Файл: 61. Теоретические основы развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, позже система чередований в основах.

Таким образом, можно сделать выводы:

Освоение ребёнком основных грамматических понятий имеет большое значение, т. к. только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить средством общения.

Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т. е. в развитии связной речи.

Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли.

Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.


63. Формы и методы организации работы по развитию словаря детей в дошкольной образовательной организации.

Выделяют две группы методов:

— методы накопления содержания детской речи;

— методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны. 

Первая группа включает методы:

* непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

* опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения. 

Дидактические игры — это игры обучающие, познавательные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей.

Дидактические игры — широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на развитие детей.

Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементом которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует.

Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам. 

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у детей ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний.

Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.



Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей. 
Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дети.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: 

— игры с предметами (игрушками, природным материалом), 

— настольно-печатные;

— словесные игры.

Игры с предметами: 

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями задания в играх усложняются: дошкольники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм. 

В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны.

В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимым людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?». Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.


64. Теоретические основы и технология проведения беседы с детьми дошкольного возраста: значение, задачи, методические приемы.

БЕСЕДА – это целенаправленный, организационный, подготовительный разговор на заранее выбранную тему. Б. рассматривается в дошк. педагогике как метод ознакомления с окружающим и как метод развития связной речи. Главное: строится на знаниях детей, дается всегда что-то новое. Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний.

Виды бесед:

1) в зависимости от дидактических целей (Е.А.Флерина)

- беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности;

- беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей;

- беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей;

2) в зависимости от материала

- беседа по картинке и беседа по книге;

3) в зависимости от содержания;

- беседы познавательного характера и морально-этического характера;

4) обобщающая беседа как самостоятельное занятие (проводится в конце – ср. и ст. гр.). Способствует развитию диалогической речи. Ее цель – систематизировать, уточнить, расширить опыт детей.

Структура:

НАЧАЛО – образное, эмоциональное, восстанавливает в памяти детей образы предметов, явлений, собирает внимание, вызывает желание участвовать в беседе. Приемы: воспоминания, рассказ воспитателя, рассматривание игрушек, предметов, картин, использование загадок, стихотворений.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – раскрывается основное содержание беседы, выделяются существенные частности, подводящие к выводам, активизируется речевая деятельность детей. Приемы: вопросы, чтение художественных произведений, рассматривание картин, подсказывающие вопросы, указания, дид.игры.

ОКОНЧАНИЕ – обобщающие выводы по всей беседе. Приемы: загадки, чтение стихотворений, пословицы, слушание грам. записи.

Задачи:

-понимать речь без наглядного сопровождения

- расширять активный словарь – формировать грамматический строй

- развивать речевое общение со взрослыми и детьми

- развивать умение наблюдать, узнавать предметы, явления

- знакомить с трудовыми действиями взрослых

- не только усваивать слова, но и научиться употреблять их.


Наблюдения расширяются и углубляются (не только наблюдать транспорт, но и различать его, называть части). В процессе наблюдения развивать мыслительные способности - сравнивать (сходство, различие). Картинки широко используются (предметные, предметы в действии, сюжетные), направлять ребенка на детальное рассматривание. Чаще используются сюжетные (для закрепления знаний – сначала высказываются дети, а потом рассказ воспитателя; для получения новых знаний – рассказ воспитателя, а потом вопросы к детям). Чтение книг с иллюстрациями привлекает внимание к картинке или читает или ведет рассказ своими словами. На след.занятии дети смотрят и рассказывают сами. Воспитатель помогает. Слушание и рассказывание коротких рассказов, стихов, потешек, песенок. Один и тот же рассказ надо повторять 2-3 раза, а потом еще через 2-3 дня.

Чтобы научить понимать рассказ, выработать умение пересказывать надо: совместно рассказывать с воспитателем, повторять слова и фразы, учить отвечать на вопросы. Занятия с сюжет. Игрушкой – кукла. Разыгрывается сюжет, показ ряда последовательных действий, даются названия предметов, рассказывается их назначение, закрепляются навыки самообслуживания, форма поведения. Занятия с предметами – умение действовать с предметами и развитие двигат. активности (занятия со строит. материалом, изо., физ-ра, муз. занятия – накапливается словарь – сущ., прил., глаголы, наречия - происходит усвоение грамматического строя речи). Пассивный словарь постепенно переходит в активный.

65.Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста: особенности восприятия детьми литературных произведений, принципы отбора литературных произведений.

Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Способствуя развитию речи наших воспитанников посредствам художественной литературы