Файл: 6. 1 Административный уровень иб. Процедурный уровень иб.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6.1 Административный уровень ИБ. Процедурный уровень ИБ
Административный уровень информационной безопасности
Административный уровень является промежуточным между законодательно-правовым и программно-техническим уровнями формирования режима информационной безопасности. Законы и стандарты в области информационной безопасности являются лишь отправным нормативным базисом информационной безопасности. Основой практического построения комплексной системы безопасности является административный уровень, определяющий главные направления работ по защите информационных систем.
Задачей административного уровня является разработка и реализация практических мероприятий по созданию системы информационной безопасности, учитывающей особенности защищаемых информационных систем.
Кроме этого, именно на административном уровне определяются механизмы защиты, которые составляют третий уровень информационной безопасности – программно-технический.
Целью административного уровня является разработка программы работ в области информационной безопасности и обеспечение ее выполнения в конкретных условиях функционирования информационной системы.
Содержанием административного уровня являются следующие мероприятия:
-
Разработка политики безопасности; -
Проведение анализа угроз и расчета рисков; -
Выбор механизмов и средств обеспечения информационной безопасности.
Разработка политики информационной безопасности
Разработка политики безопасности ведется для конкретных условий функционирования информационной системы, как правило, речь идет политике безопасности организации, предприятия или учебного заведения. С учетом этого рассмотрим следующее определение политики безопасности.
Политика безопасности – это комплекс предупредительных мер по обеспечению информационной безопасности организации. Политика безопасности включает правила, процедуры и руководящие принципы в области безопасности, которыми руководствуется организация в своей деятельности. Кроме этого, политика безопасности включает в себя требования в адрес субъектов информационных отношений, при этом в политике безопасности излагается политика ролей субъектов информационных отношений. |
Основные направления разработки политики безопасности:
-
определение объема и требуемого уровня защиты данных;
-
определение ролей субъектов информационных отношений.
В «Оранжевой книге» политика безопасности трактуется как набор норм, правил и практических приемов, которые регулируют управление, защиту и распределение ценной информации.
Результатом разработки политики безопасности является комплексный документ, представляющий систематизированное изложение целей, задач, принципов и способов достижения информационной безопасности.
Этот документ является методологической основой практических мер по обеспечению информационной безопасности и включает следующие группы сведений:
-
основные положения информационной безопасности организации;
-
область применения политики безопасности;
-
цели и задачи обеспечения информационной безопасности организации;
-
распределение ролей и ответственности субъектов информационных отношений организации и их общие обязанности.
Основные положения определяют важность обеспечения информационной безопасности, общие проблемы безопасности, направления их решения, роль сотрудников, нормативно-правовые основы.
При описании области применения политики безопасности перечисляются компоненты автоматизированной системы обработки, хранения и передачи информации, подлежащие защите.
Цели, задачи, критерии оценки информационной безопасности определяются функциональным назначением организации. Например, для режимных организаций на первое место ставится соблюдение конфиденциальности. Для сервисных информационных служб реального времени важным является обеспечение доступности подсистем. Для информационных хранилищ актуальным может быть обеспечение целостности данных и т.д.
Политика безопасности затрагивает всех субъектов информационных отношений в организации, поэтому на этапе разработки политики безопасности очень важно разграничить их права и обязанности, связанные с их непосредственной деятельностью.
С точки зрения обеспечения информационной безопасности разграничение прав и обязанностей целесообразно провести по группам (ролям). В зависимости от размеров организации, степени развитости ее информационной системы, некоторые из ролей могут отсутствовать вообще, а некоторые могут совмещаться одним и тем же физическим лицом.
Процедурный уровень информационной безопасности
Это меры безопасности, которые ориентированы на людей, а не на технические средства.
На процедурном уровне можно выделить следующие классы мер:
-
Управление персоналом.
Управление персоналом начинается с приема нового сотрудника на работу и даже раньше — с составления описания должности. Уже на данном этапе желательно подключить к работе специалиста по информационной безопасности для определения компьютерных привилегий, ассоциируемых с должностью. Когда кандидат определен его следует подробно ознакомить со служебными обязанностями, а также с нормами и процедурами информационной безопасности. Желательно, чтобы меры безопасности были им усвоены до вступления в должность и до выдачи ему логина и пароля, а также определения его привилегий в системе.
При увольнении сотрудника следует ограничить ему доступ ко всем данным системы, особенно в случае конфликта между сотрудником и организацией, должна производиться максимально оперативно (в идеале — одновременно с извещением о наказании или увольнении). Возможно и физическое ограничение доступа к рабочему месту.
-
Физическая защита
Безопасность информационной системы зависит от окружения, в котором она функционирует. Необходимо принять меры для защиты зданий и прилегающей территории, поддерживающей инфраструктуры, вычислительной техники, носителей данных.
Основной принцип физической защиты, соблюдение которого следует постоянно контролировать, формулируется как «непрерывность защиты в пространстве и времени».
К направлениям физической защиты относятся следующие:
-
Физическое управление доступом.
-
Противопожарные меры
-
Защита поддерживающей инфраструктуры -
Защита от перехвата данных -
Защита мобильных систем.
