Файл: Задания к Семинарскопрактическому занятию 1 Раздел ii (Доклад).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Метод интроспекций состоит в том, что испытуемый описывает ощущения, возникающие у него при воздействии того или иного стимула.
5. В основе научного метода лежит проверка гипотез.
Задания к Семинарско-практическому занятию № 3
Раздел II (Доклад)
Общая характеристика сознания и ее особенности.
Сознание - это высшая интегрированная форма психики, которая складывается под воздействием общественно-исторических условий в трудовой деятельности человека и его общении с помощью языка с другими людьми. Сознание является основным атрибутом личности человека. Оно формируется и развивается в процессе жизненного пути. Главную роль в развитии сознания сыграл образ жизни. Предпосылкой для развития сознания являлась общественная жизнь, то есть: совместная продуктивная деятельность людей, распределение труда, использование языка и других знаковых систем и развитие материальной и духовной культуры.
Основные характеристики сознания:
Человек отражает окружающий мир с помощью познавательных процессов, таких как ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Нарушение одного из этих процессов приводит к расстройству сознания.
Человек-это единственное живое существо, способное к самопознанию, к самооценке своих поступков и себя в целом. Самосознание проявляется в познавательной (самочувствие, самонаблюдение, самоанализ, самокритика), эмоциональной (самолюбие, скромность, гордость, чувство собственного достоинства), и волевой (самоконтроль, сдержанность, дисциплина, самообладание).
Наличие эмоционально-оценочных отношений ко всему, что происходит вокруг, к другим людям и к самому себе. Переживания усиливают четкость осознания себя и окружающего мира, поэтому являются важным стимулом для активации сознания.
Существует низкий и высокий уровень сознания. Низкий уровень сознания - это когда человек недостаточно осознает обстоятельства, при которых он действует и свое отношение к ним. Высокий же уровень сознания характеризуется тем, что человек, руководствуясь определенной целью, планирует, организует и регулирует свои действия.
Только человек способен сделать свой внутренний мир предметом осознания. Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, своими ощущениями и состоянием. Причем человек способен наблюдать критически, т о есть в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив полученную информацию в так называемую «систему координат», ей являются ценности и идеалы человека. Следовательно, человек способен не просто познавать мир, но и познавать самого себя, не просто знать, а знать, что знаешь.
Раздел III (Задание)
Представьте отличие психики человека от психики животных.
Психика животных | Психика человека |
наличие первой сигнальной системы (реакция нервной системы на непосредственное воздействие предметов внешнего мира) | наличие первой и второй сигнальных систем (реакция на непосредственный раздражитель + реакция на слово, заменяющее конкретный предмет) |
конкретное, наглядно- образное мышление | абстрактное мышление |
не обладают языком, речью | обладают языком, речью |
пассивная форма отражения, направленная на приспособление к окружающей среде | активная форма отражения, направленная на изменение окружающей среды и самого человека |
Раздел IV (Пробелы)
1. Согласно Ч. Дарвину, естественные процессы привели к отбору признаков, наиболее приспособленных к данной среде, благоприятствуя их передаче последующим поколениям.
2. Труд Дарвина, опубликованный в 1859 г. и вызвавший ожесточенные споры, назывался «Происхождение видов».
3. В XX в. эволюционная теория обогатилась данными генетики и открытием законов наследственности.
4. Последовательность событий, в результате которой информация от органов чувств передается в нервную систему и вызывает автоматическую реакцию, называется рефлексом.
5. Присущие данному виду сложные стереотипные формы поведения, организация и цели которых генетически детерминированы, называют инстинктивным поведением.
6. У некоторых животных наблюдается импринтинг – создается глубокая привязанность к первому движущемуся предмету, который они увидели после появления на свет.
7. Способность к умозаключению – это способность понимать связь между различными элементами данной ситуации, с тем, чтобы найти решение данной проблемы. В эволюционном ряду животных она появляется у высших млекопитающих.
8. Вертикальное положение тела создало также возможность для развития черепа во всех направлениях, а тем самым и для увеличения
объема головного мозга.
9. Главные особенности социальной организации человека – разделение пищи со своими сородичами и образование постоянных групп.
Задания к Семинарско-практическому занятию № 4
Раздел II (Доклад)
Структура деятельности, ее виды и их характеристика.
Деятельность — динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.
Деятельность — внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.
Структура деятельности.
Состоит из нескольких уровней:
• психофизиологические функции
• операции;
• действия;
• деятельности особенные, или особые виды деятельности.
В деятельности выделяют движения и действия. Действие — каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи. Выполнение движения контролируется и корректируется сопоставлением его результатов с конечной целью действия. Выполнение предметного действия не ограничивается осуществлением определенной системы движений. Оно включает сенсорный контроль и корректировку движений в соответствии с их текущими результатами и свойствами объектов действия.
