Файл: Нт гражданской защиты и пожарной безопасности ямалоненецкого автономного округа государственное учреждение дополнительного профессионального образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДЕПАРТАМЕНТ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА»
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
Программа: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ГПС С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ
РАБОТ
По дисциплине «Пожарная тактика»
Тема № 6.2.2 «Предварительное планирование действий по тушению
пожаров и проведению АСР».
Разработал:
Преподаватель
ГУ ДПО «УМЦ ГОЧС и ПБ ЯНАО»
Выханский А.М.
Надым, 2023 год

2
Учебные вопросы:
1. Порядок привлечения сил и средств. Расписание выездов подразделений,
план привлечения сил и средств, план применения опорного пункта (ОП), планы и карточки тушения пожара (ПТП и КТП), строевая записка гарнизона.
2. Значение и виды предварительного планирования боевыми действиями на пожарах и авариях. Порядок составления, отработки, корректировки планов и карточек тушения пожаров. Документы, регламентирующие предварительное планирование боевых действий.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Порядок привлечения сил и средств. Расписание выездов
подразделений, план привлечения сил и средств, план применения опорного
пункта (ОП), планы и карточки тушения пожара (ПТП и КТП), строевая
записка гарнизона.
Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны,
гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно- спасательных работ устанавливается планами привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее - План привлечения)
и расписаниями выездов подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее -
Расписание выездов).
План привлечения разрабатывается для тушения пожаров на территории субъекта Российской Федерации (за исключением города федерального значения).
Расписание выездов разрабатывается для тушения пожаров на территории города федерального значения, муниципального района, городского округа.
Разработку Плана привлечения на территории субъекта Российской
Федерации, Расписания выезда в городе федерального значения обеспечивает начальник территориального гарнизона пожарной охраны.
Разработку Расписания выезда на территории муниципального района,
городского округа (далее - муниципальное образование) обеспечивает начальник местного гарнизона пожарной охраны.
Для разработки Плана привлечения (Расписания выезда) руководители всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований представляют необходимые сведения (тактико-технические характеристики пожарных и специальных автомобилей, находящихся на вооружении; оперативно-тактическая характеристика района выезда и т.д.).
План привлечения (Расписание выезда в городе федерального значения),
согласованный с начальником Главного управления и начальником органа управления специальных подразделений ФПС (при их наличии), представляется начальником соответствующего территориального гарнизона пожарной охраны на утверждение руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Количество сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно- спасательных формирований для тушения пожаров и проведения аварийно- спасательных работ на сопредельных территориях двух и более субъектов
Российской
Федерации определяется руководством соответствующих региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с высшими


3
исполнительными органами государственной власти заинтересованных субъектов
Российской Федерации.
Расписание выезда, согласованное с начальником Главного управления и с руководителями организаций, силы и средства которых привлекаются для тушения пожаров на территории муниципального образования, представляется начальником местного гарнизона пожарной охраны на утверждение главе муниципального образования, в интересах которого оно разработано.
Расписание выезда разрабатывается по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку. Дополнительно к Расписанию выезда прилагаются:
перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно- спасательных формирований муниципального образования, в интересах которого разрабатывается Расписание выезда;
выписка из Плана привлечения в части, касающейся муниципального образования, с указанием номеров (рангов) пожара, по которым привлекаются силы и средства гарнизонов пожарной охраны соседних муниципальных образований;
перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно- спасательных формирований сопредельных муниципальных образований,
выделяемых для тушения пожаров на территории муниципального образования, в интересах которого разрабатывается Расписание выезда, с указанием расстояния до центра муниципального образования, маршрутов следования и состояния дорожных покрытий.
Для города федерального значения разрабатывается Расписание выезда, по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку и приложений,
указанных в пункте 2.6 настоящего Порядка.
Разработка Расписания выезда включает в себя:
Предварительное планирование действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и в организациях, расположенных на территории города федерального значения,
муниципального образования.
Определение перечня организаций, расположенных на территории города федерального значения, муниципального образования, на которых для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ необходимо привлечение сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований по повышенным номерам (рангам) вызова.
Определение перечня организаций, расположенных на территории муниципального образования, на которых для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ необходимо привлечение сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований других муниципальных образований (далее - специальный перечень).
Определение количества дополнительных сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, необходимых для тушения крупных пожаров в организациях (в населенных пунктах), вошедших в специальный перечень.
Определение количества дополнительных сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований муниципального образования, которые могут быть выделены для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории соседних муниципальных образований.


