Файл: Задания к Семинарскопрактическому занятию 1 Раздел ii (Доклад).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задания к Семинарско-практическому занятию № 1
Раздел II (Доклад)
Основные подходы к пониманию предмета психологии.
В истории психологии происходили изменения представлений о предмете психологии:
А) Душа как предмет науки
1.Античная психология. Представления о предмете психологии развивались в рамках философских учений о душе. Задачи – этические, абстрактно-познавательные, воспитательные. Метод – спекулятивные рассуждения. Первобытное понимание души: это особо тонкий материальный предмет (начало), которое соединено с телом, но способно отделяться от тела. Душе приписывались голос, видимый облик, ничтожный вес, возможность быстро перемещаться в пространстве. Потеря сознания, обморок – временное отделение души от тела. Смерть – отступление души от тела. В античности не было единого учения о душе. Два главных направления в понимании сущности души: материализм (Левкип, Демокрит, Эпикур, Лукреций, Стоики) - психическую жизнь рассматривают исходя из естественных причин, но при этом впадают в упрощение и уплощение рассматриваемого предмета и идеализм (Платон, Аристотель) - рассматривают ее как несводимую к механистическим взаимодействиям реальность, в частности активность и моральность человека, но при этом никак ее не объясняют. Главный тупик – душа признавалась главной причиной – первопричиной движения (жизни). Вопрос о детерминации самой души не ставился.
Демокрит: Душа - образование из атомов. Душа причина движения тела. Душа материальна и состоит из мелких круглых, особо подвижных атомов, рассеянных по всему организму. Душа продукт распределения атомов. Душа смертна. Панпсихизм – душа принадлежит всем, даже мертвым телам. Болезнь – это изменение пропорции атомов. В органах чувств мелкие атомы ближе всего к внешнему миру, поэтому они приспособлены к внешнему восприятию. Особо благоприятное соотношение легких и тяжелых атомов в мозгу, он – место высших душевных функций, способности к познанию. Орган благородных страстей - сердце, чувственных желаний и вожделений – печень. Душа не существует вне тела. Она сама особое тело. Нам только кажется что психика и душа не материальны, мы просто не можем их измерить.
Платон (находился под влиянием Сократа). Душа и тело - разные вещи. Душа - вечна, она есть часть мира идей. Идеи – истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не осуществленное в какой-либо субстанции. Чувственный мир – материальные вещи, предметы, естественные и сделанные человеком.
Идеи – образцы, вещи – их подобия. Душа – начало, посредствующее между миром идей и чувственных вещей. Человек состоит из двух начал – тела и души. Тело состоит из огня, воздуха, воды и земли. Душа не имеет материального носителя, она одинакова по природе с миром идей.
Соотношение души и тела: душа не существует отдельно от тела, душа должна соответствовать телу. Они (душа и тело) должны быть соразмерны. Три начала души (три слоя по близости к идеальному началу): вожделеющая (соединена с телом, обращена к чувственным вещам и телу); разумная (обращена к миру идей); аффективно-волевая (это средняя часть, обращена на мир человеческого поведения и поступков). Динамизм душевного мира: разумное начало управляет телом и остальными частями души. Разум видит лучшее, а человек следует худшему. Душа – бессмертна. После смерти человека она отлетает и попадает на суд, на котором в зависимости от человеческих поступков она попадает в ад или переселяется в тело человека. Проявления души – познание как припоминание, как память. Припоминания – оживления знаний, которые душа имела до вселения в тело.
Аристотель. Душа (психика) - организующее начало в теле. Тело и душа взаимосвязаны. Душа - форма, способ организации живого тела. Последнее - одушевлено, душа делает его живым (Аристотель - виталист). Благодаря душе мы представляем из себя целостный организм. 3 вида души: растительная, животная (активность, взаимодействие с объектами), разумная (соединяется с вечностью, божественным духом. Соотношение души и тела: душа и тело связаны между собой, но не так как точка и с линией. Душу нельзя изучать отдельно от тела. Виды форм души: растительная (вегетативная, питание, размножение, низшая); животная (ощущения, чувства); человеческая (разумное человеческое мышление). Душа человека – растительная – в ней нет ни добродетели, ни пороков, она обеспечивает телесное существование; животная – этические или волевые добродетели; человеческая – интеллектуальные добродетели (гордость, благородие, мудрость). Этим частям души соответствуют различные воспитания: растительная – физическое развитие; этические добродетели развиваются в процессе нравственного воспитания; интеллектуальная – развивается в ходе обучения. Орган души – сердце. Энтилехия – высшее осуществление всех функций среды (то что вложено в тело, как его цель).
