Файл: Нт гражданской защиты и пожарной безопасности ямалоненецкого автономного округа государственное учреждение дополнительного профессионального образования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7
Работа оперативного штаба на месте пожара осуществляется на основе распоряжений и указаний РТП.
По номеру (рангу) пожара № 1 (№ 1-"бис") РТП имеет право назначать должностных лиц, указанных в пункте выше, без создания оперативного штаба на месте пожара.
Основными задачами оперативного штаба на месте пожара являются:
сбор, обработка и анализ данных об обстановке на месте пожара,
передача необходимой информации РТП и диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны);
определение потребности в силах и средствах подразделений пожарной охраны, подготовка предложений для РТП;
обеспечение контроля за выполнением поставленных задач;
организация подготовки и обеспечение проведения боевых действий по тушению пожаров;
ведение документации (рекомендуемые образцы приведены в приложениях № № 5 - 7 к настоящему Боевому уставу);
составление планов-схем расстановки сил и средств подразделений пожарной охраны на различных этапах проведения боевых действий по тушению пожаров с использованием условных обозначений и допускаемых сокращений,
приведенных в приложениях № № 10 - 11 к настоящему Боевому уставу;
создание при пожаре резерва сил и средств подразделений пожарной охраны;
обеспечение работы ГДЗС и связи при пожаре;
обеспечение мероприятий по охране труда участников боевых действий по тушению пожаров при пожаре;
реализация мер по поддержанию боеготовности сил и средств подразделений пожарной охраны, участвующих в проведении боевых действий по тушению пожаров;
организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения населенных пунктов и организаций, а также с вышестоящими органами управления.
В целях обеспечения деятельности оперативного штаба на месте пожара по управлению силами и средствами по решению РТП может привлекаться подвижный пункт управления.
8
Начальник штаба подчиняется непосредственно руководителю тушения пожара (РТП) и несет персональную ответственность за выполнение задач,
возложенных на оперативный штаб на месте пожара. В непосредственном подчинении начальника штаба находятся должностные лица оперативного штаба на месте пожара.
Начальником штаба по согласованию с РТП назначаются заместитель и помощники, между которыми распределяются обязанности по выполнению задач в соответствии с требованиями Боевого устава, с передачей указанным лицам части своих полномочий.
Начальник штаба на месте пожара: осуществляет подготовку и своевременное доведение до РТП на основе данных разведки пожара, докладов участников боевых действий по тушению пожаров, информации диспетчера гарнизона (подразделения пожарной охраны) и других сведений предложений по организации боевых действий по тушению пожаров, потребности в огнетушащих веществах, созданию резерва сил и средств; организует доведение указаний РТП
до участников боевых действий по тушению пожаров, обеспечивает их регистрацию и контроль исполнения, ведение документов оперативного штаба на месте пожара; организует расстановку подчиненных сил и средств; докладывает
РТП и сообщает диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны)
оперативную информацию об обстановке на месте пожара; организует взаимодействие с судебно-экспертными учреждениями.
Начальник штаба на месте пожара имеет право: отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам боевых действий по тушению пожаров, должностным лицам служб жизнеобеспечения населения, организаций, на территориях которых проводятся боевые действия по тушению пожаров, а также другим должностным лицам, прибывшим на место пожара; отдавать от лица РТП указания участникам боевых действий по тушению пожаров с последующим обязательным докладом о них РТП; требовать от участников боевых действий по тушению пожаров и должностных лиц служб жизнеобеспечения населения, организаций, а также других должностных лиц,
прибывших на место пожара, исполнения своих обязанностей, а также указаний
РТП и собственных указаний; отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных указаний при возникновении явной угрозы для жизни и здоровья людей, в том числе участников боевых действий по тушению пожаров
(вероятность обрушения конструкций, взрыва и других изменений обстановки при пожаре, требующих принятия безотлагательных решений).
В состав оперативной группы территориального гарнизона включаются должностные лица территориального органа МЧС России - органа,
уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъекту Российской Федерации (Далее -
"ГУ МЧС России"), представители центра управления в кризисных ситуациях ГУ
МЧС России (Далее - "ЦУКС") и другие лица в зависимости от характера пожара.
