Файл: Т гражданской защиты и пожарной безопасности ямалоненецкого автономного округа государственное учреждение дополнительного профессионального образования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7 вопросы по разбору действий личного состава органов управления, подразделений пожарной охраны при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС.
Пожарно-тактическая подготовка (ПТП) - это непрерывный процесс обучения сотрудников органов управления силами и средствами на пожаре, направленный на повышение их профессиональных знаний, формирование умений и навыков управления силами и средствами на пожарах. Эта подготовка организуется и проводится на основании приказов и указаний МЧС России,
Главного управления Федеральной противопожарной службы (ГУФПС) МЧС
России, управлений (отделов) Федеральной противопожарной службы соответствующих программ, уставов и наставлений. ПТП объединяет совокупность принципов, форм и методов обучения и воспитания подразделений пожарной охраны (ППО), начальствующего состава с целью обеспечить их высокую профессиональную подготовку к управлению силами и средствами на пожаре и успешному ведению боевых действий в различной обстановке: днем и ночью, на значительной высоте и в подвалах, в условиях низких и высоких температур, взрывов и обрушений конструкций и при других опасных факторах пожара.
Тактическую подготовку осуществляют с учетом параметров развития и тушения пожаров, характера поставленных задач.
В результате пожарно-тактической подготовки начальствующий состав пожарной охраны приобретает теоретические знания и практические навыки применения различных способов, приемов подачи огнетушащих средств для ликвидации горения на пожаре. В процессе тактической подготовки вырабатываются интеллектуальные и нравственные качества, самообладание и воля, выдержка и психологическая устойчивость к работе в условиях воздействия опасных факторов пожара. Для этого в тактической подготовке используются специальные полигоны, огневые полосы, современные технические средства
(включая вычислительную технику). А этот в свою очередь способствует выработке у начсостава тактического мышления.
Тактическое мышление - это процесс изучения и анализа обстановки на пожаре и своевременной выработки решений, направленных на организацию боевых действий на пожаре, которые могут быть приняты лишь на основе глубоких и всесторонних знаний из многих областей науки с учетом тактических возможностей пожарных подразделений.
Необходимо постоянно развивать гибкость тактического мышления, благодаря которой обеспечиваются своевременная и быстрая оценка обстановки на пожаре и корректировка ранее принятых решений. В некоторых случаях обстановка может складываться так, что все известные приемы и действия, ранее использовавшиеся начсоставом при ведении боевых действий на пожаре, не могут принести желаемых результатов. В этой обстановке только лицо, обладающее гибким тактическим мышлением, сможет найти новые, неординарные приемы и действия, позволяющие добиться успеха в тушении.
8
В процессе ПТП у начальствующего состава следует вырабатывать быстроту и смелость тактического мышления, так как время для принятия решения на боевые действия на пожаре крайне ограничено и зависит от быстро меняющейся обстановки на пожаре. Чувствуя ответственность за решение, принятое при тушении реального пожара, то или, иное лицо начсостава иногда отказывается от правильного, обоснованного решения. Это нередко приводит к бездеятельности к ожиданию прибытия на пожар старшего оперативного начальника. Вот почему у начсостава, возглавляющего первые подразделения, прибывшие на пожар, необходимо вырабатывать смелость в принятии решений, от которых прямо зависит исход тушения. Принимая решения, сотрудники органов управления силами и средствами на пожаре должны обосновывать его на основе анализа обстановки и оценкой тактических возможностей подразделений, прибывших на пожар.
Для выполнения принятых решений и задач, поставленных подразделениям по тушению пожара, начсостав должен не только обладать развитым тактическим мышлением, но и иметь требуемые волевые качества: высокую дисциплинированность, целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность и настойчивость. Для выработки этих качеств на тактических занятиях должна быть создана обстановка, максимально приближенная к реальной на пожарах, правильная оценка которой, принятие эффективных решений и выполнение соответствующих действий связаны с высокими интеллектуальными, моральными, психологическими и физическими напряжениями.
