Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Характеристика Министерства финансов Магаданской области 6
Таблица 1 - Количество лицевых счетов, открытых участникам бюджетного процесса 11
в УФК по Магаданской области по состоянию на 01 января 2020 года. 11
2. Проблема механизма оценки эффективности расходования бюджетных средств в Министерстве финансов Магаданской области 13
3. Разработка предложений по снижению расходования бюджетных средств в Министерстве финансов Магаданской области 20
4. Обоснование и оценка эффективности расходования бюджетных средств в Министерстве финансов Магаданской области 29
Заключение 41
Библиографический список 50
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Необходимость повышения эффективности бюджетных расходов вытекает из установленного Президентом и Правительством Российской Федерации курса на модернизацию страны, который вызвал объективную потребность совершенствования бюджетной политики и бюджетных инструментов регулирования с целью обеспечения инновационного развития экономики страны. Для этого необходимо активнее использовать бюджетную политику в интересах развития экономики и решения приоритетных социальных задач; совершенствовать бюджетную систему страны с целью усиления ее влияния на экономику и социальную сферу; проводить бюджетную политику, ориентированную на реальные результаты посредством определения её эффективности, и обеспечить бюджетную стабильность.
Важность разработки подходов к решению задачи повышения качества бюджетного управления иллюстрируется данными Министерства финансов Российской Федерации: за первые девять месяцев 2020 года исполнение одиннадцати бюджетов регионов характеризуется дефицитом. Тогда как на 1 октября 2019 года дефицитными были бюджеты только двух субъектов.
На 1 октября 2020 г. профицит бюджета Москвы составлял 95,7 млрд. рублей, что составляло 12,8% от общего объёма расходов, тогда как к 01.10.2019 был зафиксирован дефицит в 26,4 млрд. рублей, или 3,5% к общему объёму доходов того же периода. Разброс показателей демонстрирует отсутствие общей тенденции в расходовании бюджетных средств города. При этом валовой региональный продукт (ВРП) Москвы равен примерно 40% от суммарного ВРП федеральных округов (за исключением Центрального Федерального округа), что характеризует существенные объёмы финансовых ресурсов, аккумулируемые в мегаполисе.
Задача повышения эффективности расходования бюджетных средств, сегодня и на перспективу, становится ключевой для бюджетной системы страны в целом и Москвы как субъекта Федерации, в частности. Расширение практики применения аудита эффективности в целях оценки эффективности расходования бюджетных средств способно не только в значительной степени преодолеть возникшие затруднения, но и развить направления формирования эффективной бюджетной политики, располагающей адекватными инструментами бюджетного регулирования экономики, в целях обеспечения устойчивого развития.
Необходимостью решения указанных задач определяется актуальность исследования, направленного на разработку мероприятий, способствующих повышению эффективности бюджетных расходов. Предлагаемые в работе мероприятия основываются на внедрении в бюджетную практику инструментов, позволяющих измерить качественные и количественные последствия текущей бюджетной политики, и на этой основе предупредить проведение необоснованных и нерациональных бюджетных мер в последующих бюджетных циклах.
Современные проблемы расходов бюджета и возможности их решения широко обсуждаются в экономической литературе. В процессе исследования автором были изучены и систематизированы труды ведущих российских ученых-экономистов и специалистов - практиков в области финансов и бюджета. Их изучение показало, что процесс реформирования бюджетного процесса и создания эффективной бюджетной системы требует научного подхода. Кроме того, важнейшие аспекты расходов бюджета в каждом регионе имеют свою специфику.
Целью практики является разработка мероприятий по совершенствованию механизма оценки эффективности расходования бюджетных средств
База практики - Министерства финансов Магаданской области
1. Характеристика Министерства финансов Магаданской области
Министерство финансов Магаданской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Магаданской области, уполномоченным на обеспечение разработки и реализации единой бюджетно-финансовой политики Магаданской области, осуществление внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений и контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Магаданской области. Министерство подчиняется в своей деятельности губернатору Магаданской области.
