы отбора участников тренинговой группы. Параметры отбора и комплектования участников тренин­говой группы. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.117-137. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Активность ведущего в процессе видеотренинга. Функции ведущего в тренинговой группе. Виды активности ведущего в тренинговой группе. Этические аспекты поведения ведущего. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.65-99, 224-228. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Структура видеотренинга профессиоенально- психологического роста. Этапы видеотренинга профессионально­психологического роста. Структура сеанса видеотренинга. Объективные (внешние) и субъективные (внутренние) критерии оценки эффективности группового социально­психологического обучения. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.165-215. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Личностный рост. Понятие личностного роста в психоанализе. Анализ личностного роста в бихевиоризме. Представление о личностного росте в когнитивной пси­хологии. Идея личностного роста в гуманистически ориентиро­ванной психологии. Литература: Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, экспери­менты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с. Деловое общение как компонент профессионально­психологического роста. Деловое общение и его разновидности. Уровни и структура делового общения. Цели, правила и стили делового общения. Принципы и приемы установление контакта, информи­рование, аргументация, контраргументация, принятие решения и завершение беседы. Литература: Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Примерная тематика рефератов, курсовых работ Возникновение группового социально-психологического обучения. Типологии групп социально-психологического обучения. Тренинг психоаналитической ориентации. Тренинг бихевиористической ориентации. Тренинг когнитивистической ориентации. Тренинг гуманистической ориентации. Условия и средства изменения участников тренинга. Факторы изменения участников тренинга. Движущие причины и механизм изменения участников тренинга. Метод дискуссии и в видеотренинге. Игровой метод в видеотренинге. Метод, основанный нв невербальной активности в ви­деотренинге. Профессионально-психологическая компетентность. Структура профессионально-делового общения. Установление контакта в профессионально-деловом общении. Информирование и аргументация в профессионально­деловом общении. Контраргументация в профессионально-деловой бесе­де. Принятие решения и завершения профессионально­деловой беседы. Вопросы в профессионально-деловой беседе. Примерный перечень тем к подготовке программ по видеотренингу Тренинг стадий профессионально-деловой беседы. Тренинг достижений в деловых переговорах. Тренинг преодоления конфликтов в деловом общении. Тренинг мотивации клиентов. Тренинг профессиональных достижений. Тренинг профессиональных решений. Тренинг профессиональной мотивации. Тренинг анализа профессиональных ситуаций. Тренинг понимания и оказания поддержки коллегам. Тренинг выдержки и настойчивости. Тренинг планирования карьеры. Тренинг сотрудничества и конкуренции. Тренинг самопознания в профессиональной деятельно­сти. Тренинг преодоления внутриличностных проблем в профессиональной деятельности. Тренинг мотивации обучения и переобучения. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу Возникновение группового социально-психологического обучения. Преимущества группового социально-психологического обучения. Отличительные признаки группового социально­психологического обучения и групповой психотерапии. Разновидности групп социально-психологического обу­чения. Цели и основные положения «Групп-встреч». Цели и основные положения «Т-групп». Цели и основные положения «Социально­психологического тренинга поведения». Коммуникативная компетентность и ее компоненты. Условия и средства изменения участников тренинга. Роль поддержки в процессе группового тренинга. Самораскрытие в общении, его функции и параметры. Характеристики межличностной обратной связи. Виды межличностной обратной связи. Соотношение самораскрытия и обратной связи. Движущие причины и механизм изменения участников тренинга. Метод дискуссии и его разновидности. Отличительные особенности игровой деятельности. Операционные и межличностные игры. Концептуальные и инструментальные компоненты пси­ходрамы. Фазы и приемы психодрамы. Состояния «Я» личности и их коррекция в процессе ви­деотренинга. Виды трансакций и их коррекция в процессе видеотре­нинга. Проективный рисунок в групповом тренинге. Психогимнастика и функции психогимнастических уп­ражнений.. Принципы и параметры комплектования тренинговой группы. Функции ведущего в тренинговой группе. Виды активности ведущего в тренинговой группе. Этические аспекты поведения ведущего в процессе тренинга. Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. Преимущества и ограничения использования видеоза­писи и обратной видеосвязи в групповом тренинге. Этапы и продолжительность проведения видеотренин­га. Структура сенса (занятия) видеотренинга. Критерии эффективности группового видеотренинга. Проблема личностного роста в психоанализе. Проблема личностного роста в бихевиоризме. Проблема личностного роста в гуманистической психо­логии. Проблема личностного роста в когнитивной психологии. Понятие о профессионально-психологическом росте. Деловое общение и его разновидности. Структура профессионально-делового общения. Цели, принципы и уровни профессионально-делового общения. Стили делового общения. Фазы деловой беседы. Подходы к обучению профессионально­ психологическому росту. Принципы установления контакта. Правила и приемы информирования и аргументации. Правила и приемы контраргументации. Правила и приемы принятия решения и завершения бе- седы. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСАПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ № Наименование разделов и тем Всего Часов Аудиторные занятия Самос. работа Лекции Практ. I. Теоретический раздел 1 Основные направления группово­го социально-психологическогообучения 1 1 2 2 Воздействие в групповом соци­ально-психологическом обучении 1 1 2 3 Методы группового социально­психологического обучения 1 1 2 4 Содержание видеотренинга 1 1 2 5 Формирование групп видеотре­нинга 2 6 Активность ведущего в процессе видеотренинга 1 1 2 7 Структура видеотренинга про- фессиоенально-психологического роста 1 1 2 8 Личностный рост 1 1 2 9 Деловое общение как компонент профессионально­психологического роста 1 1 2 II. Практический раздел 10 Практика видеотренинга профес­сионально-психологического роста 5 5 ИТОГО: 14 9 5 18 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

