Файл: Рабочая программа предметная область Естественно научные предметы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

света. Поперечность световых волн и электромаг- нитная теория света.

Контрольная работа по теме

«Световые волны»

исследования «Влияние цвета на настроение чело- века»);

  • выявлять значение и происхождение слов (на- пример, «интерференция»);

  • объяснять способы наблюдения интерференци- онной картины;

  • различать дифракции Френеля и Фраунгофера;

  • доказывать поперечность световых волн;

  • обладать навыками рефлексивной деятельности (например, при написании эссе «Гений Ньютона: от механики до оптики»);

  • оперировать информацией/знаниями в предмет- ном и метапредметном контекстах (например, яв- ляются ли интерференционная и дифракционная картины видом киноискусства, художественного творчества);

  • уметь вести диалог, выслушивать мнение оппо- нента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения (например, при подготовке и проведении дискуссии «Мнимые тео- рии: «двигатель» науки или заблуждения ученых» (например, на основе теории механического эфира как носителя световых волн));

  • применять знания к решению физических задач (вычислительных, качественных, графических)

на уровне оперирования следующими интеллекту- альными операциями: понимание, применение, анализ, синтез, оценка, обобщение, систематиза- ция


65




Основное содержание

Основные виды учебной деятельности

Излучение и спектры (5 ч)

Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральные приборы. Виды спектров.

Спектральный анализ. Инфракрасное и ультрафио- летовое излучения. Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных излучений.

Темы проектов

  1. Оцените фокус хрусталика своего глаза.

  2. Соберите виртуальную коллекцию камней, яв- ляющихся природными поляризаторами.

  3. Сделайте рекламу использования физических методов исследования (на примере спектрального анализа) в оценке качества пищевых продуктов

  • Объяснять механизм излучения света атомом;

  • классифицировать виды излучений;

  • владеть навыками системно-информационного анализа (например, при подготовке докладов/ре- фератов «Методы исследования излучения различ- ных источников», «Способы получения рентгенов- ских лучей»);

  • выстраивать свою будущую образовательную траекторию в аспекте профессионального само- определения (например, при поиске ответа на вопрос: «В каких профессиях требуется умение осуществлять спектральный анализ?»);

  • уметь вести диалог, выслушивать мнение оппо- нента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения (например, при подготовке и проведении дискуссии «Ультрафио- лет: за и против»);

  • пользоваться цифровыми/печатными ресурсами, цифровой техникой и компьютерными программа- ми обработки цифровой информации (например, при создании «линейки» (шкалы) электромагнит- ных излучений, в которой будет содержаться ин- формация о длинах волн (или частоте колебаний), ученых-исследователях, источниках излучения и их применении (при разработке дизайна «линейки» используйте различные компьютерные программы, аудио- и видеоматериалы и другие информацион- ные ресурсы))


ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ (5 ч)

Законы электродинамики и принцип относитель- ности. Опыт Майкельсона. Постулаты теории отно- сительности. Относительность одновременности.

Преобразования Лоренца. Относительность рассто- яний. Относительность промежутков времени. Ре- лятивистский закон сложения скоростей. Реляти- вистская динамика. Зависимость массы от скоро- сти. Синхрофазотрон. Связь между массой и энергией

  • Объяснять постулаты теории относительности;

  • владеть навыками терминологического анализа на предметном и межпредметном уровнях (напри- мер, представьте в виде схемы взаимосвязь между следующими понятиями: «постулат», «аксиома»,

«теорема»; представьте в виде таблицы примеры постулатов, аксиом и теорем из физики, математи- ки, геометрии, биологии, химии, а также из обла- сти гуманитарных наук);

  • систематизировать и обобщать информацию/ знания (например, при написании реферата «Прин- цип относительности: от Галилея до Эйнштейна», аналитического обзора «От циклотрона до совре- менных ускорителей заряженных частиц»);

  • наблюдать явления (например, наблюдаете ли вы относительность расстояний, промежутков вре- мени);

  • объяснять, доказывать на основе знаний о мето- дологии физики как исследовательской науки (на- пример, каким образом осуществляется развитие физической науки, проведите обоснование на осно- ве появления специальной теории относительности; докажите универсальность связи между массой

и энергией);

  • уметь вести диалог, выслушивать мнение оппо- нента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения (например, при под- готовке и проведении дискуссии «А. Эйнштейн: физик-экспериментатор или физик-теоретик»)



67



68
Продолжение табл.

Основное содержание

Основные виды учебной деятельности

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА (34 ч)

Световые кванты. Действия света (8 ч) Зарождение квантовой теории. Фотоэффект. Тео- рия фотоэффекта. Фотоны. Применение фотоэф-

фекта. Давление света. Химическое действие света. Фотография. Запись и воспроизведение звука в кино.

Контрольная работа по теме

«Световые кванты. СТО»

  • Наблюдать фотоэлектрический эффект;

  • объяснять законы фотоэффекта;

  • рассчитывать максимальную кинетическую энергию электронов при фотоэлектрическом эффекте;

  • определять работу выхода электрона по графику зависимости максимальной кинетической энергии фотоэлектронов от частоты света;

  • измерять работу выхода электрона;

  • выявлять значение и происхождение слов (на- пример, «квант»);

  • объяснять, доказывать на основе знаний о мето- дологиях физики как исследовательской науки

и других предметных областей (например, каким образом в физике формулируются гипотезы (аргу- ментируйте на примере гипотезы Планка), форму- лируются ли гипотезы в гуманитарных науках, например, в литературоведении, психологии и др., поясните на конкретных примерах);

  • осознавать ценности научного познания мира, уметь вести диалог, выслушивать мнение оппонен- та, участвовать в дискуссии, открыто выражать

и отстаивать свою точку зрения (например, при подготовке и проведении дискуссии «Один в поле не воин или один в поле воин?!» (на примере уче-





ных-исследователей, внесших вклад в открытие фотоэффекта));

  • организовывать свою деятельность (например, при выполнении проектов «Сколько фотонов попа- дает в глаз человека?», «Ощущаете ли вы давление света?»);

  • владеть навыками самопознания, систематизи- ровать и обобщать информацию, использовать раз- личные информационные ресурсы (например, при написании эссе и подготовке фотовыставки

«А. Эйнштейн: нобелевский лауреат и человек»);

  • пользоваться цифровыми/печатными ресурса- ми, цифровой техникой и компьютерными про- граммами обработки цифровой информации (на- пример, смонтируйте фильм «От немого кино

к цифровому кинематографу»);

  • применять знания к решению физических задач (вычислительных, качественных, графических) на уровне оперирования следующими интеллектуаль- ными операциями: понимание, применение, ана- лиз, синтез, оценка, обобщение, систематизация

Атомная физика. Квантовая теория (8 ч) Спектральные закономерности. Строение атома. Модель Томсона. Опыты Резерфорда. Планетар- ная модель атома. Постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Экспериментальное доказатель- ство существования стационарных состояний.

Трудности теории Бора. Квантовая механика.

  • Наблюдать линейчатые спектры;

  • рассчитывать частоту/длину волны испускаемо- го/поглощаемого света при переходе атома из одно- го стационарного состояния в другое;

  • исследовать линейчатый спектр;

  • объяснять принцип действия лазера;

  • наблюдать действие лазера;



69



70
Продолжение табл.

Основное содержание

Основные виды учебной деятельности

Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Волны вероятно сти. Интерференция вероятностей. Многоэлек- тронные атомы. Квантовые источники света — лазеры.

Контрольная работа по теме

«Строение атома».

Тема проекта

Сделайте фотоальбом по теме «Корпускулярно-вол- новой дуализм: «двойная жизнь одного лица»

  • вычислять длину волны частицы с известным значением импульса;

  • генерировать идеи (например, при написании эссе «Как совершаются открытия?» (основываясь на исследованиях Н. Бора));

  • оперировать информацией в предметном контек- сте (например, при пояснении смысла фразы: «Тео- рия Бора является половинчатой, внутренне проти- воречивой»; при описании и изображении «портре- та» электрона);

  • доказывать (например, докажите, что в области микромира понятие мгновенной скорости не имеет смысла);

  • систематизировать и обобщать информацию

в предметном, межпредметном и метапредметном контекстах (например, при написании эссе «Прин- цип Паули и взаимодействие людей»);

  • применять знания к решению физических задач (вычислительных, качественных, графических) на уровне оперирования следующими интеллектуаль- ными операциями: понимание, применение, ана- лиз, синтез, оценка, обобщение, систематизация

Физика атомного ядра (10 ч)

Атомное ядро и элементарные частицы. Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.

  • Наблюдать треки заряженных частиц;

  • регистрировать ядерные излучения с помощью счетчика Гейгера;