Файл: 1. Философия, ее проблемы, роль в жизни человека и общества Вопрос Предмет философии, ее основные проблемы и направления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3. Диалектика: понятие и основные исторические формы

 

Вопросы темы:

1.  Диалектика и ее исторические формы.

2.  Три закона материалистической диалектики.

3.  Основные категории материалистической диалектики.

 

Цели и задачи изучения темы:

Цель изучения темы – формирование представлений о диалектике, ее основных исторических формах, законах и категориях.

 

Задачи изучения темы:

1.  Раскрытие сущности и содержания основных философских категорий по данной теме.

2.  Формирование навыков философского диалектического мышления.

3.  Формирование навыков применения диалектики в жизни.

 

Изучая тему, акцентируйте внимание на следующих понятиях:

·     диалектика;

·     метафизика;

·     закон;

·     противоположности;

·      противоречия;

·     сущность;

·     явление;

·     содержание;

·     форма;

·     необходимость;

·     случайность;

·     количество;

·     качество.

 

Теоретический материал по теме

 

Вопрос 1. Диалектика и ее исторические формы.

 

Одним из основных достижений философского мышления является учение о диалектики. В переводе с греческого языка диалектика буквально обозначает искусство вести беседу, искусство спорить.

Диалектика – это учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. Как метод познания диалектика противопоставляется метафизике – такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. Диалектический метод познания явлений природы и общества предполагает рассмотрения предмета не в статичном, застывшем виде, а в развитии, всей совокупности внутренне присущих ему противоречий и тесной связи предмета с другими предметами. В работе «Три источника и три составных части марксизма» В.И. Ленин писал, что «диалектика – это учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи».
[1]

В истории выделяют следующие основные исторические формы диалектики: наивная диалектика античности, идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса и Энгельса.

Античная диалектика характеризуется с одной стороны общим характером суждений, созерцательным подходом к миру явлений, в силу небольшого научного накопленного опыта в то время, с другой стороны в основном она уже тогда правильно ухватила основу диалектического подхода к явлениям. Одним из основоположников античной диалектики является Гераклит. Это ему принадлежит известная фраза о том, что в одну реку нельзя войти дважды. По мнению Гераклита, основным движущим первовеществом являлся огонь. Он выделял стадии движения огня. По Гераклиту, в природе происходит два процесса: «путь вниз» и «путь вверх». «Путь вниз»: огонь превращается в воздух, воздух в воду, вода в землю. «Путь верх»: земля превращается в воду, вода в воздух, а воздух в огонь. Происходит вечное изменение вещества через преодоление им своих противоположностей. По Гераклиту, именно противоречия являются движущей силой развития, именно благодаря им происходят изменения в мире.

Диалектика Гераклита носила стихийно материалистический характер.

Идеалистическая диалектика Гегеля.Свою философскую концепцию диалектики Гегель в системном виде излагает в работе «Наука логики».Гегель подразделяет диалектику на три составные части: бытие, сущность и понятие. Бытие, по Гегелю, есть самое первое и самое абстрактное определение мысли. Оно конкретизируется в категориях качества, количества и меры. Исчерпав категорию бытия, Гегель рассматривает то же бытие, но уже с противопоставлением этого бытия ему же самому. Отсюда рождается категория сущности бытия; диалектический синтез исходной сущности и явления выражается в категории действительности. Этим исчерпывается у него сущность. Но сущность не может существовать в отрыве от бытия. Гегель исследует и ту ступень Д., где фигурируют категории, содержащие в себе одинаково и бытие, и сущность. Это – понятие. Гегель является абсолютным идеалистом, и поэтому он именно в понятии находит высший расцвет и бытия, и сущности. Гегель рассматривает своё понятие как субъект, как объект и как абсолютную идею.

Гегель разработал основные законы и категории диалектики, тем самым внес громадный вклад в развитие диалектического подхода.



Материалистическая диалектика.Основоположниками материалистической диалектики были Маркс, Энгельс и Ленин. Основная заслуга данных мыслителей состоит том, что они поставили диалектику на материалистическую основу. Если Гегель рассматривал развитие понятия, то Маркс рассматривал развитие материальной действительности. От того диалектика Маркса, Энгельса, Ленина и получила название материалистической, а само философское учение стало именоваться диалектическим материализмом. И. В. Сталина писал: «Диалектический материализм… называется диалектическим материализмом потому, что его подход к явлениям природы, его метод познания этих явлений является диалектическим, а его истолкование явлений природы, его теория – материалистической».[2] То есть теория Маркса восприняла законы и категории диалектики, но исходила из первичности материи над сознанием.

 

Вопрос 2. Законы диалектики.

 

Рассматривая основные три закона диалектики, ответим предварительно на вопрос, что мы понимаем под законом вообще. Закон в философском смысле понимается как существенная и необходимая, общая и повторяющаяся связь между явлениями материального мира, вызывающая строго определенное течение событий.[3]

Материалистическая диалектика выделяет три основных закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания.