Управление бюджетной, налоговой политики и межбюджетных отношений
Основными задачами управления являются:
обеспечение составления в установленные сроки проекта закона Магаданской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (внесение изменений) и подготовки материалов к нему в соответствии с Законом Магаданской области «О бюджетном процессе в Магаданской области»;
организация, координация и осуществление работы по формированию прогноза поступления налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет и бюджеты муниципальных образований Магаданской области на очередной финансовый год и плановый период;
составление и представление в Магаданскую областную Думу ежеквартальной информации об исполнении областного бюджета;
составление и представление в Магаданскую областную Думу проекта закона Магаданской области об исполнении областного бюджета за год;
составление и представление в Контрольно-счетную палату Магаданской области отчета об исполнении областного бюджета за год;
осуществление финансирования главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета;
осуществление в пределах своей компетенции финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств;
развитие и совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений в соответствие с принятыми изменениями в федеральные законы о разграничении полномочий между уровнями бюджетной системы;
осуществление методического руководства и оказание практической помощи по составлению и исполнению бюджетов муниципальных образований Магаданской области в части плановых назначений;
рассмотрение и анализ ежемесячных, квартальных и годового отчетов об исполнении областного бюджета и бюджетов муниципальных образований области;
организация работы по предоставлению (возврату) бюджетных кредитов бюджетам муниципальных образований, реструктуризации задолженности по данным кредитам;
участие в мероприятиях по управлению государственным долгом Магаданской области;
разработка предложений по выпуску, размещению, обращению и погашению ценных бумаг Магаданской области;
осуществляет взаимодействие с министерством дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области по вопросам формирования и расходования средств дорожного фонда Магаданской области.
Управление бюджетных отношений в социальной сфере
Основными задачами управления являются:
разработка расходной части проекта областного бюджета и прогноза консолидированного бюджета Магаданской области в разрезе муниципальных образований области по отраслям бюджетной сферы. Подготовка необходимых расчетов и обоснований к названным документам;
подготовка предложений о внесении изменений и дополнений в Закон Магаданской области «Об областном бюджете» на текущий финансовый год и плановый период;
рассмотрение и анализ отчетов об исполнении областного бюджета и бюджетов муниципальных образований;
участие в подготовке предоставления отчета об исполнении областного бюджета и пояснительной записки к нему;
участие в разработке проектов законов Магаданской области и иных нормативных правовых актов Магаданской области в пределах своей компетенции;
подготовка предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам своей компетенции;
методическое руководство и оказание практической помощи финансовым органам муниципальных образований в области бюджетного планирования по вопросам компетенции управления;
участие в работе комиссий и рабочих групп исполнительных органов государственной власти области по вопросам, относящимся к компетенции управления.
Управление кадрового, правового и информационного обеспечения
Реализует кадровую политику, осуществляет документационное, организационно – методическое, правовое и информационное сопровождение работы министерства. Управление включает в себя кадровое, правовое и информационное, архивное, документационное обеспечение, обеспечение защиты информации, составляющей государственную тайну, и иной информации ограниченного доступа, а также осуществляет закупки для нужд министерства.
Отдел бюджетных отношений в отраслях экономики
Курирует вопросы топливно - энергетического комплекса, строительства, жилищно -коммунального хозяйства, транспорта, охраны окружающей среды и природопользования, управления лесами и агропромышленного комплекса, а также инвестиционной политики во всех сферах экономики региона.
Управление бюджетного учета и отчетности, финансового контроля в сфере закупок
Основными задачами Управления являются:
организация бюджетного учета и отчетности посредством применения современных технических средств и информационных технологий, формирование и предоставление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности министерства, его имущественном положении, доходах и расходах;
составление бюджетной сметы по аппарату министерства;
организация и осуществление документооборота и бюджетного учета хозяйственных операций;
организация учета доходов, расходов, источников финансирования дефицита областного бюджета;
взаимодействие с Управлением Федерального казначейства по Магаданской области по вопросам поступлений в доход областного бюджета, кассового обслуживания исполнения областного бюджета и операций со средствами, полученными из федерального бюджета, источникам финансирования дефицита бюджета;
ведение государственной долговой книги Магаданской области;
доведение финансирования до главных распорядителей средств областного бюджета;
составление отчетности по министерству как главного администратора доходов бюджета, главного распорядителя средств областного бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета;
проведение работы по приему в установленном порядке и в предусмотренные сроки бюджетной отчетности, а также сводной квартальной и годовой бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений от главных распорядителей областного бюджета, финансовых органов муниципальных образований области, территориального фонда ОМС;
составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки консолидированной годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, а также сводной квартальной и годовой бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений в Федеральное Казначейство;
формирование учетной политики министерства в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами о бухгалтерском учете;
осуществление контроля за сохранностью имущества, правильным расходованием денежных средств, материальных ценностей в местах хранения и эксплуатации;
осуществление методического руководства по вопросам формирования бюджетной отчетности главными распорядителями средств областного бюджета, финансовыми органами муниципальных образований области;
контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренный частью 5 статьи 99 федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».