Меры физического управления доступом позволяют контролировать и при необходимости ограничивать вход и выход сотрудников и посетителей. Контролироваться может все здание организации, а также отдельные помещения, например, те, где расположены серверы, коммуникационная аппаратура и т.п.
-
Поддержание работоспособности
Нечаянные ошибки системных администраторов и пользователей грозят повреждением аппаратуры, разрушением программ и данных; в лучшем случае они создают бреши в защите, которые делают возможной реализацию угроз. Недооценка факторов безопасности в повседневной работе — приводит к большим потерям. Дорогие средства безопасности теряют смысл, если они плохо документированы, конфликтуют с другим программным обеспечением, а пароль системного администратора не менялся с момента установки.
Можно выделить следующие направления повседневной деятельности:
-
Поддержка пользователей - подразумевает прежде всего консультирование и оказание помощи при решении разного рода проблем. Очень важно в потоке вопросов уметь выявлять проблемы, связанные с информационной безопасностью. Так, многие трудности пользователей, работающих на персональных компьютерах, могут быть следствием заражения вирусами. Целесообразно фиксировать вопросы пользователей, чтобы выявлять их типичные ошибки и выпускать памятки с рекомендациями для распространенных ситуаций. -
Поддержка программного обеспечения - одно из важнейших средств обеспечения целостности информации. Прежде всего, необходимо следить за тем, какое программное обеспечение установлено на компьютерах. Второй аспект поддержки программного обеспечения — контроль за отсутствием неавторизованного изменения программ и прав доступа к ним.
-
-
Конфигурационное управление - позволяет контролировать и фиксировать изменения, вносимые в программную конфигурацию. Прежде всего, необходимо застраховаться от случайных или непродуманных модификаций, уметь как минимум возвращаться к прошлой, работающей, версии. Фиксация изменений позволит легко восстановить текущую версию после аварии. -
Резервное копирование - необходимо для восстановления программ и данных после аварий. И здесь целесообразно автоматизировать работу, как минимум, сформировав компьютерное расписание создания полных и инкрементальных копий, а как максимум — воспользовавшись соответствующими программными продуктами. Нужно также наладить размещение копий в безопасном месте, защищенном от несанкционированного доступа, пожаров, протечек, то есть от всего, что может привести к краже или повреждению носителей. Целесообразно иметь несколько экземпляров резервных копий и часть из них хранить вне территории организации, защищаясь таким образом от крупных аварий и аналогичных инцидентов. Время от времени в тестовых целях следует проверять возможность восстановления информации с копий.
-
Управление носителями - управлять носителями необходимо для обеспечения физической защиты и учета. Управление носителями должно обеспечивать конфиденциальность, целостность и доступность информации, хранящейся вне компьютерных систем. Под физической защитой здесь понимается не только отражение попыток несанкционированного доступа, но и предохранение от вредных влияний окружающей среды (жары, холода, влаги, магнетизма). Управление носителями должно охватывать весь жизненный цикл — от закупки до выведения из эксплуатации.
-
Документирование - неотъемлемая часть информационной безопасности. В виде документов оформляется почти все — от политики безопасности до журнала учета носителей. Важно, чтобы документация была актуальной, отражала именно текущее состояние дел, причем в непротиворечивом виде.
-
Регламентные работы - очень серьезная угроза безопасности. Сотрудник, осуществляющий регламентные работы, получает исключительный доступ к системе, и на практике очень трудно проконтролировать, какие именно действия он совершает. Здесь на первый план выходит степень доверия к тем, кто выполняет работу.
-
Реагирование на нарушения режима безопасности
Программа безопасности, принятая организацией, должна предусматривать набор оперативных мероприятий, направленных на обнаружение и нейтрализацию нарушений режима информационной безопасности. Важно, чтобы в подобных случаях последовательность действий была спланирована заранее, поскольку меры нужно принимать срочные и скоординированные.
Реакция на нарушения режима безопасности преследует три главные цели:
-
локализация инцидента и уменьшение наносимого вреда; -
выявление нарушителя; -
предупреждение повторных нарушений.
В организации должен быть человек, который отвечает за реакцию на нарушения. Все должны знать этого человека и обращаться к нему при первых признаках опасности. В общем, как при пожаре, нужно знать, куда звонить, и что делать до приезда пожарной команды.
-
Планирование восстановительных работ.
Ни одна организация не застрахована от серьезных аварий, вызванных естественными причинами, действиями злоумышленника, халатностью или некомпетентностью. В то же время, у каждой организации есть функции, которые руководство считает критически важными, они должны выполняться несмотря ни на что. Планирование восстановительных работ позволяет подготовиться к авариям, уменьшить ущерб от них и сохранить способность к функционированию хотя бы в минимальном объеме.
Меры информационной безопасности можно разделить на три группы, в зависимости от того, направлены ли они на предупреждение, обнаружение или ликвидацию последствий атак. Большинство мер носит предупредительный характер. Оперативный анализ регистрационной информации и некоторые аспекты реагирования на нарушения (так называемый активный аудит) служат для обнаружения и отражения атак. Планирование восстановительных работ, очевидно, можно отнести к последней из трех перечисленных групп.