Файл: Тема Понятие мэо и их основные формы. Международная.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11 5) изменение соотношения цен на экспорт и импорт.
В целом концепция внешнеторговой политики выглядит следующим образом.
Внешнеторговая политика имеет два направления развития:
- Политика свободной торговли (выражена в форме либерализма или фритредерства);
- Протекционизм.
Политика свободной торговли или фритредерство означает воздержание государства от вмешательства во внешнюю торговлю, оставляя рынок основным регулирующим инструментом. Но это вовсе не значит, что государство не влияет на это направление в хозяйственной деятельности. Оно по прежнему заключает договора со странами, для того чтобы обеспечить свободу своим субъектам.
Проведение мероприятий свободной торговли, дают возможность развитым странам получить больше выгод от международного экономического обмена.

12
Свободная торговля влияет как положительно так и отрицательно на внешнеэкономическую деятельность. Следовательно, ее преимуществами будут:
- мировая экономика может эффективнее размещать свои ресурсы;
- предоставление потребителям широкого выбора номенклатуры товаров;
- стимулирование конкуренции и ограничение монополии, способность мотивировать производителей на повышение качества товаров и использование НТП.
К недостаткам политики свободной торговли относятся:
- национальная безопасность страны находится под угрозой, если в стране слабая экономика, и как результат способность вывоза национального дохода за пределы страны;
- составляет опасность для молодых и новых отраслей, которые неконкурентоспособны.
Политика протекционизма основывается на защите отечественной экономики от иностранных конкурентов. Отличием от фритредерства в протекционизме является исключение свободных действий на рынке.
Неограниченная конкуренция со стороны сильных стран может сделать экономику менее развитых стран застоявшейся и сформировать неэффективную экономическую структуру.
Формы протекционизма:
а)
селективный – в основном направлен против стран и отдельных товаров; б) отраслевой – направлен на защиту определённых отраслей; в) коллективный – проводится союзами стран против, не входящих в объединение; г) скрытый – способен осуществляться с помощью методов внутренней экономической политики.
Протекционизм направлен на развитие некоторых отраслей в стране.
Положительным моментом протекционизма будет снижение безработицы. Но при использовании этой политики долгое время можно получить экономический застой в стране, поскольку ликвидируя иностранную конкуренцию, отечественные производители не стремятся повышать технологический уровень и эффективность своего производства.


13
Политика протекционизма может применятся как развитыми странами, так и только развивающимися, поскольку защищает национальных производителей от воздействия иностранной конкуренции.
Преимуществами политики протекционизма можно назвать:
1) защита новых и сравнительно молодых отраслей хозяйствования;
2) для определенных стран поступления в бюджет от уплаты пошлин и тарифов составляет большую часть всех доходов в казну страны;
3) снижение уровня безработицы;
4) безопасность. Поскольку некоторые из отраслей просто необходимы стране для выживания, они не могут быть подконтрольны иностранному государству.
Существует так же ряд недостатков этой политики протекционизма, из
которых:
1) развитие внутренних монополий;
2) замедление роста экономики страны из-за введения пошлин и тарифов;
3) торговые войны;
4) продукция, изготовленная национальными товаропроизводителями, через протекционизм стоит дороже, чем стоила бы без него. Это происходит из-за того, что цены на подобные заграничные товары большие, и люди начинают покупать отечественную продукцию, тем самым повышая спрос и цену.
Инструменты внешнеторговой политики в системе МЭО
Регулирование внешней торговли осуществляется с целью защиты национального рынка от притока товара, а также для контроля вывоза из страны стратегически важных сырья и изделий.
Государственное регулирование мировой торговли осуществляется с помощью широкого круга мер, которые позволяют оградить национальную экономику от негативного влияния внешних факторов (цикличность спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции), а также укрепить позиции национальных производителей на мировом рынке.
В мировой практике подобное регулирование принято осуществлять на базе тарифных (экономические меры) и нетарифных мер (административные меры).

14
Тарифные меры.
Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении таможенной границы (как при экспорте, так и при импорте).
Таможенная пошлина – это косвенный налог, которым облагается иностранный или импортный товар и который оказывает влияние на цену товара, а также на объем и структуру внешней торговли.
Таможенные пошлины можно классифицировать по следующим признакам:
1. по размеру обложения: максимальные, минимальные, преференциальные (льготные);
2. по объекту обложения: ввозные (импортные), вывозные
(экспортные), транзитные;


15 3. по способу взимания: адвалорные (взимаются в виде процента от стоимости товара); специфические (взимаются в виде определенной суммы от объема); смешанные (комбинированные – часть от адвалорных и часть от специфических).
На практике чаще всего употребляются адвалорные пошлины. В настоящее время уровень ставок таможенных тарифов промышленно развитых стран составляет от 6 до 8 процентов. Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, которые содержат перечень товаров, распределенных по особой схеме по отдельным группам (сырье, пищевые товары, химические).
Всемирная торговая организация (ВТО) признает право каждого государства на защиту своей экономики с помощью тарифных мер, однако организация стремиться в своей деятельности к значительному сокращению их размеров.
Нетарифные меры.
Нетарифные меры вводятся распоряжениями правительства и приравненных к ним нормативными документами. По классификации ВТО к нетарифным мерам относятся более 100. Наиболее важными их них являются следующие:
- количественные ограничения, квоты, лицензии. Они связаны с государственным вмешательством в торговлю (субсидирование экспорта, государственные закупки, льготные кредиты экспортерам).
- технические, санитарные, ветеринарные стандарты и нормы, в том числе к упаковке, маркировке товаров.
- импортные сборы.