Файл: Учебная программа по учебному предмету Химия для 7 9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Спецификация суммативного оценивания за четверть
по предмету «Химия»
9 класс
Нур-Султан – 2019

2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Цель суммативного оценивания за четверть ................................................................................. 3 2.
Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть ....................... 3 3.
Ожидаемые результаты по предмету «химия» ............................................................................. 3 4.
Уровни мыслительных навыков по предмету «химия», 9 класс ................................................ 3 5.
Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе четвертей 5 6.
Правила проведения суммативного оценивания .......................................................................... 5 7.
Модерация и выставление баллов .................................................................................................. 5
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ............................... 6
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ............................. 13
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ............................. 20
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ............................. 27

3
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание (СО) нацелено на выявление уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение четверти.
Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и целей обучения, запланированных на четверть в учебных планах.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Типовая учебная программа по учебному предмету «Химия» для 7- 9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию
3. Ожидаемые результаты по предмету «Химия»
Знает:
- первоначальные химические понятия;
- правила техники безопасности при проведении экспериментальных и практических работ;
- суть основных химических законов и теорий;
- единицы измерения физических и химических величин
- понятия, формулы, законы и физические постоянные величины
- атомно-молекулярное учение, строение атома и свойства элементов
- химическую символику;
- классификацию веществ;
- виды химической связи и строение вещества;
- типы, признаки и закономерности протекания химических реакций;
- важнейшие классы неорганических и органических соединений и их свойства;
- теорию электролитической диссоциации;
- периодический закон и структуру периодической системы химических элементов;
Понимает:
- условия протекания химических реакций;
- процессы окисления и восстановления;
- различие между классами органических и неорганических веществ;
- международную номенклатуру ИЮПАК;
- технологии и научные принципы производства веществ и их производных
Применяет:
- основные химические понятия и термины для описания объектов, процессов и явлений в живой и неживой природе;
- методы безопасного проведения опытно-экспериментальных и исследовательских работ;
- законы и формулы химии при решении учебных и прикладных задач, выполнении практических и лабораторных работ;
- графические методы представления результатов;
-
Международную систему единиц измерения;
Анализирует:
- данные, полученные в результате естественно-научного эксперимента;
- информацию, представленную в графической и табличной форме;


4
- зависимость свойств вещества от его качественного и количественного состава и строения
- причинно-следственные связи между свойствами и сферами применения веществ
Синтезирует:
- собранные и обработанные данные, информацию для представления в виде таблицы, графика, сообщения, доклада, презентации;
- научные модели и доказательства для выдвижения гипотез, аргументов и объяснений;
- план проведения эксперимента и исследования;
- знания о процессах, протекающих в живой и неживой природе, для систематизации, классификации и выявления эмпирических правил, принципов и закономерностей.
Оценивает:
- результаты проведенного эксперимента;
- риски при проведении лабораторных работ;
- влияние различных физических и химических процессов на жизнедеятельность человека и окружающую среду
4. Уровни мыслительных навыков по предмету «химия», 9 класс
Уровень
мыслительных
навыков
Описание
Рекомендуемый тип заданий
Знание и понимание
Знать конкретные факты, термины, методы и приемы.
Демонстрировать понимание предмета через правильное воспроизведение, прогнозирование или объяснение информации.
Для проверки уровня рекомендуется использовать задания с множественным выбором ответов(МВО) и/или задания, требующие краткого ответа (КО).
Применение
Использовать информацию и ранее полученные знания в различных контекстах и ситуациях.
Для проверки уровня рекомендуется использовать задания, требующие краткого ответа (КО) и/или задания, требующие развернутого ответа (РО).
Навыки высокого порядка
Интерпретировать полученные результаты и информацию через исследование составных частей изучаемого процесса.
Объединять ранее полученные знания в единое целое для создания моделей; интерпретировать модели, которые описывают реальные процессы; формировать суждения, вытекающие из источников.
Выносить решение об эффективности или достоверности
Для проверки уровня рекомендуется использовать задания, требующие краткого ответа (КО) и/или задания, требующие развернутого ответа (РО).