4
Разработку компенсирующих мероприятий по обеспечению необходимого уровня организации пожаротушения населенных пунктов и объектов муниципального образования при использовании сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований для тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории других муниципальных образований.
Разработку и согласование инструкций о взаимодействии при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ со службами жизнеобеспечения, заинтересованными организациями и т.д.
Порядок привлечения подразделений пожарной охраны и аварийно- спасательных формирований, дислоцированных на территории муниципального образования, для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципальных образований граничащих субъектов Российской
Федерации отражается в Плане привлечения.
К Расписанию выезда разрабатываются следующие приложения:
-описание территориальных границ района выезда подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, специализированных частей по тушению крупных пожаров (далее - СПЧ) на территории Российской Федерации и
ОПТКП, пожарных поездов, а также границ акваторий (для пожарно- спасательных судов);
-порядок выезда на пожары должностных лиц органов управления и подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований,
судебно-экспертных учреждений ФПС (по согласованию с главным государственным инспектором субъекта Российской Федерации по пожарному надзору);
-порядок привлечения техники, приспособленной для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
-порядок выезда объектовых и других подразделений пожарной охраны на пожары за пределы территории охраняемого предприятия, организации;
-порядок использования резервной пожарной, аварийно-спасательной техники и сбора личного состава, свободного от несения службы, при объявлении повышенного номера (ранга) пожара;
-инструкции по взаимодействию с аварийно-спасательными, аварийно- восстановительными службами и службами жизнеобеспечения;
действия ЦППС при получении сообщений, не связанных с пожарами;
-перечень организаций, на которые при получении первого сообщения направляются силы и средства пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований по повышенному номеру (рангу) пожара;
-количество специальных автомобилей и вспомогательной техники, высылаемых на пожары в соответствии с особенностями объекта;
-список объектов, входящих в специальный перечень, перечень объектов,
критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
-список объектов с массовым и ночным пребыванием людей района и подрайона выезда;
-список безводных участков.
Корректировка Расписания выезда проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в два года, а также при:


