ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 484
Скачиваний: 60
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: «Методология науки».
Задание 1. Провести анализ значений понятия «методология науки», выделив общее и различие.
Значение методологии науки | Общее | Различие |
1.МН1 – «учение о методе познания» Учение о структуре и функции педагогического знания, в том числе о педагогической проблематике | МЕТОД | нет |
2.МН2 – «учение о совокупности методов познания» Исходные, ключевые, фундаментальные, философские, общенаучные и педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие методологический смысл | нет | |
3.МН3 – «учение о системе принципов, способы, формы и методы» учение о методах педагогического познания (методология в узком смысле слова | Принципы, формы |
Задание 2. Изучение функций методологии науки и их характеристика.
Функции методологии науки
f1 ( Дескриптивная) f2 (Прескриптивная) f3 (Ретроспективный)
характеристика характеристика характеристика
где отражается где отражается где отражается
в исследовании в исследовании в исследовании
Функции методологии науки | ||
f1 (Дескриптивная) | f2 (Прескриптивная) | f3 (Ретроспективный) |
методология как учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе исследования | направлена на регуляцию деятельности | обращенный к прошлому |
охватывает исследования, имеющие характер ретроспективного анализа уже осуществленных процессов научного познания. С. Д. Смирнов отмечает, что даже в тех случаях, когда мы осуществляем выбор и обоснование направления научного исследования, мы опираемся на рефлексию ранее пройденного пути к знанию. Методологический анализ ранее пройденных этапов развития науки выполняет целый ряд функций для развития научного познания. Это: · Катализация, стимулирование процесса научного познания. Эта функция методологического знания осуществляется за счет критического осмысления идей, имеющихся в культуре, анализа существующих научных теорий концепций. | Таким образом, можно предложить следующую «схему структуры методологии»: 1. Основания методологии: философия, психология, системный анализ, науковедение, этика, эстетика; 2. Характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности; 3. Логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности; 4. Временнáя структура деятельности: фазы, стадии, этапы. | теоретико-методологические основания и практическая значимость метода ретроспективного анализа в прогностических исследованиях в педагогике. |
Дескриптивная методология как учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе исследования, а прескриптивная — направлена на регуляцию деятельности. В нормативном методологическом анализе преобладают конструктивные задачи, связанные с разработкой положительных рекомендаций и правил осуществления научной деятельности. Дескриптивный же анализ имеет дело с ретроспективным описанием уже осуществленных процессов научного познания.
Ретроспективный — обращенный к прошлому.
Задание 3. Изучить различные философские течения (философский уровень методологического знаний) и заполнить следующую таблицу. По выбору, обязательно 3.
Философское течение | Характеристика основных положений | Как используется в образовании |
1. Неопозитивизм - вобрал в себя некоторые современные понятия и термины и занял видное место в современной философии | вторая форма Позитивизма. Разделяя исходные принципы позитивизма, неопозитивизм претендует на полное устранение «метафизики» и ее основных проблем. Он сводит задачи философии не к систематизации конкретного естественно-научного знания, а к деятельности по анализу языковых форм знания. Неопозитивизм в большей степени опирается на логику, и знание для него является действительным только тогда, когда может быть выражено в языке. Это позволяет говорить о неопозитивизме как о логико-лингвистической форме позитивизма, которая решает проблемы на основе конвенционализма. Это означает, что тот или иной знак имеет лишь то объективное содержание, которое определяется конвенцией или договором исследователей. | оставаясь в своей сути позитивизмом, вобрал в себя некоторые современные понятия и термины и занял видное место в современной философии. Слабость педагогики неопозитивисты усматривают в том, что в ней доминируют бесполезные идеи и абстракции, а не реальные факты. Яркий представитель неопозитивизма - Дж.Конант, крупный ученый-атомщик и политический деятель США. Его книги "Американская средняя школа сегодня", "Подготовка американских учителей" и др. оказали большое влияние на педагогическую мысль США. Крупные ученые - физики, химики, математики, разделяющие позиции неопозитивизма, оказали большое влияние на перестройку содержания естественно-математического образования в 60 - 70-е гг. нашего столетия |
2. Экзистенциализм - философия существования. | Основной тезис экзистенциализма: «Человек есть то, что он сам из себя сделает». Основное понятие - «существование». Не внешние условия определяют характер жизни человека, а внутренняя духовная жизнь и интенсивная душевная работа. Представляет собой онтологическую философию, в которой заново была поставлена исконная философская проблема человеческого бытия, его сущности и существования, смысла или бессмысленности "человеческого удела" в окружающем природном и социальном мире. | Философы-экзистенциалисты считают, что главным объектом познания является не внешний мир, а внутренний мир самого человека. Поэтому ведущую роль в обучении они отводят гуманитарным предметам. Философия существования лежит в основе педагогических концепций, разрабатываемых в рамках гуманитарной образовательной парадигмы. |
3. Неотомизм - учение, идущее от средневекового религиозного философа Фомы Аквинского, который в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм | Неотомисты, учитывают тот факт, что научные знания прочно вошли в жизнь людей. Но мир для них раздвоен на материальный и духовный. Материальный мир — мир "низшего ранга", "он мертв", "не имеет цели и сущности", его изучением занимается наука. Собирая эмпирические данные, наука в то же время оказывается не способной раскрыть сущность мира, поскольку она определена Богом. Поэтому высшая истина постигается только сверх-разумом", посредством приближения к Богу и постижения данного им откровения. | Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающих поколений. В их работах (Ж.Маритен, У.Канин-гхэм, М.Адлер, М.Казотти и др.) содержится резкая критика падения нравственных устоев в современном мире. Они указывают на рост преступности, жестокости, наркомании, которые ведут к деструкции общества. Человек, утверждает Ж.Маритен, двойствен, в нем встречаются два мира - физический и духовный. Последний более богатый, более благородный и имеет более высокую ценность. Это мир Бога, сотворенный для вечной жизни. |
Задание 4. Раскрыть сущность системного подхода. (Общенаучный уровень методологического знания).