IY. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЭкзаменY. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Основная литература: 1. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-240 с. Рудестам К. Групповая психотерапия.-М.:Прогресс,1993.- 368 с. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.-Ростов н/Д:РГУ,2003. Дополнительная литература: Аллан Пиз. Язык жестов.-Воронеж:МОДЭК,1992.-218 с. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление лично­сти в общении //Личность. Общение. Групповые процессы (Совре­менные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии).-М.,1991. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры.-Л.:Лениздат,1992.-С.8-52. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением.- М.:Медицина,1989.-С.6-44. Групповая психотерапия /Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера.-М.:Медицина,1990.-С.12-50,65-88. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятель­ность: методология, теория и практика.--М.:Наука,1988.-С.216-225. Ковалев Г.А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада // Пси­хологический журнал.-1989.-Ы1.-С.127-136. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено.-М.:Прогресс,1994.-352 с. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных си­туаций в деловом общении хозяйственных руководителей.- М.,1986.-64 с. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987. Панасюк А.Ю. Управленческое общение.- М.:Экономика, 1990.-112 с. Петровская Л.А. Теоретические и методические про­блемы социально-психологического тренинга.-М.:МГУ,1982. Психодрама и групповой процесс /Под.ред.Н.А.Гринберга.-М.,1993.-57 с. Роджерс К. О групповой психотерапии.-М.,1993.-220 с. Секреты умелого руководителя /Сост.И.В.Липсиц.- М.:Экономика,1991.-320 с. Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в групповом социально-психологическом обучении//Психологический вестник.Вып.4.-Ростов н/Д:РГУ,1999.-С.219-223. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном об- щении.-М:МГУ,1992.-С.5-42. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, экспери­менты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально­психологического тренинга поведения //Психологический журнал.- 1984.-N4. Вспомогательное оборудование: Видеоаппаратура - видеокамера и телевизор.МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Сеанс 1: «Название сеанса» (продолжительность сеанса). Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть. Ролевая ситуация: «Название ситуации» (продолжи­тельность ситуации). Задачи ситуации, ее сюжет, основная и вспомогательная роль. Просмотр видеозаписи. Дискуссия по про­игранной ситуации. Тематическая дискуссия: «Тема дискуссии» (продолжи­тельность дискуссии). Задачи дискуссии. Обобщение результатов сеанса (продолжительность обобщения). Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть. Сеанс 2: «Название сеанса» (продолжительность сеанса) и т.д. приложение а) График и место проведения тренинга. Психодиагностический материал (если есть). в) Подробное описание запланированных разминочных уп­ражнений и игровых ситуаций. г) Резервный материал разминочных упражнений, игровых ситуаций и тем для дискуссий. ЛИТЕРАТУРА Аллан Пиз. Язык жестов. - Воронеж, 1992. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры. - Л., 1992. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М. 1989. Групповая психотерапия /Под ред. Карвасарского Б.Д.- М., 1990. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятель­ность: методология, теория и практика. - М., 1988. Ковалев Г.А. Основные направления использования ме­тодов активного социального обучения в странах Запада // Психо­логический журнал. - 1989. - N1. Ковальчук М.А., Петровская Л.А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии //Вопросы психологии.- 1982.- N2. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено. - М., Прогресс, 1994. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных си­туаций в деловом общении хозяйственных руководителей. - М., 1986. Петровская Л.А. Теоретические и методические про­блемы социально-психологического тренинга. - М., 1982. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение.-М.:Профиздат,1991.-192 с. Психодрама и групповой процесс/ Под ред. И.А.Крин- берга.-М.,1993.-57 с. Роджерс К. О групповой психотерапии.- М., 1993. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.:Прогресс, 1993.-368 с. Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в груп­повом социально-психологическом обучении // Психологический вестник.Вып.4.-Ростов /Д:РГУ,1999.-С.219-223. Сидоренков А.В. Механизм изменения личности и ма­лой группы// Психологический вестник.Вып. 3.-Ростов /Д:РГУ,1998.- С.91-94. Сидоренков А.В. Направления психолого-педагоги­ческого воздействия на учебные группы// Вопросы психологии.- 1998.-N4. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте.-М. :ФиС,1985. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально­психологического тренинга поведения /Психологический журнал.- 1984.-N4. 21 Riggio,R.E. & Zimmerman,J.(1991). Social skills and interpersonal relationships:influences on social support and a support seeking. In W.H.Jones & P.Perlman (Eds), Advances in personal relationships (pp.133-155). London:Jessika Kingsley Publishers.МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ



МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

,—,—,—,—,—,—,—,—,—,—,—,—,—,—

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
факультет психологии
кафедра психологии развитии


А.В.Сидоренков

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

К ДИСЦИПЛИНЕ

ВИДЕОТРЕНИНГ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
РОСТА


Часть 1

Ростов-на-Дону

2003 г.

Методические указания печатаются по решению кафедры психологии развития РГУ (Протокол № 4 от 18 декабря 2002 г.).

Ответственный за выпуск - заведующий кафедрой психоло­гии развития, доктор психологических наук, профессор Т.П.Скрипкина

© Сидоренков А.В., 2003

ВВЕДЕНИЕ

Видеотренинг профессионально-психологического роста является одной из разновидностей группового социально­психологического обучения. Такой вид тренинга может использо­ваться для решения ряда задач по психологической поддержки населения и, в конечном счете, для повышения социально­психологической и профессиональной адаптации людей.

Во-первых, тренинг дает возможность людям расширить самопознание в сфере профессионально-психологического роста (например, выявить преимущества и слабые стороны человека в профессионально-деловом общении). Во-вторых, тренинг дает хо­рошие результаты при обучении людей знаниям и навыкам по раз­личным аспектам профессионально-психологической активности (например, профессиональное общение с начальником, подчинен­ным, клиентами, общение безработного с работодателем). В- третьих, тренинг профессионально-психологического роста позво­ляет выявлять и разрешать внутриличностные проблемы людей, возникающие в обычных и напряженных профессиональных или бытовых ситуациях (конфликты на работе, потеря работы, трудо­устройство и др). В-четвертых, тренинг может быть использован для повышения мотивации профессиональной деятельности, по­иска работы, обучения и переобучения.

