Файл: Лидер в студенческом коллективе. Лидерские роли, стили лидерства и особенности личности лидера. 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 203

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Имеются и другие классификации лидерства в зависимости от типов лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера:

1. Лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции);

2. Лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи);

3. Лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы);

4. Лидер-эрудит (отличается обширностью знаний);

5. Лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом);

6. Лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).

Интересной представляется типология лидерства, предложенная проф. Б. Д. Парыгиным. В ее основу положены три различных критерия: во-первых, по содержанию; во-вторых, по стилю; в-третьих, по характеру деятельности лидера.

По содержанию различают:

1. Лидеров-вдохновителей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения;

2. Лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже заданной программы;

3. Лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями, и организаторами.

По стилю различают:

1. Авторитарный. Это лидер, требующий монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Связи между членами группы сведены до минимума и проходят через лидера или под его контролем.

2. Демократический. Этот стиль, по мнению большинства исследователей. Оказывается, более предпочтительным. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы. работы через участие в управлении, однако, для принятия решений требуется намного больше времени, чем при авторитарном стиле.

3. Пассивный (Либеральный). Такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний. Предложений. Он старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Установка подобного лидера – по возможности незаметное пребывание в стороне.

По характеру деятельности различают:

1. Универсальный тип, т. е. постоянно проявляющий качества лидера;

2. Ситуативный, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации.

Помимо названных, нередко используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию, выделяются следующие типы лидеров:

1) «один из нас». Лидер этого типа особо не выделяется среди членов группы. Он воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере, наиболее удачливый или волею случая, оказавшийся на руководящей должности. В целом же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные решения, делает ошибки, как и все другие члены коллектива;


2) «лучший из нас». Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания;

3) «хороший человек». Лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь.

4) «служитель». Такой лидер всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

Список качеств и навыков, свойственных эффективным лидерам.

Экстраверсия — общительность и активность, такие люди испытывают положительные эмоции от работы и общения с другими.

Сознательность — надежность, добросовестность и серьезное отношение к обязательствам. Открытость творчеству и нестандартным, инновационным подходам.

Порядочность — желание оставаться честным, нетерпение лжи, приверженность сильным моральным и этическим ценностям.

Харизматичность — способность формулировать убедительное видение будущего и формировать у окружающих образ сильного высокоэффективного человека.

Развитый интеллект в широком смысле: эмпатичность, критическое мышление, умение выстраивать логику, понимать, обучаться, рассуждать и планировать.

Креативность — навык творчески мыслить, выходить за рамки сложившихся компетенций и устоявшихся взглядов.

Замотивированность — стойкое желание добиваться результатов. Потребность во власти — получение удовольствия от управления людьми и процессами.

Коммуникабельность — навыки эффективного письменного и устного межличностного общения.

Кризис-менеджмент — умение решать непредвиденные проблемы. Навык принятия решений — способность принимать ответственность и выбирать наиболее оптимальные пути развития.

Техническая осведомленность — знание методов, процессов и оборудования. Управленческие навыки, включающие координацию работы, организацию и контроль выполнения задач.

Заключение



Исторически самой ранней из них является теория лидерских качеств. Исследователи считали, что лидеры обладают определенным набором качеств, отличающих их от обычных людей, и поэтому постарались выделить качества лидеров. Дальнейшее изучение привело к выявлению следующих четырех групп лидерских качеств: физиологических, психологических, умственных и деловых. Позже родилась концепция лидерского

поведения - исследователи пытались разобраться, что и как делают лидеры. Наиболее значительный вклад в понимание лидерства как системы внес Дуглас Макгрегор. Он описывает систему управления с двух противоположных позиций, каждую из которых может занимать лидер по отношению к своим подчиненным.

Новые теории лидерства включают концепцию атрибутивного лидерства, концепцию харизматического лидерства, концепцию преобразующего лидерства или лидерство по измерениям. Концепция атрибутивного лидерства основана на теории атрибуции, которая объясняет причинную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной того, что произошло. Харизматический лидер — это тот, кто в силу своих личных качеств способен оказывать глубокое влияние на последователей. Лидер-реформатор оказывает свое влияние на последователей, повышая их уровень сознания в восприятии важности и ценности цели, давая им возможность объединить свои личные интересы с общей целью, создавая атмосферу доверия и убежденности последователей в потребность в саморазвитии.

Список использованной литературы



1. Студенческий коллектив. Лидерство в студенческой группе. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/5553105/page:21/ (дата обращения: 08.12.2022).

2. Лидер. Лидерство. Виды лидерства. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/3850392/ (дата обращения: 08.12.2022).

3. Как стать лидером: что нужно уметь и какой стиль выбрать. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/education/61963fc89a7947b9ca0e2dee (дата обращения: 08.12.2022).

4. Лидер и лидерство. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://otherreferats.allbest.ru/management/00138143_0.html?ysclid=lbrwrcfn8b807574014 (дата обращения: 08.12.2022).

5. Теория лидерства. Типы лидеров и их функции. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.evkova.org/referat-na-temu-teoriya-liderstva-tipyi-liderov-i-ih-funktsii?ysclid=lbrx0jk01b520679757 (дата обращения: 08.12.2022).