Следовательно, ПТП призвана: выработать у начсостава высокие моральные и боевые качества, чувство товарищеской взаимопомощи и в то же время личной ответственности за выполнение служебного долга, самообладание, выдержку и психологическую устойчивость к работе в экстремальных условиях; научить личный состав умело выполнять свои обязанности при боевой работе на пожарах в строгом соответствии с требованиями уставов, наставлений и правил охраны труда; воспитать бережное отношение к пожарной технике и имуществу; подготовить отделения и караулы к слаженному ведению боевых действий на пожарах; постоянно совершенствовать пожарно-тактические знания, развивать тактическое мышление у начсостава и практические навыки по управлению силами и средствами на пожарах; подготовить подразделения и гарнизоны пожарной охраны к взаимодействию с другими службами городов и объектов в условиях сложной оперативной обстановки и ведения мероприятий гражданской обороны; постоянно осуществлять анализ боевой работы пожарных подразделений, чтобы своевременно устранять недостатки и внедрять передовой опыт своего и других гарнизонов в организацию и проведение ПТП; совершенствовать навыки у начсостава в организации обучения и воспитания подчиненных; выработать навыки у начсостава по изучению оперативно- тактических особенностей взрывопожароопасных и особо важных объектов в районе выезда части.
Для решения перечисленных задач ПТП личного состава необходимы: тщательное планирование занятий; высокий уровень подготовки руководителей
9 занятий и учебной материально-технической базы, что позволяет проводить занятия на требуемом методическом, теоретическом и практическом уровне; сознательное отношение всего личного состава к усвоению учебного материала и повышению своего профессионального мастерства; внедрение в учебный процесс психологической подготовки и систематической отработки нормативов.
Одним из важнейших условий подготовки личного состава в системе ПТП является соблюдение правил охраны труда при тушении пожаров. Они подлежат рассмотрению и отработке на каждом занятии.
Основные организационные формы пожарно-тактической подготовки
ПТП пожарных подразделений и начсостава осуществляется на теоретических и практических занятиях. Теория ПТП отражает рациональные формы обучения личного состава пожарной охраны. Практическая часть ПТП позволяет закрепить теоретические знания по способам и приемам ведения боевых действий на пожарах и управлению силами и средствами на различных объектах в разнообразной обстановке.
Всю ПТП личного состава пожарной охраны можно условно разделить на два вида: ПТП подразделений и ПТП начсостава. Каждому виду ПТП соответствуют определенные организационные формы. Рассмотрим основные организационные формы ПТП в пожарной охране.
Занятия по изучению особенностей тушения пожаров различных объектах проводят при ПТП подразделений и начсостава пожарной охраны, где изучают: особенности развития пожаров на конкретных объектах; способы и приемы ведения боевых действий; огнетушащие средства, применяемые в той или иной обстановке на пожарах; особенности пожарной опасности технологических процессов и др. Эти занятия предшествуют практическим занятиям по ПТП подразделений и начальствующего состава на этих объектах.
Оперативно-тактическое изучениеохраняемых районов и объектов одна из основных форм ПТП. На этих занятиях изучают особенности
Организации боевых действий по тушению пожаров в районе выезда пожарной части, а также на пожаровзрывоопасных и особо важных объектах и других районах гарнизона, на которые караул выезжает для тушения пожаров по повышенным номерам вызова. Данная форма занятий предшествует всем практическим занятиям.
Решение пожарно-тактических задач - основная форма практическою обучения личного состава подразделений пожарной охраны. При решении тактических задач отрабатываются в комплексе действия и взаимодействие личного состава отделений и караула при тушении пожаров на чанных объектах в конкретной обстановке. Эта форма обучения дает возможность совершенствовать практические навыки работы личного состава, а также знания и умения командиров отделений и начальников караулов, позволяющие организовать управление силами отделения и караула на пожаре.
Разбор пожаров является наиболее общей формой обучения для всех видов
ПТП, так как позволяет анализировать и оценивать действия подразделений и начсостава в реальной обстановке на конкретных пожарах. Разбор дает возможность широко популяризировать новейшие достижения. В области теории
10 и практики пожаротушения, вскрывать недостатки, допущенные в процессе тушения, и определять пути их устранения.
Групповые упражнения - наиболее активная форма ПТП, которая успешно используется для тренировки и развития тактического мышлении, формирования умений, организаторских способностей и профессиональных навыков при выполнении обязанностей руководителя тушения пожара (РТП), начальника штаба пожаротушения (НШ), его заместителя (ЗНШ), начальника тыла (НТ), начальника сектора, начальника боевого участка (НБУ) и других должностных лиц органов управления. Данную форму занятий целесообразно применять после оперативно-тактического изучения объекта, а также перед проведением пожарно- тактических учений.