Б) Сознание как предмет психологии
Конец 18 в. - развитие естествознания - окрепло строго причинное мировоззрение. Попытка перейти к новым эмпирическим методам. Порождение нового объекта и предмета. Происходит выделение учения о психическом из учения о душе. Нужно было выделить критерий отличия психического от непсихического. Таким критерием стало сознавание (отождествление психики и сознания) –Декарт. Сознание (дух) - мир духовного, мышления (чувства, побуждения ....). Это духовная субстанция, которая изначальна; мир духовный и материальный существуют изначально и взаимодействуют через шишковидную железу. Психика – особый мир, качественно отличающийся от всего окружающего. Есть два вида нашего существования: реальная жизнь и познание. В жизни решимость к поступку (действовать как решил). В познании метод сомнения (цель сознания – стремление к истине). Сомнение акт мышления => мышление познается нами прежде и достовернее, чем какая бы то ни было телесная вещь. Мышление - все то, что совершается в нас осознанно. Т.о., Декарт нашел достоверное познание души в непосредственном переживании психических процессов. Декарт избирает новый способ исследования: отказывается от объективного описания и обращается к рассмотрению только своих мыслей, т.е. субъективных состояний. Строгое деление души и тела. Тело превращается в машину, которая взаимодействует с душой. У животных психики нет. Нет ее у младенцев. Бог приносит душу в тело ребенка. Животные - рефлекторные машины. Именно у Декарта впервые появляется понятие рефлекса. Локк - предложил метод исследования сознания. Два вида опыта: объекты ощущения и внутреннее восприятие действий нашего ума (размышление и рассматривание этих действий – рефлексия). Ввел понятие рефлексии – получение идей, которые приобретаются умом при помощи размышления о своей собственной деятельности. Ум может одновременно заниматься приобретенными идеями и рефлексировать эту свою деятельность = > метод изучения собственно психической деятельности – метод «внутреннего восприятия», «самонаблюдения».
Г.И.Челпанов – предмет психологии то, что мы не можем воспринять при помощи внешних органов чувств (т.е. внутренний опыт). Метод самонаблюдения.
Вундт: всякий опыт распадается на два фактора – данное нам содержание и наше восприятие этого содержания. Психология должна изучать все содержания нашего опыта в его отношении к субъекту и в свойствах, непосредственно вносимых в тот опыт последним. Предмет психологии – непосредственный опыт. Метод интроспекции. В других направлениях (функционализм, структурализм, ассоциативная психология) были описаны разные элементы сознания (ощущения, образы, умозаключения); неоднородность сознания (фокус, периферия); произвольные и непроизвольные процессы в сознании; поток и объем сознания. Титчнер.
В) Поведение как предмет психологии Изучение не психики в поведении, а поведения. Метод – эксперимент. Задачи – формирование навыков, предсказание поведения. Этот подход основывался на том, что изучено научно может быть только то, что может быть зарегистрировано.
Г) Бессознательное. Психоанализ. Метод – свободные ассоциации, толкование сновидений, анализ психопатологии обыденной жизни. Задача – терапия.
Д) Деятельность. Психику нельзя изучать отдельно от деятельности. Метод – генетико-формирующий. Задачи – проблемы формирования, генетические и развивающие. П.Я.Гальперин – конкретизация – ориентировочная деятельность (исходя из предлагаемого критерия психического).
Е) Познавательные процессы. Когнитивная психология. Метод – моделирование. Задача – создание разных видов искусственного интеллекта. Для понимания поведения необходимо обратиться к внутренним опосредующим процессам, прежде всего когнитивным.
Ж) Личность. Гуманистическая психология. Метод – эмпатия, активное слушание, создание условий для развития личности. Задача – психотерапия.