5
-издании новых нормативных актов в области организации пожаротушения;
-изменении границ районов выезда пожарных подразделений, аварийно- спасательных формирований и ОПТКП, а также границ акваторий для пожарно- спасательных судов;
-изменении количества пожарных подразделений и аварийно-спасательных формирований, списочной численности личного состава, а также табеля положенности пожарной и специальной аварийно-спасательной техники;
-проведении пожарно-тактических учений.
Для организации работы по разработке Плана применения ОП решением начальника ГУ МЧС России создается рабочая группа, в состав которой включаются представители местных гарнизонов, а также органов управления противопожарной службы субъекта Российской Федерации и аварийно- спасательных формирований.
94. Рабочей группой проводится анализ возможных рисков возникновения крупных пожаров, аварий, катастроф и иных ЧС, существующих на территории субъекта Российской Федерации, на основании которого осуществляется подготовка предложений о количестве и составе ОП, местах их дислокации и оснащении, для включения в План применения ОП.
План применения опорного пункта (ОП) утверждается приказом начальника
ГУ МЧС России и должен предусматривать цель создания, место дислокации и подчиненность ОП. Обязательными приложениями к Плану применения ОП
являются:
-описание территориальных границ зоны обслуживания ОП;
расчет сил и средств ОП местного гарнизона (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к настоящему Положению) в соответствии с рисками возникновения ЧС;
-техническое оснащение ОП (примерный перечень техники и имущества ОП
местного гарнизона приведен в приложении N 6 к настоящему Положению);
порядок приведения ОП в готовность, предусматривающий осуществление деятельности подразделения, на базе которого создан ОП, в режимах "Повседневная деятельность", "Повышенная готовность" и "Чрезвычайная ситуация";
-документы в соответствии с Перечнем документов, регламентирующих деятельность ОП местного гарнизона приложение N 7 к настоящему Положению.
ПТП и КТП предназначены для:
 обеспечения руководителя тушения пожара (далее - РТП) информацией об оперативно-тактической характеристике объекта;
 предварительного прогнозирования возможной обстановки на пожаре;
 планирования основных действий по тушению пожаров;
 повышения теоретической и практической подготовки личного состава подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных формирований и их органов управления к действиям по тушению пожаров;
 информационного обеспечения при подготовке и проведении учений, а также при исследовании (изучении) пожара.
Общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учету ПТП и КТП возлагается на начальников гарнизонов пожарной охраны.
ПТП и КТП на особо важные и режимные объекты составляются, хранятся и применяются в соответствии с установленным порядком по работе, хранению


6
секретных документов и материалов. Степень их секретности определяется режимной службой объекта.
Перечень организаций (объектов, сельских населенных пунктов) на
которые должны составляться ПТП и КТП
ПТП и КТП составляются на все объекты и сельские населенные пункты,
находящиеся в районе выезда подразделений, входящих в гарнизон пожарной охраны, и подпадающие под критерии, указанные в приложении N 1, а также иные объекты (на усмотрение начальников гарнизонов пожарной охраны).
Решение по разработке ПТП на каждый объект принимается начальником гарнизона пожарной охраны по письменному согласованию с его руководителем
(собственником). В случае отказа руководителя (собственника) объекта ПТП не составляется.
В целях учета и планирования работы с ПТП и КТП в каждом местном гарнизоне пожарной охраны должен разрабатываться и своевременно корректироваться Перечень объектов (сельских населенных пунктов), на которые должны составляться ПТП и КТП (далее - Перечень) (приложение N 2).
Перечень разрабатывается начальником местного гарнизона пожарной охраны и утверждается начальником органа местного самоуправления муниципального образования.
ПТП и КТП на объекты, расположенные в районе выезда специальных подразделений ФПС, включаются в Перечень на основании информации,
представляемой соответствующими органами управления специальными подразделениями ФПС.
Перечень корректируется по мере необходимости, но не реже чем раз в год.
По результатам корректировки начальником местного гарнизона пожарной охраны вносятся соответствующие изменения в Перечень (при необходимости),
ставится отметка о проведенной корректировке.
Выписка из Перечня направляется в пожарные подразделения местного гарнизона пожарной охраны (в части их касающейся). В пожарных подразделениях выписка из Перечня хранится на пункте связи пожарной части,
при его отсутствии на центральном пункте пожарной связи (далее - ЦППС),
органа управления подразделениями пожарной охраны.
Копия Перечня направляется в соответствующий территориальный орган
МЧС России по субъекту Российской Федерации для учета и использования в работе.
2. Значение и виды предварительного планирования боевыми
действиями на пожарах и авариях. Порядок составления, отработки,
корректировки планов и карточек тушения пожаров. Документы,
регламентирующие предварительное планирование боевых действий.
Составление и корректировка ПТП и КТП. На основании Перечня начальником пожарного подразделения разрабатывается годовой План-график составления и корректировки ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные на территории района выезда пожарного подразделения
(приложение N 3), определяются лица из числа руководителей пожарных подразделений и начальников караулов (дежурных смен), ответственные за составление и корректировку ПТП и КТП и достоверность сведений, указанных в них.