Файл: Рабочая программа предметная область Естественно научные предметы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


59



60
Продолжение табл.

Основное содержание

Основные виды учебной деятельности

Контрольная работа по теме

«Механические волны»

  • осуществлять понятийный анализ (например,

с какой целью в физике вводятся следующие поня- тия: «волновая поверхность», «луч» и «волновой фронт»);

  • использовать цифровую технику (например, соберите фотоальбом «Вижу волну» и аудиоальбом

«Слышу волну», аудиоколлекцию различных тем- бров звука, аудиопримеры индустриальной музы- ки);

  • организовывать свою деятельность (например, при выполнении проекта по уменьшению воздей- ствия шума на человека);

  • выстраивать свою будущую образовательную траекторию в аспекте профессионального само- определения (например, при поиске ответа на во- просы: «Что является предметом исследования архитектурной акустики? В каких профессиях тре- буются знания и умения данной технической дис- циплины?»);

  • объяснять условия возникновения интерферен- ции/дифракции механических волн;

  • применять знания к решению физических задач (вычислительных, качественных, графических) на уровне оперирования следующими интеллектуаль- ными операциями: понимание, применение, ана- лиз, синтез, оценка, обобщение, систематизация


Электромагнитные волны (8 ч)

Связь между переменным электрическим и пере- менным магнитным полями. Электромагнитное поле. Электромагнитная волна. Излучение элек- тромагнитных волн. Классическая теория излуче- ния. Энергия электромагнитной волны. Свойства электромагнитных волн. Изобретение радио

А. С. Поповым. Принципы радиосвязи. Амплитуд- ная модуляция. Детектирование колебаний. Про- стейший радиоприемник. Супергетеродинный при- емник. Распространение радиоволн. Радиолока- ция. Понятие о телевидении. Развитие средств связи.

Контрольная работа по теме

«Электромагнитные волны».

Темы проектов

  1. Снимите видеофильм «Люди резонируют».

  2. Подготовьте фотоколлекцию «Миниатюрные генераторы на транзисторах».

  3. Сконструируйте в условиях кабинета физики модель генератора переменного тока.

  4. Подготовьте фотоальбом «Использование элек- троэнергии».

  5. Подготовьте фотоальбом «Вижу волну» и аудио- альбом «Слышу волну».

  6. Разработайте проект по уменьшению воздей- ствия шума на человека.

  7. Соберите аудиоколлекцию различных тембров звука

  • Объяснять механизм возникновения электро- магнитных волн;

  • исследовать свойства электромагнитных волн с помощью мобильного телефона;

  • объяснять механизмы радиопередачи и радио- приема;

  • изображать схему простейшего радиоприем- ника;

  • систематизировать и обобщать информацию/ знания (например, при подготовке докладов «От аналогового до цифрового телевидения», «Движу- щие силы развития средств связи»);

  • применять знания к решению физических задач (вычислительных, качественных, графических) на уровне оперирования следующими интеллектуаль- ными операциями: понимание, применение, ана- лиз, синтез, оценка, обобщение, систематизация



61



62
Продолжение табл.

Основное содержание

Основные виды учебной деятельности

Лабораторный практикум (12 ч)

  1. Изучение цепи переменного тока.

  2. Изучение резонанса в цепи переменного тока.

  3. Измерение коэффициента мощности цепи пере- менного тока.

  4. Изучение однофазного трансформатора.

  5. Измерение емкости конденсатора и индуктивно- сти катушки.

  6. Изучение автоколебаний.

  7. Ознакомление с процессами модуляции и демо- дуляции электромагнитных колебаний.

  8. Изучение поперечных волн в струне с закреплен- ными концами.