З) Неформализуемые процессы. Выделено на основе кибернетических исследований. Человек источник интерпретации значений внешнего стимула, поэтому есть элементы психики, которые не подлежат кибернетическому моделированию. Такие элементы и должны быть преимущественно предметом психологии
Раздел III (Задание)
Представьте в таблице имена отечественных психологов, их роль в становлении психологии в России и научный вклад в развитие психологии:
И.М. Сеченов | Выдвинул психологическую концепцию, в которой определил предмет научного познания психологии – психические процессы , оказал серьезное влияние на становление в России экспериментальной психологии |
Л.С. Выготский | Разработал «культурно-историческую теорию», в рамках которой рассматривается концепция психического развития человека, который всесторонне развивается благодаря взаимодействию биологического и социального начал. Благодаря научному вкладу Л. С. Выготского возник культурологический подход в образовании. |
А.Н. Леонтьев | Выдвинул и детально обосновал общепсихологическую теорию деятельности, являющуюся признанным теоретическим направлением не только в отечественной, но и в мировой психологической науке. Разработал структуру деятельности. Основные идеи изложены в работах "Деятельность. Сознание. Личность" |
С.Л. Рубинштейн | Разработал деятельностный подход в философии, психологии, педагогике. А так же принцип детерминизма, принцип личностного подхода. Сформулировал принцип единства сознания и деятельности, который был положен в основу деятельностного подхода (в 30-е гг.). Проводимая им научная работа завершилась выходом в свет в 1940 г. Фундаментального труда "Основы общей психологии" |
А.Р. Лурии | Основоположник современной нейропсихологии. Автор более 500 научных работ. Работал с Л.С.Выготским над созданием культурно-исторической концепции развития высших психических функций. Фундаментальные исследования А.Р.Лурии посвящены анализу механизмов психических процессов, психологическим методам диагностики локальных поражений головного мозга, вопросам медицинской психологии. |
П.Я. Гальперин | На основе общепсихологической теории деятельности разработал и экспериментально обосновал метод поэтапного формирования умственных действий и понятий. Работы П.Я.Гальперина дали начало экспериментальным исследованиям в области детской и педагогической психологии. |
Раздел IV (Пробелы)
1. Одно из первых объяснений функционирования разума сводилось к идее о некой душе, заключенной в теле.
2. По мнению Декарта, действия организма определяются
животными душами, находящимися в головном мозгу.
3. Рационализм – это философское течение, делающее главный упор на роль разума в приобретении знаний.
4. В XVIII в. изучение души заменяется изучением мыслительной функции и сознания.
5. Первая лаборатория психологии была основана В.М. Вундтом в 1879 г.
6. По мнению основателя Джеймса Уотсона, любые действия человека можно объяснить с помощью схемы S-R.
7. Согласно теории психоанализа многие черты личности обусловлены половыми влечениями, подавлявшимися в детстве.
8. По мнению психологов гуманистического направления, любому индивидууму свойственно врожденное стремление к полной самореализации.
Задания к Семинарско-практическому занятию № 2
Раздел II (Доклад)
Самыми распространенными из эмпирических методов являются: наблюдение, эксперимент, опрос, беседа и тесты.
1.Наблюдение. Под наблюдением подразумевается целенаправленное изучение поведения личности в естественных ситуациях. Древнейшим методом психологии является метод самонаблюдения, ведь нельзя самосовершенствоваться, не зная и не изучая свой внутренний мир. Результаты наблюдения могут фиксироваться в фото, видео, аудио форматах, в виде записей и документов. Но у этого метода есть свои недостатки. Например, наблюдая за собой, человек не всегда может быть объективным. Для объективного наблюдения, например, за человеком или группой людей, должен быть профессиональный психолог-наблюдатель.
2.Эксперимент. В отличие от наблюдения, эксперимент подразумевает активное влияние исследователя на исследуемые психические явления через управляемые и контролируемые факторы. Существуют лабораторный и естественный эксперименты.
Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с использованием специальной аппаратуры. Естественный же проводится в привычных для человека условиях. Важным преимуществом метода эксперимента является возможность повторять эксперимент с целью накопления данных исследования. Но в то же время возможно нарушение естественного течения деятельности человека, и возможно сделать ошибочные выводы.
3.Опрос. Этот метод подразумевает участнику исследования опрос либо в форме беседы, либо в форме анкеты. Существует два вида вопросов: открытые и закрытые. В случае с открытыми вопросами человек формулирует ответ в произвольной форме, а в случае с закрытыми, исследуемый человек выбирает ответы из предложенных.