Файл: Методология науки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 484

Скачиваний: 60

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: «Методология науки».

Задание 1. Провести анализ значений понятия «методология науки», выделив общее и различие.

Значение методологии науки

Общее

Различие


1.МН1 – «учение о методе познания»

Учение о структуре и функции педагогического знания, в том числе о педагогической проблематике


МЕТОД




нет

2.МН2 – «учение о совокупности методов познания»

Исходные, ключевые, фундаментальные, философские, общенаучные и педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие методологический смысл


нет

3.МН3 – «учение о системе принципов, способы, формы и методы»

учение о методах педагогического познания (методология в узком смысле слова


Принципы, формы


Задание 2. Изучение функций методологии науки и их характеристика.

Функции методологии науки
f1 ( Дескриптивная) f2 (Прескриптивная) f3 (Ретроспективный)




характеристика характеристика характеристика


где отражается где отражается где отражается

в исследовании в исследовании в исследовании

Функции методологии науки

f1 (Дескриптивная)

f2 (Прескриптивная)

f3 (Ретроспективный)

методология как учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе исследования

направлена на регуляцию деятельности

обращенный к прошлому

охватывает исследования, имеющие характер ретроспективного анализа уже осуществленных процессов научного по­знания. С. Д. Смирнов отмечает, что даже в тех случа­ях, когда мы осуществляем выбор и обоснование на­правления научного исследования, мы опираемся на рефлексию ранее пройденного пути к знанию. Мето­дологический анализ ранее пройденных этапов раз­вития науки выполняет целый ряд функций для развития научного познания. Это:

· Катализация, стимулирование процесса научного познания. Эта функция методологического знания осуществляется за счет критического осмысления идей, имеющихся в культуре, анализа существующих научных теорий концепций.

Таким образом, можно предложить следующую «схему структуры методологии»:

1. Основания методологии: философия, психология, системный анализ, науковедение, этика, эстетика;

2. Характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности;

3. Логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности;

4. Временнáя структура деятельности: фазы, стадии, этапы.

теоретико-методологические основания и практическая значимость метода ретроспективного анализа в прогностических исследованиях в педагогике.



Дескриптивная методология как учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе исследования, а прескриптивнаянаправлена на ре­гуляцию деятельности. В нормативном методологическом анализе преобладают конструктивные задачи, связанные с разработкой положительных рекомендаций и правил осуществления научной деятельности. Дескриптивный же анализ имеет дело с ретроспек­тивным описанием уже осуществленных процессов научного по­знания.

Ретроспективный — обращенный к прошлому. 

Задание 3. Изучить различные философские течения (философский уровень методологического знаний) и заполнить следующую таблицу. По выбору, обязательно 3.


Философское течение


Характеристика основных положений



Как используется в образовании

1. Неопозитивизм - вобрал в себя некоторые современные понятия и термины и занял вид­ное место в современной философии



вторая форма Позитивизма. Разделяя исходные принципы позитивизма, неопозитивизм претендует на полное устранение «метафизики» и ее основных проблем. Он сводит задачи философии не к систематизации конкретного естественно-научного знания, а к деятельности по анализу языковых форм знания. Неопозитивизм в большей степени опирается на логику, и знание для него является действительным только тогда, когда может быть выражено в языке. Это позволяет говорить о неопозитивизме как о логико-лингвистической форме позитивизма, которая решает проблемы на основе конвенционализма. Это означает, что тот или иной знак имеет лишь то объективное содержание, которое определяется конвенцией или договором исследователей.

оставаясь в своей сути позитивизмом, вобрал в себя некоторые современные понятия и термины и занял видное место в современной философии. Слабость педагогики неопозитивисты усматривают в том, что в ней доминируют бесполезные идеи и абстракции, а не реальные факты. Яркий представитель неопозитивизма - Дж.Конант, крупный ученый-атомщик и политический деятель США. Его книги "Американская средняя школа сегодня", "Подготовка американских учителей" и др. оказали большое влияние на педагогическую мысль США.

Крупные ученые - физики, химики, математики, разделяющие позиции неопозитивизма, оказали большое влияние на перестройку содержания естественно-математического образования в 60 - 70-е гг. нашего столетия

2. Экзистенциализм - философия существования.


Основной тезис экзистенциализма: «Человек есть то, что он сам из себя сделает».

Основное понятие - «существование».

Не внешние условия определяют характер жизни человека, а внутренняя духовная жизнь и интенсивная душевная работа.

Представляет собой онтологическую философию, в которой заново была поставлена исконная философская проблема человеческого бытия, его сущности и существования, смысла или бессмысленности "человеческого удела" в окружающем природном и социальном мире.

Философы-экзистенциалисты считают, что главным объектом познания является не внешний мир, а внутренний мир самого человека. Поэтому ведущую роль в обучении они отводят гуманитарным предметам. Философия существования лежит в основе педагогических концепций, разрабатываемых в рамках гуманитарной образовательной парадигмы.

3. Неотомизм - учение, идущее от средневекового религиозного философа Фомы Аквинского, который в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм

Неотомисты, учитывают тот факт, что научные знания прочно вошли в жизнь людей. Но мир для них раздвоен на материальный и духовный. Материальный мир — мир "низшего ранга", "он мертв", "не имеет цели и сущности", его изучением занимается наука. Собирая эмпирические данные, наука в то же время оказывается не способной раскрыть сущность мира, поскольку она определена Богом. Поэтому высшая истина постигается только сверх-разумом", посредством приближения к Богу и постижения данного им откровения.

Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающих поколений. В их работах (Ж.Маритен, У.Канин-гхэм, М.Адлер, М.Казотти и др.) содержится резкая критика падения нравственных устоев в современном мире. Они указывают на рост преступности, жестокости, наркомании, которые ведут к деструкции общества. Человек, утверждает Ж.Маритен, двойствен, в нем встречаются два мира - физический и духовный. Последний более богатый, более благородный и имеет более высокую ценность. Это мир Бога, сотворенный для вечной жизни.


Задание 4. Раскрыть сущность системного подхода. (Общенаучный уровень методологического знания).



Основные положения



Подходы в образовании реализующие системный подход


Признаки системы:

1 ЦЕЛОСТНОСТЬ


Принцип целостности говорит о том, что все элементы системы представляют собой единое целое. То есть, все они подчинены общим принципам, целям и задачам.


2 СВЯЗЬ СО СРЕДОЙ

Открытость - означает, что система имеет связь со средой.


3 ИНТЕГРАТИВНОСТЬ


Интегративность представляет собой обладание системой свойствами, отсутствующими у ее элементов (верно и обратное - элементы обладают свойствами, не присущими системе)



4 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Конкретные уровни целостности характеризуют качество управленческой деятельности, ее эффективность.




5 УПРАВЛЯЕМОСТЬ


Принцип управляемости выражает необходимость зависимости показателя эффективности, целевой функции от параметров управления системой (входных сигналов)

Система - это совокупность взаимосвязанных элементов.

Самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении.

Система (от греч. systema - целое, составленное из частей; соединение) в своем первоначальном понимании - это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
В его основе общенаучного уровня методологии лежат концепции, научные подходы, применяемые во многих науках; характеризуется подходом к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования.
Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении.

Суть педагогики заключается в формировании и развитии личности, адаптации ребенка к жизни в обществе, в коллективе, привитие определенных навыков и передача опыта.

Эффективное воспитание и обучение невозможно без понимания того, что личность в процессе своего формирования может кардинально изменяться под влиянием коллектива, средств массовой информации, книг, фильмов и прочих факторов.




Задание 5. Охарактеризовать основные методологические подходы. (Конкретно-научный уровень методологического знания).


Название подхода

Основы теоретических положений


Методы и технологии реализующие данный подход.

  1. Личностный подход

ориентация при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности

Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

  1. Деятельностный подход

требует реализации полисубъектного (диалогического) подхода, который вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность

требует перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда и общения



Задание 6. Составить логико-смысловую модель «Методология науки».


Задание 7. «Парадигмы»






Критерий для сравнения

Естественнонаучный подход

Гуманитарный подход



1.


Цель

Построение истинной картины мира и познание объективных законов природы при помощи наблюдения и экспериментирования с объектами изучения

Использование общих принципов при интерпретации изучаемых явлений, но при этом единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности


2.


Критерий истинности

Проверяемость и воспроизводимость

Опыт исследователя, его интуиция, субъективное понимание



3.


Основной метод

Индуктивный метод познания

Методы описательной диагностики: самонаблюдение, самоотчет (письма, автобиографии, дневники), включенное наблюдение, беседа, биографический метод, метод анализа продуктов деятельности


4.


Тип взаимодействия

Исследователь сам превращается в источник информации

Личный опыт исследователя, его нравственный мировозреческие установки, ценностные ориентиры, отношения к познаваемому



5.


Функции



6.


Роль исследователя

Беспристрастная, отстраненная

Вживание в изучаемую реальность, соучастие, сопереживавние, сочувствие другому. Эмоциональная, включенная



7.


Требования к исследованию


Стремление к 
объективности познания мира


Познание человеческой субъективности, индивидуальности, обращенность к духовному миру человека, к его личностным ценностям


8.

Область применения


9.


Результат

Стремление к объективности познания мира

Направленность на познание собственно человеческого в человеке. Происходит изменение, развитие субъектов общения



10.


Ведущие принципы.

Объект остается неизменным во время всего исследования



Используется субъективный подход и исследуемый является активным субъектом общения.




Критерий для сравнения

Естественнонаучный подход

Гуманитарный подход




Задание 8. Заполнить «Бортовой журнал».
«БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ»
(цитируется по К. Берк «Оценка качества обучения», перев. Загашев И.О.)
ФАМИЛИЯ: МУРЗАЕВА Л. И.

ТЕМА: Методология науки

ДАТА: 6.12.2022


КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ СООБЩЕНИЯ


РИСУНОК (СХЕМА)


Методология, функции, уровни, подходы


М  етодология
П  онятие
С  ущность
Функции
У ровни
П одходы





СВЯЗИ, КОТОРЫЕ Я МОГУ УСТАНОВИТЬ:

Организация научной работы. Качественно проведённые теоретические исследования, выделение определённых этапов и разработка методологии научной работы способствуют её успешности, снижают вероятность неудачности в решении научной проблемы и достижении поставленной цели.
ОСТАВШИЕСЯ ВОПРОСЫ:

__________________________________________________?

__________________________________________________?

__________________________________________________?

__________________________________________________?

__________________________________________________?
МИНИ-СОЧИНЕНИЕ:

При изучении данной темы я поняла то, что Методология науки осуществляет исследование, поиск, разработку и систематизацию методов.

Думаю, что методологию науки я могу использовать любой сфере человеческой деятельности…

Необходима она, в первую очередь, для того, чтобы стало возможным провести грамотно любое исследование. Для меня, как учителя обладать методологической культурой - значит знать методологию педагогики и уметь применять это знание в процессе решения педагогических ситуаций. Если педагог способен осознавать, формулировать, находить творческие решения педагогических задач, то можно сказать, что у него высокий уровень профессиональной деятельности. А без знания методологии все выше перечисленные составляющие мало возможны.