Файл: Рабочая программа предметная область Естественно научные предметы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Открытие естественной радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Радиоактивные превра- щения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Изотопы. Правило смещения. Искус- ственное превращение атомных ядер. Открытие нейтрона. Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Искусственная радио- активность. Ядерные реакции. Деление ядер ура- на. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор.

Термоядерные реакции. Применение ядерной энер- гии. Получение радиоактивных изотопов и их при- менение. Биологическое действие радиоактивных излучений.

Контрольная работа по теме

«Атомное ядро»

  • рассчитывать энергию связи атомных ядер;

  • определять заряд и массовое число атомного ядра, возникающего в результате радиоактивного распада;

  • вычислять энергию, освобождающуюся при ра- диоактивном распаде;

  • определять продукты ядерной реакции;

  • осознавать угрозы, связанные с применением ядерного оружия (например, при подготовке соци- альной акции на уровне семьи/школы/сети школ

«Ядерное оружие — опасно!»);

  • систематизировать и обобщать информацию/ знания в предметном, межпредметном и метапред- метном контекстах (например, при написании рас- сказа о радиоактивности придумайте к нему назва- ние, к какому литературному жанру (эпос, лирика, драма) относится ваше произведение; при подго- товке докладов «Радиоуглеродное датирование: сущность метода, сферы применения», «Получение и применение радиоактивных изотопов»);

  • организовывать свою деятельность (например, при разработке концепции проекта по очистке окружающей среды от радиоактивных отходов);

  • уметь вести диалог, выслушивать мнение оппо- нента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения (например, при подготовке и проведении дискуссии «Мир без ядер- ной энергии: миф или реальность»);

  • применять знания к решению физических задач (вычислительных, качественных, графических)



71



72
Продолжение табл.

Основное содержание

Основные виды учебной деятельности




на уровне оперирования следующими интеллекту- альными операциями: понимание, применение, анализ, синтез, оценка, обобщение, систематиза- ция

Элементарные частицы (8 ч)

Три этапа в развитии физики элементарных ча- стиц. Открытие позитрона. Античастицы. Распад нейтрона. Открытие нейтрино. Промежуточные бозоны — переносчики слабых взаимодействий. Сколько существует элементарных частиц. Квар- ки. Взаимодействие кварков. Глюоны

  • Классифицировать элементарные частицы;

  • систематизировать и обобщать информацию/зна- ния, использовать графические средства обработки информации (например, на основе географической карты нарисуйте карту открытий различных эле- ментарных частиц (используйте компьютерные про- граммы), наблюдается ли какая-нибудь тенденция

в географии открытий элементарных частиц; при поиске ответа на вопрос: «Сколько в настоящее вре- мя существует элементарных частиц?»);

  • систематизировать и обобщать знания в виде карты представлений об элементарном устройстве материи и взаимодействиях между частицами (на- пример, при объяснении стандартной модели; при написании аналитического обзора «Большой адрон- ный коллайдер: исследования и проекты»)

Лабораторный практикум по оптике и квантовой физике (8 ч)

  1. Изучение закона преломления света.

  2. Измерение показателя преломления стекла при помощи микроскопа.

  • Исследовать закон преломления света;

  • измерять показатель преломления света при помощи микроскопа;

  • измерять фокусное расстояние рассеивающей линзы;


  1. Измерение фокусного расстояния рассеивающей линзы.

  2. Сборка оптических систем.

  3. Исследование интерференции света.

  4. Исследование дифракции света.

  5. Определение длины световой волны при помощи дифракционной решетки.

  6. Изучение явлений фотоэффекта. Измерение работы выхода электрона

  • собирать действующие оптические системы;

  • исследовать интерференцию и дифракцию света;

  • определять длину световой волны при помощи дифракционной решетки;

  • исследовать явление фотоэффекта, измерять работу выхода электронов;

  • представлять результаты физических измере- ний в различных формах (таблицы, графики, диа- граммы и др.);

  • оценивать достоверность данных, полученных в физическом эксперименте

СТРОЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Общие характеристики пла- нет. Планеты земной группы. Далекие планеты.