В состав ОГ местного гарнизона включается сотрудник государственного пожарного надзора или представитель подразделения пожарной охраны.
Должностные лица ОГ на пожаре подчиняются начальнику оперативного штаба на месте пожара, а в случае, если оперативный штаб на пожаре не создается, - РТП.
Основными задачами ОГ являются:
9
обеспечение функционирования оперативного штаба рабочей группы комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности при тушении крупного пожара;
представление в ЦУКС отчетных и информационных документов;
организация связи (в том числе видеоконференц-связи) с места пожара;
организация работы с представителями средств массовой информации.
Решение о выдвижении ОГ на место пожара принимается начальником гарнизона или диспетчером гарнизона.
ОГ обеспечивается следующими документами:
образцами распорядительных документов по ликвидации ЧС по всем типам ЧС, характерным для территории муниципального района;
паспортами территорий муниципальных образований, населенных пунктов, паспортами потенциально опасных объектов, объектов системы социальной защиты населения и объектов с массовым пребыванием людей (в электронном виде);
позывными радиостанций УКВ-диапазона ДДС, подразделений гарнизона;
справочниками водоисточников;
планами и карточками тушения пожара (в электронном виде).
Планы и карточки тушения пожаров разрабатываются в целях обеспечения
РТП информацией об оперативно-тактической характеристике организаций,
предварительного прогнозирования возможной обстановки в организациях
(населенных пунктах) при пожаре, планирования проведения боевых действий по тушению пожаров подразделений пожарной охраны на месте пожара, повышения уровня боевой подготовки личного состава подразделений пожарной охраны к проведению боевых действий по тушению пожаров.
3. Действия начальника тыла при встрече и расстановке сил и средств,
в ходе тушения пожара и после его ликвидации, документы тыла.
Начальник тыла (НТ) – это нештатная должность в составе оперативного штаба на месте пожара или чрезвычайной ситуации. Начальник тыла назначается из числа руководящего состава органов управления и подразделений пожарной охраны и возглавляет работу тыла на месте пожара или чрезвычайной ситуации.
Начальник тыла подчиняется непосредственно начальнику штаба и несет персональную ответственность за организацию работы тыла на пожаре,
включающего в себя силы и средства подразделений пожарной охраны, не выведенные на боевые позиции, а также резерв огнетушащих веществ, пожарного инструмента и оборудования, аварийно-спасательного оборудования. Для обеспечения работы тыла на крупных пожарах, по решению руководителя тушения пожара (РТП) назначаются помощники начальника тыла.
Начальник тыла на месте пожара обязан: проводит разведку водоисточников, выбор насосно-рукавных систем, встречу и расстановку на водоисточники пожарной техники; сосредоточивает резерв сил и средств,
необходимый для проведения боевых действий по тушению пожаров;
обеспечивает бесперебойную подачу огнетушащих веществ, организует доставку к месту пожара специальных огнетушащих веществ и материалов; принимает меры к обеспечению участников боевых действий по тушению пожаров защитной одеждой и средствами защиты; организует своевременное обеспечение пожарной,
аварийно-спасательной техники, а также техники, приспособленной для целей
10
тушения пожаров и проведения АСР, горюче-смазочными и другими эксплуатационными материалами; контролирует выполнение работ по защите рукавных линий; принимает меры по восстановлению (в случае выхода из строя)
работоспособности пожарной и аварийно-спасательной техники, пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты пожарных и самоспасания пожарных, пожарного инструмента, средств спасения людей; принимает меры по обеспечению участников боевых действий по тушению пожаров питанием при тушении затяжных пожаров; обеспечивает ведение документации.
Начальник тыла на месте пожаре имеет право: отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам боевых действий по тушению пожаров, задействованным в работе тыла; требовать от участников боевых действий по тушению пожаров и должностных лиц служб жизнеобеспечения населенного пункта, организаций, а также других должностных лиц, прибывших на место пожара, исполнения своих обязанностей,
а также указаний оперативного штаба на месте пожара и собственных указаний;
вносить предложения РТП и оперативному штабу на месте пожара о необходимости создания резерва сил и средств для проведения боевых действий по тушению пожаров; отдавать, с согласия РТП (начальника штаба), указания диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) о доставке к месту пожара необходимых материально-технических ресурсов.