Пожарно-тактические учения (ПТУ) - высшая форма ПТП. При проведении учений одновременно совершенствуются тактическое мастерство начсостава в управлении силами и средствами на пожаре и тактические навыки подразделений по тушению крупных и сложных пожаров, когда привлекаются значительные силы и средства пожарной охраны и служб города или объекта. На учениях в комплексе используются все знания и отрабатываются умения и навыки, приобретенные личным составом подразделений, начсоставом частей и гарнизонов в системе служебной и боевой подготовки.
Кроме того, при ПТП начсостава используют следующие организационные формы: стажировку при оперативных дежурных; научно-теоретические и практические конференции и семинары; самостоятельное составление рефератов, оперативных документов и др.
ПТП подразделений и начсостава проводится непрерывно. В системе служебной подготовки начсостав регулярно сдает зачеты по знанию руководящих документов, тактики тушения пожаров на различных объектах, тактико- технических характеристик пожарных машин и умению работы на их агрегатах, а также по знанию охраняемых районов и объектов. Овладение оперативно- тактическим мастерством, совершенствование своих знаний, умений и навыков является не добровольным делом, а служебной обязанностью всего начальствующего состава.
Организационные формы ПТП пожарных подразделений и начсостава пожарной охраны выработаны многолетним опытом и являются установившимися в системе боевой и служебной подготовки.
Процесс обучения, основные принципы и методы обучения
В системе служебной и боевой подготовки содержание процесса обучения пожарных подразделений и начсостава определяется соответствующими учебными планами, программами, наставлениями и указаниями. Оно должно быть достаточным для подготовки и совершенствования специалистов высокого уровня, отвечающих современным требованиям. Процесс обучения в системе
ПТП направлен на то, чтобы выработать у начсостава необходимые навыки и умения, дать теоретические знания, сформировать высокие морально- психологические и боевые качества, повысить интеллектуальный уровень, развить физическую силу, а также психологически подготовить к боевой работе на пожарах.
11
С точки зрения структуры процесс обучения представляет собой взаимосвязанную деятельность обучающего и обучаемых. Обучающий передает свои знания, при этом для повышения эффективности обучения оказывает влияние на психику обучаемых различными средствами педагогического воздействия. Обучаемые активно реагируют на воздействие обучающего и овладевают определенными знаниями, навыками и умениями. Таким образом, обе стороны неразрывно связаны и активны. В качестве обучающих в системе ПТП выступает начсостав, отвечающий, по своим функциональным обязанностям, за организацию тушения пожаров. Следовательно, для осуществления процесса обучения на высоком уровне, начсостав должен знать основы педагогики и иметь соответствующие навыки обучения. Немаловажным в обучении является познавательная деятельность обучаемых. Овладевая учебным материалом, обучаемые познают то, что уже открыто используется на практике, но эти истины им приходится открывать заново. Глубина познавательной деятельности обучаемых в значительной степени зависит от способов преподавания. При объяснительно-иллюстрационном изложении учебного материала внимание обучаемых сосредотачивается на том, чтобы понять и запомнить излагаемый материал. При проблемном преподавании обучаемые сами ведут поиск истины под руководством обучающего, добывая знания путем решения нестандартных творческих задач. При проблемном преподавании у обучаемых успешнее формируются творческие способности, лучше развивается аналитическое мышление.
Началом процесса овладения знаниями является постановка и осознание познавательной задачи. Роль обучающего на данном этапе заключается в том, чтобы выдвинутая им задача в процессе занятия была понятна обучаемым.
Практические задачи у обучаемых вызывают интерес и формирует потребность в ее решении. В большей степени это достигается, когда познавательная задача ставится проблемно, опирается на знания и опыт обучаемых и способствует приобретению практических навыков и умений. Восприятие протекает в различных формах: путем наблюдения за явлениями и действиями, слушания речи и чтения текста, решения практических задач, исполнения действий или посредством комбинирования слушания и наблюдения, чтения и решения практических задач.
Обучающие должны создавать все условия, чтобы обучаемые глубоко осмысливали изучаемый материал. Осмысливание учебного материала - основное звено процесса овладения знаниями. Суть его состоит в логической обработке восприятий и сложившихся представлений, в уяснении существа научных понятий, в формулировании собственных выводов.
В процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысливание материала, но и закрепление его. Память человека имеет свойство быстро терять полученную информацию. Процесс забывания во времени можно выразить в виде нисходящей кривой: вначале потеря информации происходит быстро, а затем медленнее. Следовательно, очень важно предотвратить быстрое забывание учебного материала сразу после его изучения. Обучающий может добиться этого путем повторения и закрепления ранее изученного материала при