В отношении человека с другими людьми осуществляется его деятельность, т.е. в ней выражается личность человека и одновременно она формирует его личность. Возникновение видов деятельности у человека представляет длительный процесс.
В течение первого года на основе развития исследовательского поведения ребенок узнает и знакомится с миром. Затем начинается практическое поведение. Далее развивается коммуникативное поведение — средство, благодаря которому ребенок может удовлетворить свои потребности и желания.
Виды деятельности:
1) игра. Связь игровой деятельности с энергетическим обменом организма объясняет возникновение побуждений к игре. Особенность игрового поведения — его целью является сама «деятельность», а не практические результаты, которые достигаются с ее помощью. У ребенка игра — форма реализации активности, т.е. она доставляет ему удовольствие;
2) учение. Научение, или освоение опыта — главный фактор развития ребенка. Деятельность направлена на усвоение определенной информации, форм поведения, но учение возможно только тогда, когда человек сам нацелен на усвоение определенных знаний, умений, навыков;
3) труд — деятельность, направленная на производство определенных общественно-полезных продуктов — материальных или идеальных. Трудовая деятельность человека — видовое поведение, которое обеспечивает его выживание, использование им сил и веществ природы.
Основные характеристики деятельности — предметность и субъектность.
В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и социальных нормах.
Субъектность деятельности выражается в обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности.
Раздел III (Задание)
Охарактеризуете понятия «побудительные причины
деятельности» и «цели деятельности», сравните их.
Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы — совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность, т. е. определяет ее цели и задачи.
Цель деятельности - это то, что должен получить человек в итоге деятельности (определенный продукт, его перемещение в указанный пункт и в определенное время, приведение в рабочее состояние орудий труда - ремонт и наладка и т. д.). Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. разные виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы то ни стало чьего-либо расположения.
Раздел IV (Пробелы)
Подберите (из художественной, научной литературы, из собственного опыта и т.д.) и приведите несколько примеров по одному из вопросов:
- знания, умения, навыки;
Умение проводить переговоры, умение выступать на публике, тайм-менеджмент, сопровождение проектов, способность к улаживанию споров, умение настроить рабочий алгоритм
- виды человеческой деятельности;
игра, учение, общение, труд, творчество
- виды внимания;
произвольное, непроизвольное
- свойства внимания;
Устойчивость внимания Возможность человека концентрировать внимание на чём-либо конкретном, например, для раскрытия новых явлений предмета. Сосредоточенность внимания Способность человека увлекаться конкретно чем-то, не отвлекаясь на другие раздражители. Объём внимания Подразумевается число объектов, которые может взять во внимание один человек. Распределение внимания Возможность человека держать во внимании сразу несколько предметов. Переключение внимания Возможность человека переносить внимание с одного предмета на другой
- виды рассеянности;
Истинное невнимание (рассеяние). Его впервые описал Уильям Джемс. В это время человек отключается от чего-то важного во внешней среде, от своих планов. Его внимание блуждает, длительно не останавливаясь ни на одном из объектов. Такое состояние можно назвать прострацией. Мысли и ощущения человека при этом расплывчаты, чувствуется упадок сил, неспособность сконцентрироваться на чем-либо определённом, отсутствие интереса к происходящему. Такой вид рассеянности возникает от бессонницы, от усталости, головной боли, монотонной и однообразной работы. Это состояние может сопровождаться скукой. Выделяют особый вид рассеяния внимания, феномен дорожного гипноза, он возникает, когда человек долгое время ведет машину по спокойной дороге, и ничего не происходит. Водитель впадает в состояние, подобное полудреме, есть ощущение «провала во времени» (он не ощущает времени, проведенного в дороге). Такое может случиться во время выполнения любой монотонной работы.
Мнимая рассеянность возникает вследствие трудности распределения внимания (человек не может распределить внимание между разными объектами внешней и внутренней среды). Она рассматривается как негативное следствие глубокой внутренней концентрации. Человек совершает ошибку из-за того, что сконцентрирован на решении какой-либо проблемы или собственных чувствах и размышлениях, и не замечает, что происходит вокруг него, например, в быту. Часто различают два её вида. Профессорская рассеянность, когда стройный и эмоционально нейтральный ход размышлений логически упорядочен и направлен на решение сложных задач. Поэтическая рассеянность, когда человек находится в состоянии мечтательности. В этих двух видах рассеянность может проявляться в ошибках невнимания, когда нарушается привычный автоматизированный ход деятельности. Любой человек, если поглощен чем-либо, становится невнимательным. Также выделяют вид мнимой рассеянности, когда внешний объект всецело поглощает внимание, например, «гипноз цели» у военных летчиков.