Солнце и звезды. Строение и эволюция Вселенной

  • Наблюдать звезды, Луну и планеты в телескоп;

  • наблюдать солнечные пятна с помощью телеско- па и солнечного экрана;

  • использовать различные информационные ре- сурсы для поиска и исследования изображений космических объектов

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИКИ ДЛЯ ОБЪЯСНЕНИЯ МИРА И РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ОБЩЕСТВА (2 ч)

Единая физическая картина мира. Физика и научно-техническая революция.

Темы проектов

1. Сделайте презентацию (по материалам художе- ственных произведений, на основе анализа живо- писи, современного кинематографа, мультиплика-

  • Объяснять явления на микро-, макро-, мега- уровнях, опираясь на четыре фундаментальных взаимодействия (гравитационное, электромагнит- ное, сильное и слабое);

  • владеть методами научного познания на пред- метном и межпредметном уровнях (например, при выделении общего и различного в механизмах,



73



74
Окончание табл.

Основное содержание

Основные виды учебной деятельности

ционных фильмов), демонстрирующего проявле- ние различных физических процессов.

  1. Сделайте рекламу радаров различного назначе- ния, альтернативных автомобильных двигателей; альтернативных источников энергии.

  2. Подготовьте социальную акцию, посвященную проблеме энергосбережения; проблемам охраны окружающей среды.

  3. Создайте хронологическую ленту «Открытия в физике: причины, личность ученого, появление технологий, окружающая среда».

  4. Проведите опрос (на уровне класса, школы, род- ственников и друзей), выявляющий информиро- ванность о различных физических понятиях, зако- нах, явлениях из разных разделов физики. Обрабо- тайте результаты опроса с помощью статистических методов и сделайте выводы со- вместно с учителем физики, родителями и всеми заинтересованными людьми.

  5. Отметьте на географической карте страны, име- на ученых, достижения которых внесли определен- ный вклад в становление, развитие физики в раз- личные исторические периоды. Оцените вклад со- ветских, российских ученых

способах появления новых естественно-научных и гуманитарных знаний);

  • систематизировать и обобщать физические зна- ния (например, при выполнении задания: «Про- классифицируйте существующие в настоящее вре- мя медицинские приборы/устройства, сконструи- рованные на основе различных физических явлений (ответ представьте в виде схемы)»);

  • систематизировать и обобщать информацию/ знания в предметном и метапредметном контек- стах (например, при подготовке презентации «На- ноАрт наноискусство XXI века»);

  • осознавать ценности научных методов познания в любом виде деятельности, уметь вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дис- куссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения (например, при подготовке и проведении дискуссии «Физика — интернациональная нау- ка?!»);

  • выстраивать свою будущую образовательную траекторию в аспекте профессионального само- определения (например, при заполнении таблицы

«Профессии, связанные с физикой»)

РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ (9 ч)




Основное содержание

Основные виды учебной деятельности







ВВЕДЕНИЕ (4 ч)







Зарождение и развитие научного взгляда на мир.

— Излагать свои мысли, обосновывать свою точку

Необходимость познания природы. Наука для

зрения, воспринимать и анализировать мнения

всех. Зарождение и развитие современного научно-

собеседников (на материале подготовки дискуссии

го метода исследования.

«Физика — наука для всех или удел единиц»);

Основные особенности физического метода иссле-

— измерять физические величины;

дования. Физика — экспериментальная наука.

— оценивать границы погрешностей измерений

Приближенный характер физических теорий.

(в том числе и при построении графиков);

Особенности изучения физики. Познаваемость

— указывать границы применимости механики

мира.

Ньютона

Классическая механика Ньютона и границы ее




применимости










Механика 60ч

Кинематика точки. Основные понятия кинематики

(18 ч)

Движение точки и тела. Прямолинейное движение точки. Координаты. Система отсчета. Средняя ско- рость при неравномерном движении.

Мгновенная скорость. Описание движения на пло- скости. Радиус-вектор. Ускорение. Скорость при движении с постоянным ускорением. Зависимость

  • Представлять механическое движение тела

в аналитической и графической формах равне- ния и графики зависимости координат и проекций скорости от времени);

  • определять координаты, пройденный путь, ско- рость и ускорение тела по графикам и уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени;