Файл: Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 классов разработана на основе Федерального закона 273фз Об образовании в Российской Федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 249
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рабочие программы по учебным предметам для 8 класса
(приложение к основной образовательной программе
основного общего образования МБОУ «Школа № 50»)
Муниципальное образование – городской округ город Рязань Рязанской области муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 50»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку основное общее образование, 8 класс
140 часов учитель О.В. Дергачева
Программа разработана на основе рабочей программы Русский язык.5-9 классы: авт.-сост. М.М. Разумовская, С..И. Львова. В.И. Капинос. В. В. Львов, Г.А. Богданова .
-2-е изд., стереотипное.,-М.: Дрофа. 2013 г.
Пояснительная записка
Настоящая программа реализует основные идеи Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5–9 классов. В ней учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования. Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 классов разработана на основе:
Федерального закона № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
планируемых результатов основного общего образования;
Федерального перечня учебников, утвержденного, рекомендованного (допущенного) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
рабочей программы: Русский язык. 5-9 классы: авт.-сост. М.М. Разумовская, С..И. Львова. В.И. Капинос. В. В. Львов, Г.А. Богданова.-
2-е изд., стереотипное., -М.: Дрофа. 2013 г.
требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г.
Москва);
СанПиН, 2.4.2.282-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г.
No189);
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Школа № 50»;
учебного плана МБОУ «Школа № 50».
Цели обучения:
Курс русского языка направлен на решение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, системно-деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия речевой ситуации и сфере общения; уменийработать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Главная цель занятийрусским языком в 8 классе - речевое и языковое развитие школьников - решается с помощью двух подходов: через языковые разделы курса и на основе специальных речеведческих понятий. Это означает, что материал языкового и речевого разделов изучается не в линейном порядке, а параллельно перемежаясь.
Задачи обучения:
приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи; освоение компетенций: коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой.
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
Настоящая рабочая программа ориентирована на использованиеучебного пособия, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (Русский язык. 8 класс: учебник/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, -М.: Дрофа, 2018).
Место предмета «Русский язык» в учебном плане
На изучение курса «Русский язык» в 8 классе согласно учебному плану отводится 4 часа в неделю (всего 140 часов в год).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по русскому языку направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Русский язык» являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Русский язык» являются:
владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста
(логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога
(этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику; в процессе речевого общения осуществление речевого самоконтроля в процессе учебой деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др. );
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы по русскому языку являются:
представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально- деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Тематический план
№
п/п
Название раздела
Количество
часов
В том числе:
Уроки
Развитие
речи
Контроль
1.
Введение. Русский язык в семье славянских языков
1 1
2.
Морфология. Орфография. Вводное повторение ранее изученного
13 9
3
Входной диктант с грамматическим заданием
(1ч)
3.
Словосочетание и предложение
4 3
1 4.
Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения
23 19 3
Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения» (1 ч)
5.
Односоставное простое предложение
17 12 4
Проверочная работа по теме: «Односоставные предложения» (1ч)
6.
Неполное предложение
2 2
7.
Простое осложненное предложение.
Предложение с однородными членами
19 12 6
Контрольный диктант по теме: «Предложения с однородными членами» (1 ч)
8.
Предложения с обращениями и вводными словами
16 13 2
Контрольный диктант по теме «Предложения с вводными словами и обращениями» (1 ч)
9.
Предложения с обособленными членами
23 19 2
Контрольный диктант «Обособленные определения и приложения» (1 ч)
Контрольный диктант «Предложения с обособленными членами» (1 ч)
10.
Прямая и косвенная речь
13 10 2
Проверочная работа по теме «Прямая и косвенная речь» (1 ч)
11
Обобщающее повторение
9 6
Итоговая работа (сжатое изложение) (3 ч)
Итого
140 106 23 11
Содержание учебного курса «Русский язык»
Введение. Русский язык в семье славянских языков (1 ч)
Морфология. Орфография. Закрепление ранее изученного. (13 ч)
Буквы Н-НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.
Употребление в тексте частицы НИ. Употребление дефиса. Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи.
Словосочетание и предложение (4 ч)
Словосочетание. Предложение.
Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения (22 ч)
Главные члены предложения, их функция. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и способы его выражения. Тире между подлежащим и сказуемым. Правильное согласование главных членов предложения.
Второстепенные члены предложения, их функция. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Порядок слов в предложении.
Интонация простого предложения.
Односоставное простое предложение (17 ч)
Виды односоставных предложений. Определенно-личное предложение. Неопределенно-личное предложение. Обобщенно-личное предложение. Безличное предложение. Назывные предложения.
Неполное предложение 2 ч)
Понятие неполного предложения. Оформление неполных предложений на письме.
Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами (19 ч)
Понятие однородности членов предложения. Средства связи между однородными предложения. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Предложения с обращениями и вводными словами (16 ч)
Обращение. Понятие вводности как речевой категории. Вставные конструкции.
Предложения с обособленными членами (23 ч)
Понятие обособления второстепенных членов предложения. Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства.
Уточняющие члены предложения.
Прямая речь (13 ч)
Прямая речь и ее оформление. Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. Цитаты и их обозначение.
Развитие речи
Речь ее разновидности. Текст, его основная мысль. Стили речи; средства выразительности в художественной речи. Изложение «Как я покупал собаку» по рассказу Б. Емельянова. Повторение. Типы речи. Текст: способы и средства связи предложений в тексте. Репортаж, его тематика, задачи речи. Репортаж-повествование: его строение, характерные языковые средства. Сочинение в жанре репортажа. Репортаж- описание. Обучение написанию сжатого изложения. Статья в газету, понятие о жанре, строение текста. Изложение «Что значит быть