Учебно-методическое пособие отражает основное содер­жание курса «Видеотренинг профессионально-психологического роста», который ведется автором в течение нескольких лет на фа­культете психологии РГУ. Учебно-методическое пособие предна­значено для студентов заочного и дневного отделений факультета психологии, а также могут быть рекомендованы специалистам различного профиля, кого интересуют вопросы профессионально­психологической сферы и проведения социально-психологического тренинга.


Учебно-методическое пособие «Видеотренинг профессио­нально-психологического роста» состоит из трех частей. В первой части приводится полная учебная программа данного курса. Во второй части излагаются основные положения организации и про­ведения любой разновидности тренинга: преимущества группового тренинга, условия, факторы и методы группового тренинга, ком­плектование тренинговой группы и роль ведущего в обучении, со­держание видеотренинга и его структура. В третьей части акцент сделан на понятии психологического роста, таком ключевом аспек­те профессионально-психологического роста, как профессиональ­но-деловое общение. Эта же часть включает в себя ряд приложе­ний, которые могут использоваться как раздаточный материал, который отражает принципы и приемы стадий профессионального общения, функции и виды вопросы в деловом общении.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

  1. Цель курса

Курс «Видеотренинг профессионально-психологического роста» относится к федеральному компоненту цикла ДС ГОС ВПО по направлению подготовки психолога по специальности 020400.

Основной целью курса является получение студентами уг­лубленных знаний, умений и навыков в организации и проведении видеотренинга профессионально-психологического роста, а также иных форм группового социально-психологического обучения. Приобретение таких знаний и навыков составляет важное условие для квалифицированного решения специалистом-психологом ряда задач, связанных с психокоррекционной работой.

  1. Задачи курса

Курс «Видеотренинг профессионально-психологического роста» является теоретико-практическим и соответственно состо­ит из двух разделов.

Задачами первого раздела спецкурса является обеспече­ние студентов знаниями:

о сформировавшихся в мировой психологии формах груп­пового социально-психологического обучения;

о механизмах и факторах, определяющих изменение лич­ности в процессе обучения;

о методах обучения;

об организации и управлении процессом обучения;

о преимуществах видеотренинга как формы обучения не только профессионально-психологическому росту, но и различным аспектам общения.



В задачи второго раздела входит формирование у студен­тов умений и навыков организации и проведения видеотренинга: составления программы видеотренинга, выполнения роли ведуще­го тренинга, использования видеоаппаратуры. В процессе практи­ческих занятий студенты выступают как в качестве участников, так и ведущих видеотренинга.

  1. Место курса в профессиональной подготовке выпу­скника

Видеотренинг профессионально-психологического роста является прикладным направлением в психологии. Он представ­ляет собой одну из форм социально-психологической коррекции человека, группы. Овладение таким тренингом позволит выпуск­никам более легко и быстро осваивать другие формы групповой психологической коррекции, некоторые из которых преподаются на факультете психологии. Организация и проведение видеотренинга профессионально-психологического роста опирается на опреде­ленные научные факты и положения, установленные в рамках та­ких психологических дисциплин, как социальная психология (ОПД.Ф.14), психология малых групп, психология личности (ОПД.Ф.08).

  1. Требования к уровню освоения содержания курса

а) Студенты должны знать: внутреннюю логику курса; основные понятия и их взаимосвязь;

основные социально-психологические явления, возникаю­щие в процессе проведения видеотренинга;

этические принципы проведения видеотренинга.

б) Студенты должны уметь:

выполнять задания, предусмотренные программой;

свободно и адекватно использовать специальные термины; ориентироваться в современных формах группового соци­ально-психологического тренинга, грамотно ставить и решать за­дачи при организации и проведении видеотренинга;

применять основные методы и приемы психокоррекции в процессе проведения видеотренинга;

использовать видеоаппаратуру в процессе проведения тренинга.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Разделы курса

а) Теоретический раздел курса.


