Файл: Правила техники безопасности 35 Методика сбора и гербаризации растений 37 Выводы 40.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Растение в момент сбора обязательно должно иметь не только вегетативные органы, но и репродуктивные – цветки, плоды. Некоторые виды растений, например из семейств: капустные, сельдерейные, астровые, осоковые, необходимо собирать с плодами, так как у их представителей структура цветка сравнительно однообразна и важнейшие диагностические признаки содержат плоды. Травянистые растения собирают с подземными органами – корнями, корневищами, луковицами и т.д.
После выкапывания осторожно пальцами разминают землю на корнях растения, стряхивают ее и сразу же закладывают экземпляр в бумагу. На бумаге растение расправляют, чтобы отдельные органы не лежали друг на друге. Один лист и цветок переворачивают обратной стороной для того, чтобы было видно опушение. Цветки укладывают так, чтобы одни были сложены, а другие – развернуты. Мелких растений берут 2-3 экземпляра, чтобы был заполнен гербарный лист.
Части растения не должны высовываться из бумажного листа. Та часть растения, которая выступает за край папки, будет подсыхать быстрее, в результате гербарное растение будет иметь неодинаковую окраску.
Вместе с растением в гербарный лист кладут заполненную карандашом черновую этикетку.
В этикетке указывают:
-
место сбора растения (ближайший населенный пункт, район, область); -
местообитание (сообщество – лес, болото, луг; рельеф – плоский водораздел, склон оврага, горы и его экспозиция, западина и т.д.; субстрат – каменистое обнажение, песок и т.д.); -
степень распространения (единично, группами; очень много, много, мало; редко, обильно); -
дату сбора (число, месяц, год).
Небольшие растения можно вкладывать в каждый гербарный лист по нескольку штук, но одни должны быть одного и того же вида, и собраны в одном и том же месте обитания. Если растение крупное и не входит в стандартный гербарный лист даже в согнутом виде, то берут обрезки отдельных частей – корень с базальной частью листа и листья низовой формации, среднюю часть стебля с листьями срединной формации и верхнюю часть стебля с цветоносными и плодоносящими побегами. Отдельные части листа одного растения можно закладывать в разные листы, пронумеровав их, а затем обернув одним общим листом.
При сборе водных и болотных растений необходимо корни тщательно промыть, отжать воду, обтереть досуха остальные органы, а затем уже закладывать в бумагу.
При сборе в гербарий древесных растений берут с дерева или кустарника цветущие побеги. Если растение цветет до появления листьев, то позже собирают в гербарий побеги с листьями, а впоследствии желательно с плодами.
Одновременно собирают растения для гербария и для определения. Во втором случае материал хранят в полиэтиленовом или бумажном пакете.
Сушка растений
После возвращения с экскурсии проводится дополнительная проверка заложенных в гербарий растений, тщательное их расправление и обработка. Места соприкосновения листьев и цветки, следует прокладывать дополнительными листами газетной бумаги, иначе растения в этих местах будут чернеть и загнивать. Лепестки сочных цветков поверх бумажных прокладок накрываются ватой.
Сочные подземные органы (луковицы, клубни, корневища) перед укладкой в гербарный лист разрезают вдоль. Суккулентные растения перед закладкой в гербарий заваривают в кипятке, погружая в кипящую воду стебель и листья на 2-3 секунды несколько раз. Когда все части растения сделаются мягкими, их кладут в какую-нибудь тряпицу для того, чтобы сбежала вода. Затем растение тщательно расправляют и сушат в газетной бумаге. Вересковые и хвойные растения, у которых при сушке осыпаются листья, выдерживают в течение часа в скипидаре или в спирте, либо также заваривают в кипятке.
Чтобы влажность от одного гербарного листа с растениями не передавалась другому, их разделяют двумя-тремя листами бумаги – прокладками. Эти листы будут поглощать воду во время сушки гербария. Растения стараются раскладывать равномерно, так, чтобы в средней части стопка газет не была толстой. Образующиеся пустоты восполняют прокладочной бумагой. Стопка гербарных листов в прессе не должна превышать в толщину вместе с прокладками 15-20 см. На последний гербарный лист кладут два-три пустых, закрывают стопку второй рамкой пресса, стягивают веревкой и вывешивают на открытом воздухе, лучше на проветриваемом солнечном месте.