4. Участки тушения пожара (БУ), секторы проведения работ (СПР),
организация их работы. Права и обязанности начальника участка, сектора.
БУ могут создаваться по решению РТП на части территории на месте пожара в целях выполнения поставленной боевой задачи, путем сосредоточения сил и средств участников боевых действий по тушению пожара.
БУ могут создаваться как по месту проведения, так и по видам проводимых боевых действий по тушению пожаров.
При создании на пожаре пяти и более БУ по решению РТП организуются
СПР, объединяющие несколько БУ.
Основные боевые действия по тушению пожаров на БУ возглавляет начальник БУ, в СПР - начальник СПР. При создании СПР начальники БУ
подчиняются начальнику СПР.
Начальник боевого участка (БУ) или сектора проведения работ (СПР) –
это нештатная должность на месте пожара или чрезвычайной ситуации.
Возглавляет работу БУ или СПР на месте пожара или ЧС.
Начальник боевого участка (сектора проведения работ) непосредственно подчиняется руководителю тушения пожара (РТП), несет персональную ответственность за выполнение поставленных на БУ (СПР) задач, постоянно находится на территории БУ (СПР), покидая ее только с разрешения РТП.
Начальнику БУ подчинены участники боевых действий по тушению пожаров на указанном БУ. Начальнику СПР подчинены начальники БУ.
Начальник БУ (СПР):
-проводит разведку пожара, сообщает о ее результатах РТП;
-обеспечивает спасение людей и эвакуацию имущества на БУ (СПР) и выполнение решений РТП, в том числе по ограничению прав должностных лиц и граждан на территории БУ (СПР);
-проводит расстановку подчиненных сил и средств; обеспечивает подачу огнетушащих веществ на боевые позиции; организует связь; запрашивает в случае
11
ухудшения обстановки на БУ (СПР) дополнительные силы и средства подразделений пожарной охраны для выполнения поставленных задач;
-организует на БУ (СПР) работу звеньев ГДЗС;
-обеспечивает соблюдение правил охраны труда, доводит до участников боевых действий по тушению пожаров информацию о возникновении угрозы для их жизни и здоровья;
-принимает меры к сохранению обнаруженных на БУ (СПР) возможных вещественных доказательств и имущества, имеющих отношение к пожару;
-докладывает РТП информацию о выполнении поставленных задач,
предполагаемой причине пожара и лицах, причастных к его возникновению.
Начальник БУ (СПР) имеет право: отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам боевых действий по тушению пожаров на БУ (СПР); отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных указаний при возникновении явной угрозы для жизни и здоровья людей, в том числе участников боевых действий по тушению пожаров (вероятное обрушение конструкций, взрыв и другие изменения обстановки при пожаре,
требующие принятия безотлагательных решений); получать необходимую для организации боевых действий по тушению пожаров информацию от РТП
(руководителя ликвидации ЧС), оперативного штаба на месте пожара,
администрации организаций и служб жизнеобеспечения; определять порядок убытия с БУ (СПР) подразделений пожарной охраны, привлеченных сил и средств.
Вопросы по теме:
1. Руководитель тушения пожара (РТП), его права и обязанности.
2. Создание, состав, размещение и работа оперативного штаба на пожаре.
Обязанности начальника оперативного штаба.
3. Участки (сектора) тушения пожаров: понятие, принципы их создания.
Полномочия начальника БУ (СТП).
4. Тыл на пожаре, его задачи. Полномочия начальника тыла.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
2. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
3. Приказ МЧС РФ № 444 от 16.10.2017 г. «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 декабря 2020
года N 881н "Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны".
5. Пожарная тактика. В.В. Теребнев, В.А. Грачев. –М.: 2015.
6. Теребнев В. В., Подгрушный А. В. Пожарная тактика: Основы тушения пожаров.: учебное пособие: - М.: 2012 год – 322с.
7. Справочник руководителя тушения пожара. Тактические возможности пожарных подразделений. — М.: Пожкнига, 2004 г. — 256 с.
8. Решетов А.П., Клюй В.В., Косенко Д.В., Решетов А.А. Пожарная тактика:
12
Учебник, Ч. 1. - Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2019г.