Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 209
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для решения вышеназванных проблем необходимо следующее:
1) подготовить предложения по созданию порядка обоснования и оценки целесообразности осуществления функций на принципах ОРВ;
2) провести оптимизацию структуры органов государственной власти путем передачи полномочий небольших служб более крупным службам, устранения дублирования функций и приведения структуры ФОИВ в соответствие требованиям Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», предусматривающего построение системы государственного управления по отраслевому и функциональному признакам;
3) делегировать отдельные функции федеральных контрольно-надзорных органов на уровень субъектов Российской Федерации.
Повышению эффективности деятельности Правительства Российской Федерации и ФОИВ будет способствовать централизация отдельных обеспечивающих функций, в том числе бухгалтерского учета, организации закупочной деятельности, функций кадровой службы, транспортного обслуживания, материально-технического обеспечения, ремонта и охраны помещений и др.
Централизация части полномочий ФОИВ повлечет за собой возможность укрупнения территориальных органов государственной власти путем создания межрегиональных (межсубъектовых) территориальных органов государственной власти и предоставит возможности для уменьшения численности федеральных государственных гражданских служащих (далее - ФГГС).
Предлагается сконцентрировать отдельные обеспечивающие функции в соответствующих государственных органах или организациях (передача на аутсорсинг:
1) функции по финансово-бухгалтерскому обслуживанию ФОИВ (по начислению заработной платы и ведению бухгалтерского учета) - в Федеральном казначействе;
2) функций по управлению кадрами в ФОИВ - в Минтруде России;
3) функции по обеспечению работников ФОИВ информационно-коммуникационными технологиями (приобретение оборудования и программного обеспечения) - в Минкомсвязи России;
4) функции по транспортному обслуживанию, по охране зданий, по материально-техническому обеспечению федеральных государственных органов — в специализированных организациях; по предоставлению, обслуживанию и ремонту помещений, занимаемых федеральными государственными органами, — в уполномоченном органе или специализированной организации.
В настоящее время расходы на выполнение «обеспечивающих» функций становятся сравнимы с расходами на выполнение «собственно» государственных функций (поскольку эти функции выполняются гражданскими служащими). Предлагается вывести категорию должностей гражданской службы «обеспечивающие специалисты» и младшей группы должностей из Реестра должностей гражданской службы.
Должности, которые учреждаются для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов предлагается заменить в штатном расписании должностями, не являющимися должностями государственной гражданской службы, замещаемыми на основании трудового договора.
Помимо сокращения расходов бюджетов на реализацию организациями сектора государственного управления обеспечивающих функций, специализация и централизация функций позволит достичь концентрации организаций сектора государственного управления на основной деятельности и повышения профессионализма выполнения обеспечивающих функций.
Замена должностей категории «обеспечивающие специалисты» будет осуществляться только в отношении вакантных штатных единиц по мере текучести кадров.
Предлагаемый механизм отработан Министерства финансов Магаданской области при реализации Пилотного проекта по переводу ФГГС, замещающих должности категории «обеспечивающие специалисты», на трудовой договор в 2020 году. В результате его реализации в Министерстве финансов Магаданской области на трудовые договоры всего будет переведено 4,7% от общей штатной численности работников Министерства финансов Магаданской области. По состоянию на 21 января 2020 года переведено на трудовые договоры 64% (46 из 72 ед.) от общей численности обеспечивающих специалистов. Учитывая отчетные данные, в среднем по всем ФОИВ этот показатель значительно выше и составляет около 20,8% от общей предельной численности работников.
В этой связи предлагается упразднить категории должностей гражданской службы «обеспечивающие специалисты» с передачей их функций работникам соответствующих органов.
Проблема оптимизации бюджетных расходов путем сокращения численности ФГГС связана с отсутствием до настоящего времени единого подхода к формированию численности ФГГС и работников, а также прогноза обеспечения функций ФОИВ необходимой штатной численностью ФГГС.
При одинаковых плановых (бюджетных) показателях фактический уровень оплаты труда значительно варьируется, главным образом за счет наличия вакантных должностей.
Уже в этом году предлагается разработать и принять методику нормирования численности гражданских служащих, установленной ФОИВ, а также разработать подходы к оценке «трудоемкости» исполнения функций, на основе кадрового аудита, анализа необходимых компетенций, «фотографий» рабочего дня.
К настоящему времени сложилась неоптимальная система государственных гарантий на гражданской службе, что проявляется в следующем:
1) наличие дублирующих и нереализуемых гарантий на гражданской службе;
2) повышенный уровень предоставления государственных гарантий гражданским служащим субъекта Российской Федерации;
3) значительные расходы федерального бюджета на оплату времени отпуска.
На фоне повышения уровня оплаты труда ФГГС более чем в 2 раза предлагается оптимизировать систему государственных гарантии на гражданской службе и сократить продолжительность отпусков на гражданской службе.
Предлагается также упразднить такие виды государственных гарантий как медицинское страхование, медицинское, санаторно-курортное и жилищно-бытовое обеспечение. Кроме того, предлагается установить исчерпывающий перечень государственных гарантий на гражданской службе.
Планируется установить для всех гражданских служащих равную продолжительность основного ежегодного оплачиваемого отпуска, которая составит 30 календарных дней (сокращение на 5 календарных дней для высшей и главной группы должностей), что превышает продолжительность отпуска, установленную для иных категорий работников Трудовым кодексом Российской Федерации.
Учитывая, что сокращение продолжительности отпусков на гражданской службе будет происходить на фоне повышения уровня оплаты труда всех ФГГС, предлагаемые меры направлены на оптимизацию расходов федерального бюджета и повышение производительности служебной деятельности.
В настоящее время сложилась практика неполного использования ежегодных отпусков за отработанный период времени в расчете на год.
Так, например, при увольнении гражданских служащих в связи с упразднением Минрегиона России выяснилось, что количество дней неиспользованного отпуска одним работником составило в среднем 118 календарных дней, что потребовало выделения из федерального бюджета дополнительных ассигнований в объеме 94 млн. рублей.
Предлагается также установить единообразное правовое регулирование для всех ФОИВ продолжительности ежегодного дополнительного отпуска за ненормированный служебный день и установить, что его максимальная продолжительность составит 3 календарных дня (сокращение до 15 календарных дней).
Ряд мер направлен на оптимизацию бюджетных расходов на оплату услуг повышенной комфортности.
Превышен норматив размещения работников ФОИВ, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 г. № 3 (не более 9 кв. метров общей площади помещений на одного работника аппарата управления). В настоящее время превышение норматива в среднем составляет 35,2 кв. метра.
В 2021 году в продолжение реализации норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок планируется работа по внедрению института нормирования затрат в процедуру планирования бюджетных ассигнований на государственные закупки. Применение нормирования на стадии составления проекта бюджетов позволит оптимизировать расходы бюджетов на закупки, исключив практику закупок предметов роскоши, создаст условия для обоснования расходов бюджетов в рамках составления ГРБС обоснований бюджетных ассигнований.
В этом направлении предлагается реализовать следующие меры.
1. Сократить расходы на использование услуг залов (в том числе официальных лиц и делегаций - ЗОЛД), организованных в пределах железнодорожных и автомобильных вокзалов (станций), морских и речных портов, аэропортов (аэродромов). При этом предлагается исключить возможность возмещения расходов федерального бюджета на залы, не относящиеся к залам официальных лиц и делегаций (VIP-залы), за исключением случаев, когда такие расходы включены в стоимость проездных документов. Право возмещения расходов за счет средств федерального бюджета на услуги ЗОЛД предлагается сохранить только в том случае, если услуги предоставляются лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации.
2. Предоставить право пользования служебным автотранспортом с персональным закреплением только руководителям ФОИВ (аппаратов ФОИВ) и внести соответствующие изменения в Указ Президента Российской Федерации от 4 марта 2010 г. № 272 «О транспортном обслуживании федеральных государственных гражданских служащих».
3. Проработать вопрос о сокращении площадей, предназначенных для размещения ФОИВ, в том числе в связи с планируемым сокращением численности госслужащих, с целью сокращения расходов на их содержание путем выявления излишков занимаемых площадей административных зданий и приведения закрепленных за ФОИВ площадей в соответствие установленными нормами.
4. Сохранить возмещение расходов за счет средств федерального бюджета по проезду к месту командирования и обратно в условиях повышенной комфортности (воздушным транспортом - по билету I класса; морским и речным транспортом - по тарифам, устанавливаемым перевозчиком, но не выше стоимости проезда в каюте «люкс» с комплексным обслуживанием пассажиров; железнодорожным транспортом — в вагоне повышенной комфортности, отнесенном к вагонам бизнес-класса, с двухместными купе категории «СВ» или в вагоне категории «С» с местами для сидения, соответствующими требованиям, предъявляемым к вагонам бизнес-класса) исключительно для руководителей ФОИВ (аппаратов ФОИВ) и внести соответствующие изменения в Указ Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. № 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих».
В части оптимизации бюджетных расходов на оплату труда государственных служащих предлагается:
1) обеспечить совершенствование системы оплаты труда государственных служащих, с последующим изменением структуры фонда оплаты труда (увеличение доли стимулирующих выплат);
2) применить принципы «эффективного контракта» в отношении каждого работника, исходя из необходимости определения оклада в зависимости от качества и количества выполняемой работы (установление фиксированного оклада на уровне медианы рынка, в соответствии с уровнем ответственности и компетенциями, необходимыми для выполнения функций на той или иной должности плюс система KPI-премии в зависимости от результатов деятельности, составляющие до 40% от общего дохода);
3) ограничить финансирование вакантных должностей путем введения запрета на использование средств вакантного фонда свыше 10% установленной численности в целях материального стимулирования работников федеральных государственных органов.