Через сутки делают первую прокладку гербария: развязывают пресс, вынимают отсыревшие прокладки и меняют на сухие. Сами растения из гербарных листов до окончания сушки не вынимаются. После смены прокладок гербарий опять туго завязывают в пресс. Такой просмотр со сменой прокладок осуществляют
ежедневно в течении трех-четырех дней, в дальнейшем – один раз на двое-трое суток. Пересушивать растения нельзя, так как они становятся очень ломкими.
Высушенный материал на ощупь становится теплым, недосушенный испаряет влагу и поэтому ощущается как холодный. Конец сушки можно также определить, также определяется тем, что растение в вертикальном положении не сгибается, делается ломким, все органы растения располагаются горизонтально.
Определение растений
Одной из основных задач практики является определение собранных во время экскурсий растений. Определить растение – значит, установить название вида и его систематическое положение. При определении последовательно узнают отдел, класс, семейство, род и, наконец, вид растения. Определение ведется на основании морфологического строения вегетативных (корень, стебель, лист) и генеративных (цветок, соцветие, плод) органов растений. Чем полнее представлены органы растения, тем легче его определить. Лучше определять свежесобранные растения. Для определения используются специальные руководства – определители растений.
Все определители построены по дихотомическому принципу, т.е. по принципу тезы и антитезы. Теза – положение, антитеза – отрицание. Теза и антитеза трактуют противоположные признаки, т.е. взаимоисключающие друг друга. Признаки тезы в таблицах обозначаются цифрой слева в начале строки (она же номер ступени), а антитеза – в том же порядковом номере обозначается черточкой.
Необходимо внимательно прочесть тезу и антитезу и выбрать признак, которому соответствует определяемое растение. Справа от признаков тезы и антитезы стоят цифры, указывающие номер ступени, к которой надо обратиться, чтобы продолжить определение. Результат определения (русское и латинское название, класса, семейства, вида) выделяется в конце тезы или антитезы жирным шрифтом.
Вывод в ходе исследовательской полевой практики по изучению основ ботаники и зоологии
Я, Винокурова Елена Игоревна, студентка 1 курса ЗФО направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Начальное образование. Английский язык, проходила учебную (полевую) практику В ходе полевой практики я изучила и исследовала 30 видов растений из 12-15 видов, насекомых 30 видов из 12-15 родов Луганска и области. В ходе практики был проведен ряд исследований в области зоологии и ботаники.
Целью учебной (полевой) практики являлось закрепление и применение теоретических знаний, полученных на лекциях и лабораторных занятиях по курсу «Основы ботаники и зоологии». Формирование и развитие специальных (натуралистических) умений и практических навыков учителя начальных классов по морфологическому описанию и анализу растений различных таксономических групп, расширению и углублению знаний по морфологии растений, а также правилам сбора и определения растений и насекомых.
Разработав и составив календарный план прохождения практики, включающего все виды деятельности, заявленные в рамках практики, я проработала все его пункты.
В этот период были выполнены все поставленные задачи, а именно:
- ознакомились с инструктажем по технике безопасности;
- изучили видовой состав растений в окрестностях города Луганска;
- изучили видовой состав насекомых местной фауны;
- изучили основные методы зоологических исследований;
- овладели методами сбора и количественного учета насекомых;
- изучили методики монтирования и оформления гербария.
Задачи практики решались во время тематических экскурсий, на которых мы знакомились с региональной фауной, делали необходимые сборы растений и насекомых. После экскурсий выделялось необходимое время для обработки собранных материалов, определения насекомых, видов растений и составления отчета.
На протяжении всей практики старалась проявить себя исключительно как вдумчивый, ответственный студент, с широким кругозором, высокой речевой культурой и прочной теоретической базой знаний, зарекомендовала себя как внимательный и дисциплинированный человек.
Таким образом, план учебной (полевой) практики, цели и поставленные задачи выполнены полностью.
В целом практика проходила очень интересно и увлекательно, вынесла для себя много полезной информации.