б) Практический раздел курса.

  1. Темы и краткое содержание

Тема 1. Основные направления группового социально­психологического обучения.

История возникновения группового социально­

психологического обучения и его преимущества перед индивиду­альным обучением. Соотношение понятий «групповое социально­психологическое обучение» и «групповая психотерапия».

Основные направления группового социально­

психологического обучения. Разновидности тренинговых групп.

«Группы-встреч», «Т-группы», «группы социально­психологического тренинга поведения». Их цели, основные поло­жения, принципы организации, общие и отличительные признаки.

Коммуникативная компетентность и ее компоненты.

Тема 2. Воздействие в групповом социально­

психологическом обучении.

Условия изменения личности участника в процессе группово­го социально-психологического обучения.

Факторы группового тренинга: получение и оказание под­держки, самораскрытие, обратная связь. Самораскрытие: содер­жание, параметры и функции. Межличностная обратная связь и ее разновидности. Конструктивная и деструктивная обратная связь. Модель соотношения самораскрытия и обратной связи.

Средства (методы тренинга) и движущие причины (противо­речия) изменения личности участника тренинга.

Механизм (процессы интеграции и дезинтеграции) измене­ния личности в групповом тренинге.

Тема 3. Методы группового социально-психологического обучения.

Метод дискуссии. Биографические, тематические, интерак­тивные дискуссии: содержание, область применения и отличи­тельные признаки.

Игровой метод. Отличительные особенности игровой дея­тельности. Операционные и межличностные игры. Разновидности игрового метода. Ситуационные игры. Психодрама, ее ключевые понятия (спонтанность, ситуация, теле, катарсис, инсайт) и эле­менты (сцена, протагонист, ведущий, вспомогательное «Я», публи­ка). Методы психодрамы. Трансакционный анализ, виды трансак­ций.

Методы, основанные на невербальной активности: проек­тивный рисунок, психогимнастика, методы телесной и танцеваль­ной терапии.


Тема 4. Содержание видеотренинга.

Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. Истоки применения аудио- и видеозаписей в групповой психотерапии и групповом тренинге.

Преимущества и ограничения применения видеозаписи и обратной видеосвязи в групповом тренинге.

Методические вопросы использования видеоаппаратуры.

Тема 5. Формирование групп видеотренинга.

Принципы и параметры комплектования тренинговых групп. Численный и половой состав, возраст, профессия и должностной статус, субкультурная принадлежность и индивидуально­психологические особенности участников.

Тема 6. Активность ведущего в процессе видеотренинга.

Функции ведущего в группе: разработка и внедрение груп­повых норм, опека (поддержка) участников, побуждение участни­ков к активности.

Виды активности ведущего в тренинговой группе.

Этические аспекты поведения ведущего.

Тема 7. Структура видеотренинга профессиоенально- психологического роста.

Этапы видеотренинга профессионально-психологического роста. Структура сеанса видеотренинга.

Объективные (внешние) и субъективные (внутренние) крите­рии оценки эффективности группового социально­

психологического обучения.

Тема 8. Личностный рост.

Решение проблемы личностного роста в основных направ­лениях мировой психологии: Психоанализ, бихевиоризм, когнитив­ная психология, гуманистическая психология.

Понятие о профессионально-психологическом росте.

Тема 9. Деловое общение как компонент профессионально­психологического роста.

Деловое общение и его разновидности. Соотношение поня­тий «деловое общение», «ролевое общение», «межличностное общение».

Структура делового общения. Уровни делового общения.

Цели, правила и стили делового общения.

Стадии деловой беседы: установление контакта, информи­рование, аргументация, контраргументация, принятие решения и завершение беседы. Роль и виды вопросов в деловом общении.

Правила и приемы проведения деловой беседы.

Тема 10. Практика видеотренинга профессионально­психологического роста.