  9. Изучение свойств звуковых волн

  • Исследовать цепь переменного тока;

  • исследовать резонанс в цепи переменного тока;

  • измерять коэффициент мощности цепи перемен- ного тока;

  • исследовать однофазный трансформатор;

  • измерять емкость конденсатора и индуктив- ность катушки;

  • исследовать автоколебания;

  • наблюдать процессы модуляции и детектирова- ния электромагнитных волн;

  • исследовать поперечные волны в струне с закре- пленными концами;

  • исследовать свойства звуковых волн;

  • представлять результаты физических измере- ний в различных формах (таблицы, графики, диа- граммы и др.);

  • оценивать достоверность данных, полученных в физическом эксперименте

ОПТИКА (21 ч)

Развитие взглядов на природу света. Геометрическая оптика (9 ч)

Световые лучи. Закон прямолинейного распростра- нения света. Фотометрия. Сила света. Освещен- ность. Яркость. Фотометры.

— Систематизировать и обобщать информацию/ знания (например, при подготовке ответов на во- просы: «Какой смысл содержится в названии раз- делов физики «геометрическая оптика» и «физиче- ская оптика»? Может ли появиться новый раздел


Принцип Ферма и законы геометрической оптики. Отражение света. Плоское зеркало. Сферическое зеркало. Построение изображений в сферическом зеркале. Увеличение зеркала.

Преломление света. Полное отражение. Преломле- ние света в плоскопараллельной пластинке и тре- угольной призме.

Преломление на сферической поверхности. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы.

Формула линзы. Построение изображений в тон- кой линзе. Увеличение линзы. Освещенность изо- бражения, даваемого линзой. Недостатки линз.

Фотоаппарат.

Проекционный аппарат. Глаз. Очки. Лупа. Микро- скоп. Зрительные трубы. Телескопы.

Контрольная работа по теме

«Геометрическая оптика»

физики «биологическая оптика» или «химическая оптика»?»);

  • применять на практике законы геометрической оптики при решении задач;

  • строить изображения предметов, даваемые лин- зами;

  • рассчитывать расстояние от линзы до изображе- ния предмета;

  • рассчитывать оптическую силу линзы;

  • измерять фокусное расстояние линзы;

  • использовать микроскоп и телескоп как оптиче- ские приборы при решении экспериментальных/ исследовательских задач;

  • оперировать информацией/знаниями в предмет- ном и межпредметном контекстах (например, при объяснении смысла фразы: «Глаз как продукт есте- ственного отбора»);

  • использовать цифровую технику (например, при подготовке фотоальбомов «Различные глаза в при- роде», «Зеркала вокруг нас», «Моя семья в моем объективе» и др.);

  • уметь вести диалог, выслушивать мнение оппо- нента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения (например, при подготовке и проведении дискуссии «Коррекция зрения: очки или линзы»);

  • самостоятельно проводить исследование (напри- мер, как в домашних условиях проверить законы отражения и преломления света);



63



64
.

Основное содержание

Основные виды учебной деятельности




  • определять личностно-значимые цели (напри- мер, при написании эссе «Моя жизнь: фокус и фо- кусы»);

  • систематизировать и обобщать информацию/ знания (например, при составлении памятки «Как купить хороший фотоаппарат?»);

  • владеть навыками системно-информационного анализа (например, при написании аналитического обзора «Эволюция оптических приборов»);

  • применять знания к решению физических задач (вычислительных, качественных, графических)

на уровне оперирования следующими интеллекту- альными операциями: понимание, применение, анализ, синтез, оценка, обобщение, систематиза- ция

Световые волны (7 ч)

Скорость света. Дисперсия света. Интерференция света. Наблюдение интерференции в оптике. Длина световой волны. Интерференция в тонких пленках. Кольца Ньютона. Некоторые применения интерфе- ренции. Дифракция света. Теории дифракции.

Дифракция Френеля на простых объектах. Диф- ракция Фраунгофера. Дифракционная решетка. Разрешающая способность микроскопа и телеско- па. Поперечность световых волн. Поляризация

  • Наблюдать явления интерференции, дифрак- ции, поляризации и дисперсии света;

  • измерять длину световой волны по результатам наблюдения явления интерференции;

  • определять спектральные границы чувствитель- ности человеческого глаза с помощью дифракцион- ной решетки;

  • организовывать свою деятельность (например, при выполнении проекта «С какой скоростью рас- пространяется сообщение в социальных сетях?»,