Основные положения | Подходы в образовании реализующие системный подход |
Признаки системы: 1 ЦЕЛОСТНОСТЬ | Принцип целостности говорит о том, что все элементы системы представляют собой единое целое. То есть, все они подчинены общим принципам, целям и задачам. |
2 СВЯЗЬ СО СРЕДОЙ | Открытость - означает, что система имеет связь со средой. |
3 ИНТЕГРАТИВНОСТЬ | Интегративность представляет собой обладание системой свойствами, отсутствующими у ее элементов (верно и обратное - элементы обладают свойствами, не присущими системе) |
4 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | Конкретные уровни целостности характеризуют качество управленческой деятельности, ее эффективность. |
5 УПРАВЛЯЕМОСТЬ | Принцип управляемости выражает необходимость зависимости показателя эффективности, целевой функции от параметров управления системой (входных сигналов) |
Система - это совокупность взаимосвязанных элементов. Самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Система (от греч. systema - целое, составленное из частей; соединение) в своем первоначальном понимании - это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. В его основе общенаучного уровня методологии лежат концепции, научные подходы, применяемые во многих науках; характеризуется подходом к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. | Суть педагогики заключается в формировании и развитии личности, адаптации ребенка к жизни в обществе, в коллективе, привитие определенных навыков и передача опыта. Эффективное воспитание и обучение невозможно без понимания того, что личность в процессе своего формирования может кардинально изменяться под влиянием коллектива, средств массовой информации, книг, фильмов и прочих факторов. |
Задание 5. Охарактеризовать основные методологические подходы. (Конкретно-научный уровень методологического знания).
Название подхода | Основы теоретических положений | Методы и технологии реализующие данный подход. |
| ориентация при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности | Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий. |
| требует реализации полисубъектного (диалогического) подхода, который вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность | требует перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда и общения |
Задание 6. Составить логико-смысловую модель «Методология науки».
Задание 7. «Парадигмы»
| Критерий для сравнения | Естественнонаучный подход | Гуманитарный подход |
1. | Цель | Построение истинной картины мира и познание объективных законов природы при помощи наблюдения и экспериментирования с объектами изучения | Использование общих принципов при интерпретации изучаемых явлений, но при этом единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности |
2. | Критерий истинности | Проверяемость и воспроизводимость | Опыт исследователя, его интуиция, субъективное понимание |
3. | Основной метод | Индуктивный метод познания | Методы описательной диагностики: самонаблюдение, самоотчет (письма, автобиографии, дневники), включенное наблюдение, беседа, биографический метод, метод анализа продуктов деятельности |
4. | Тип взаимодействия | Исследователь сам превращается в источник информации | Личный опыт исследователя, его нравственный мировозреческие установки, ценностные ориентиры, отношения к познаваемому |
5. | Функции | ||
6. | Роль исследователя | Беспристрастная, отстраненная | Вживание в изучаемую реальность, соучастие, сопереживавние, сочувствие другому. Эмоциональная, включенная |
7. | Требования к исследованию |
|
|
8. | Область применения | ||
9. | Результат | Стремление к объективности познания мира | Направленность на познание собственно человеческого в человеке. Происходит изменение, развитие субъектов общения |
10. | Ведущие принципы. | Объект остается неизменным во время всего исследования | Используется субъективный подход и исследуемый является активным субъектом общения. |
| Критерий для сравнения | Естественнонаучный подход | Гуманитарный подход |
Задание 8. Заполнить «Бортовой журнал».
«БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ»
(цитируется по К. Берк «Оценка качества обучения», перев. Загашев И.О.)
ФАМИЛИЯ: МУРЗАЕВА Л. И.
ТЕМА: Методология науки
ДАТА: 6.12.2022
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ СООБЩЕНИЯ | РИСУНОК (СХЕМА) |
Методология, функции, уровни, подходы | М етодология П онятие С ущность Функции У ровни П одходы |
|
СВЯЗИ, КОТОРЫЕ Я МОГУ УСТАНОВИТЬ:
Организация научной работы. Качественно проведённые теоретические исследования, выделение определённых этапов и разработка методологии научной работы способствуют её успешности, снижают вероятность неудачности в решении научной проблемы и достижении поставленной цели.
ОСТАВШИЕСЯ ВОПРОСЫ:
__________________________________________________?
__________________________________________________?
__________________________________________________?
__________________________________________________?
__________________________________________________?
МИНИ-СОЧИНЕНИЕ:
При изучении данной темы я поняла то, что Методология науки осуществляет исследование, поиск, разработку и систематизацию методов.
Думаю, что методологию науки я могу использовать любой сфере человеческой деятельности…
Необходима она, в первую очередь, для того, чтобы стало возможным провести грамотно любое исследование. Для меня, как учителя обладать методологической культурой - значит знать методологию педагогики и уметь применять это знание в процессе решения педагогических ситуаций. Если педагог способен осознавать, формулировать, находить творческие решения педагогических задач, то можно сказать, что у него высокий уровень профессиональной деятельности. А без знания методологии все выше перечисленные составляющие мало возможны.