 

1.  Закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон является ядром диалектики, раскрывает источники и причины развития материального мира.

Противоположности понимаются как внутренние стороны предмета, которые исключают и одновременно предполагают наличие друг друга. Отношение неразрывной связи двух сторон составляет единство противоположностей. И действительно, любой предмет содержит противоречивые стороны, как в самом себе, так и в отношении других предметов. Так, к примеру, развитие информационных технологий может, с одной стороны создать условия для всеобщего доступа к знаниям, всестороннего развития личности, а с другой может работать и на деградацию подрастающего поколения.

Помимо этого противоположности не только не исключают, но и предполагают одна другую. Если мы говорим «добро» значит где то должно быть «зло», если говорим день, значит должна быть и ночь, теплое противоположно холодному и т.д.


Борьба противоположностей составляет противоречие,которое является источником всякого развития.

Так как сами противоположности носят всеобщий характер, то и борьба их между собой абсолютна. Единство же относительно и составляет необходимое условие для протекания борьбы, так как эта борьба протекает только там, где противоположности сосуществуют в одном предмете. Если бы развитие противоположностей протекало без борьбы, то не было бы никакого развития.

Противоречия бывают:

·     внутренние и внешние;

·     основные и неосновные;

·     антагонистические и неантагонистические.

 

Внутренние и внешние противоречия.

Внутренние противоречия–это борьба противоположных сторон данного предмета. Пример внутренних противоречий: экономические противоречия в государстве. Внутренние противоречия являются двигателем развития предмета, определяют основные тенденции в его изменениях. Что бы познать предмет, необходимо определить его внутренние противоречия. Определение внутренних противоречий крайне важно и при анализе исторических событий, которые зачастую интерпретируются в конспирологическом ключе.

Внешние противоречияэто противоречивые отношения данного предмета с другими предметами, с окружающей его средой. Примером внешних противоречий выступают противоречия между государствами. Внешние противоречия могут способствовать развитию предмета, а могут и тормозить его, но определяют направление развития противоречия внутренние. Так, к примеру, при всем том внешнем влиянии, которое оказывали на СССР страны западного мира, основными причинами его развала являются внутренние противоречия советского общества, которые еще предстоит исследовать. Аналогично и с анализом победы той или иной страны в войне, стоит всегда исходить и внутреннего устройства государства, которое определяет победу или поражение в войне.

 

Основные и неосновные противоречия.

Основныминазывают такие противоречия, которые играют решающую роль в развитии и воздействуют на все другие противоречия и стороны предмета.

К неосновнымотносят противоречия, порождаемые основными и не играющими определяющего влияния на развитие.


Примером основного противоречия в обществе является противоречие между производительными силами и производственными отношениями, которое двигает вперед общественное развитие. Проникая во все сферы жизни общества, основное противоречия любой общественно-экономической формации порождает ряд неосновных, второстепенных противоречий, которые выражают и проявляют основное противоречие. Так, к примеру, противоречия, связанные с реализацией авторского права и борьбой с пиратством неосновное, но оно является проявлением основного противоречия между производственными отношениями и производительными силами: с одной стороны уровень техники позволяет бесплатно присваивать результаты духовной деятельности человека, с другой стороны производственные отношения капиталистической общественно-экономической формации основаны на высшей стадии товарного производства, когда любой продукт приобретает товарную форму (то есть производится с целью обмена).

 

Антагонистические и неантагонистические противоречия.

Антагонистические противоречия– это непримиримые противоречия, которые снимаются в ходе их борьбы и подчинения одной стороны другой. Примерами антагонистических противоречий могут служить классовые противоречия между рабами и рабовладельцами. Противоречие тогда решалось подчинением рабов рабовладельцам и рабы могли возразить только в форме восстания. В ходе дальнейшего развития, общество выработало разные формы для разрешения классовых противоречий, но в основе своей в той или иной степени они остаются антагонистическими по сию пору.

Неантагонистические противоречия – это противоречия, которые возможно решить без подчинения одной стороны другой, с помощью взаимодействия и взаимодополнения противоречивых сторон предмета. Примером такого рода противоречий могут выступать внутриклассовые противоречия между различными слоями одного класса. Так, к примеру, противоречия между рабочими мигрантами и рабочими москвичами не является антагонистическим и может быть разрешено при соблюдении принципов равноправия в трудовых отношениях.

Выяснив, что такое противоположности и противоречия, дадим формулировку первого закона диалектики.

Закон единства и борьбы противоположностей:Предметы и явления раздваиваются на противоположные стороны, которые представляют единство противоположностей. Противоположности не просто сосуществуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. Борьба противоположностей составляет внутреннее содержание и источник развития действительности.