Файл: Молодой лаборант завода по производству и переработке ядерного топлива.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нии,

  • вы информируете менеджера о директоре отдела по связям с обще­ственностью, который незаконно копировал материалы компании для личного использования, а также для распространения за пределами компании;

  • вы ставите в известность руководство о том, что один из работников использовал междугороднюю телефонную связь компании в личных целях или занес в статью расходов несуществующие переговоры.

Если вы когда-либо на какой-нибудь из ступеней своей карьеры обна­ружите, что находитесь в среде совершения неэтичных поступков, то, конечно, поймете, что устоять перед искушением неимоверно трудно. Всегда существует единый дух группы людей, нарушающих этические нормы, которые говорят: "Посмотри, мы спокойно делаем свое дело, никто нас не трогает. Присоединяйся, и наш успех будет твоим".

Если ваши личные принципы сильны и неуклонны с точки зрения этики, то вы можете устоять, но все зависит от вашей позиции на работе и степени влияния. Сделайте вызов — попытайтесь устоять перед иску­шением. Это отважный и рисковый путь, на котором вам обязательно понадобятся ответственность, сила и способность принимать решения. Если вы не имеете достаточного опыта и ваши позиции и этические принципы не очень прочны, то в скором времени вы почувствуете на себе давление со стороны коллег. Прежде чем это произойдет и разрушит ваш шанс на честную карьеру и сохранение чувства самоуважения -бегите! Не уходите, а именно бегите туда, где преобладает этичное пове­дение!

В конкретном деловом общении вам необходим выбор инструментов для анализа этичности поведения в определенной ситуации.

Анализируя этические дилеммы с разных точек зрения, вы, возмож­но, найдете те, которые соответствуют вашим собственным нормам, пред­ставляют схему выбора подходящего решения проблемы (рис. 3.4).

Если вы собираетесь принять какое-то решение, то необходимо:

  1. Проанализировать возможные варианты, т. е. выяснить, соответствует ли каждый из них своду законов компании и требованиям договора. Если ответ положительный, то...

  2. Определить, совместимо ли решение с законами других компаний. Если ответ "да", то...

  3. Использовать принципы этики, чтобы оценить, считается ли данная альтернатива легальной (1-й шаг) и соответствует ли своду законов (2-й шаг). Если да, то...

  4. Остановить свой выбор на данном варианте и принять меры для его выполнения. Если же ответы на первые три вопроса отрицательные, то необходимо выработать альтернативу. Рассмотрим процесс принятия решения практически.


Первый шаг при принятии решения — это поиск этической основы, другими словами, определение того, является ли действие легальным. Со­ответствует ли оно своду законов компании и требованиям договора? Не­обходимо сразу определить так называемую черную сферу, т. е. решения, которые не соответствуют определенным нормам. Очевидно, подчинение закону является наилучшим выходом во всех областях и вопросах, касает­ся ли это вас как личности, вашей компании или общества в целом. К тому же требования договора между компанией и второй стороной ча­сто точно определяют этически возможные альтернативы.

Если решение легальное и соответствует всем нормам, то можно пе­рейти к следующему пункту анализа принятия решений. Если же оно не соответствует всем нормам, то следует от него отказаться.

Например, некоторая часть товаров из пришедшей партии не соответ­ствует условиям договора. Вы уверены в том, что затронуты вопросы эти­ки. Какова же истинная причина нарушения? Что лежит в его основе? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо проанализировать всю ситу­ацию в целом.

Организация может обмениваться информацией или заключать финан­совые сделки с различными экономическими субъектами (целевыми груп­пами) Соответственно взаимодействуя с каждой из этих групп, работник дол­жен осознавать юридические нормы, влияющие на нее. Так, например, взаимодействие организации с работниками регулируется различными за­конами и контрактными соглашениями. Созданы законы, защищающие права работников в области равных возможностей, оценки работы, безо­пасности труда, вознаграждения за работу, невмешательства в личную жизнь, сексуального домогательства. Точно так же законы и контракты регулируют отношения с владельцами, клиентами, поставщиками, кре­диторами, правительством и др.

Наниматель потребует, чтобы вы стали экспертом в законах, касаю­щихся вашей профессиональной сферы деятельности. Если вы сталкивае­тесь с незнакомой областью, следует подробно изучить всю юридическую подоплеку. Предположим, что менеджер по рекламе в области продажи автомобилей решает использовать пленку, на которой заснята семья, при­езжающая на местный фестиваль в фургоне. Чтобы выяснить для себя про­

фессиональные этические нормы в использовании изображения человека в целях рекламы, менеджер должен тщательно исследовать этот незнако­мый для него вопрос. Исследование станет основой письма, адресованно­го этой семье, с целью получить их разрешение на использование видео­пленки в телевизионной рекламе.

Итак, каждое высказывание, письменное или устное, должно быть тщательно изучено на предмет того, соответствует ли оно законам, кон­трактным соглашениям и политике компании. Такое подробное исследо­вание относится к объектам вашей деятельности как внутри, так и за пределами организации. Оно даст вам уверенность в себе и способность доказать свою правоту в случае необходимости.

Этический свод законов компании в профессиональной сфере

Если ваше решение законно и соответствует контрактным соглашениям и политике компании, то следующим шагом будет обращение к этическому кодексу вашей компании или профессиональной сферы. Этот письменный документ суммирует нормы этического поведения в них. В некоторых ком­паниях этот документ называется кредо или нормы этического поведения.

Все большее число компаний и профессиональных организаций разра­батывают этические кодексы. Однако в те годы, когда образовывалось боль­шинство крупных компаний, их учредители должны были придерживать­ся высоких этических принципов, не опираясь на изданные кодексы этического поведения. Так, например:

  • Бристоль и Майерс услышали, как аптекарь рассказывал о том, что продает таблетки хинина, которые содержат только треть хинина, но выглядят, как настоящие. Бристоль сказал Майерсу: "Выпишите чек
    этому человеку, он уволен ".

  • Д. Квини, основатель фирмы "Монсанто ", когда компания столкнуласьс угрозой банкротства, получил следующий совет: закрыть завод, уволить всех рабочих, а потом заново открыть завод и нанять новых рабо­
    чих на более низкую зарплату. "С каких это пор, — спросил Винимы обманываем своих рабочих?" Сегодня в основе культуры "Монсан-то" лежит эта философия Квини.

С. Прайса (одного из основателей компании по эккаунтингу, которая
позже получила название "Прайс Вотерхаус ") вынуждали взять рабо­ту, оплата которой гарантировалась только в случае положительных
результатов отчета. Даже не имея четко сформулированных принци­пов, на которые можно было опереться, он объяснил: "Оплата нашей работы не должна зависеть от результатов отчета, единственный способ убедить в этом работодателя отказываться работать, пока
не будут обеспечены оплата и компенсация издержек ".

Основатели этих компаний твердо верили, что этическое поведение обеспечит им успех. Они ставили этику на первое место и на практике воплощали свои взгляды.

Внимательное изучение моральных норм позволяет определить этич­ность поступка. К тому же оно дает возможность найти наиболее подходя­щее решение проблемы. Если же оно предполагает нарушение норм, то вы должны найти другое решение, в соответствии со схемой принятия решений.

Нормы этического поведения в сфере бухгалтерского менеджмента, например, включают следующее положение: "Менеджер не должен со­вершать поступки, не соответствующие профессиональным нормам, а также позволять их совершать другим работникам организации". Обычно такой документ включает в себя правила управления предприятием, а также все, что связано с конфиденциальной информацией: включаются также положения об обязанности работников честно вести бизнес и быть объективными в принятии решений, о способах разрешения внутрифир­менных конфликтов.

Приведем пример свода профессиональных законов компании.

Менеджер имеет обязательство перед организацией, на которую работа­ет, перед своей профессиональной областью, работниками и перед самим со­бой придерживаться этических норм наивысшего уровня. В признание этого Институт бухгалтерского менеджмента, бывшая Национальная ассоциация бухгалтерии (США), ввел нижеследующие нормы поведения в данной сфере деятельности. Введение этих стандартов направлено в основном на дости­жение целей менеджмента. Менеджер не должен совершать поступки, про­тиворечащие этим нормам, и обязан следить за выполнением этих норм дру­гими работниками организации.

Компетенция. Менеджер несет ответственность за:

- установление подходящего уровня профессиональной компетенции в со­ответствии с имеющимися в его распоряжении в данный момент зна­
ниями и навыками;

исполнение своих профессиональных обязанностей в соответствии ссуществующими законами, правилами и техническими стандартами;

- представление полных и понятных докладов и рекомендаций, следующих за детальным анализом текущей информации;

  • сообщение нежелательной (так же как и желательной) информации,суждений и мнений;

  • воздержание от любой деятельности, которая дискредитирует про­фессию и его лично.

Конфиденциальность. Менеджер несет ответственность за:

- нераспространение конфиденциальной информации, если это не предус­мотрено руководством;

информирование подчиненных, учитывая конфиденциальность информа­ции, приобретенной в ходе их работы, а также за надзор за их деятель­ностью с целью соблюдения конфиденциальности;

- воздержание от использования конфиденциальной информации, приобретенной в ходе работы, с целью достижения преимущества неэтичны­ ми методами.

Целостность. Менеджер несет ответственность за:

  • предотвращение столкновения интересов и за разрешение возникаю­щих конфликтов;

  • воздержание от вовлечения в любую деятельность, которая может
    помешать принять этически верное решение;

  • отказ от любых подарков, услуг, которые влияют (или есть возмож­ность, что повлияют) на его действия;

  • предотвращение как активного, так и пассивного противодействия достижению законных и этических целей компании;

  • распознавание профессиональных ограничений сотрудников, которые по­ мешают успешной деятельности.

Объективность. Менеджер несет ответственность за:

  • честное и ясное сообщение любой информации;

  • раскрытие всей текущей информации, которая, как ожидается, может
    повлиять на деятельность фирмы.

Способы разрешения внутрифирменных конфликтов.

В разрешении конфликтов менеджер может встретить неэтичное пове­дение. При этом он должен четко следовать своду законов компании. Если