5
5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе
четвертей
Четверть
Знание и понимание
Применение
Навыки высокого
порядка
I
8%
67%
25%
II
17%
75%
8%
III
43%
21%
36%
IV
23%
69%
8%
Итого
23%
58%
19%
6. Правила проведения суммативного оценивания
Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Учащимся нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Учащиеся имеют право задать вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы.
Учащиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания учащиеся не должны иметь доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Записи решений должны быть выполнены аккуратно. Учащимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведённого на суммативное оценивание, учащиеся должны вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
7. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.


6
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 1 четверть
Продолжительность – 40 минут
Количество баллов – 25
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 10 заданий, включающих задания с множественным выбором ответов, с кратким и развернутым ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде численного значения, слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла. Задание может содержать несколько структурных частей
(подвопросов).

7
Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть
Раздел
Проверяемые цели
Уровень
мыслительных
навыков
Кол.
задани
й*

задания
*
Тип
задания
*
Время на
выполнен
ие, мин*
Балл*
Балл
за
раздел
9.1А
9.4.1.4
-объяснять механизм электролитической диссоциации веществ с ионным и ковалентным полярным видами связи
Применение
1 1
РО
3 1
8 9.4.1.6
-составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, средних и кислых солей
Применение
1 2
РО
4 2
9.4.1.7 -различать и приводить примеры сильных и слабых электролитов, уметь определять степень диссоциации
Применение
1 3
КО
2 2
9.3.4.1 -составлять уравнения реакций, отражающие химические свойства кислот, растворимых и нерастворимых оснований, средних солей в молекулярном и ионном виде
Применение
1 4
РО
5 2
9.3.4.5 -прогнозировать реакцию среды раствора средней соли
Навыки высокого порядка
1 5
КО
4 1
9.1В
9.4.1.9 -проводить качественные реакции на определение катионов Fe
2+
, Fe
3+
, Cu
2+
Применение
1 6
МВО
1 1
4 9.4.1.10 -проводить качественные реакции на хлорид-, бромид-, йодид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-, нитрат-, силикат- ионы и описывать результаты наблюдения реакции ионного обмена
Применение
1 6
МВО
1 1
9.2.3.1
-производить расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке
Применение
1 7
РО
5 2
9.1С
9.3.2.2 -определять факторы, влияющие на скорость реакций и объяснять их с точки зрения кинетической теории частиц
Навыки высокого порядка
1 8
РО
8 6
9


8 9.3.2.3 -объяснять отличие катализатора от реагентов и влияние на скорость реакции
Применение
1 9
КО
2 2
9.3.2.4 -объяснять действие ингибиторов на скорость реакции
Знание и понимание
1 1
9.1D
9.3.3.2
- описывать равновесие как динамический процесс и прогнозировать смещение химического равновесия по принципу ЛеШателье-Брауна
Навыки высокого порядка
1 10
РО/КО
4 4
4
Всего
25
25

9
Задания суммативного оценивания
за 1 четверть по предмету «Химия»
1. Объясните механизм электролитической диссоциации хлорида натрия.
1-стадия
______________________________________________________
2-стадия
______________________________________________________
3-стадия
______________________________________________________
[1]
2. Напишите уравнения электролитической диссоциации фосфата кальция:
[1]
3. Электролиты – это вещества, при растворении или плавлении которые проводят электрический ток. Дополните информацию об электролитах.
Электролиты а) Сильный электролит b) Слабый электролит
Пример______________________________
Степень диссоциации__________________
Пример______________________________
Степень диссоциации__________________
[2]
4. Составьте уравнения реакций взаимодействия CuSO
4(в.р.) и NaOH
(в.р.)
. Покажите агрегатные состояния веществ. a. Молекулярное уравнение: __________________________________________________ [1] b. Полное ионное уравнение: __________________________________________________[1] c. Сокращенное ионное уравнение: _____________________________________________[1]
5. Прогнозируйте реакцию среды раствора сульфата меди.
________________________________________________________________________________[1]
6. Соотнесите следующие катионы и анионы с реагентами для качественного анализа.
Катион/Анион
Реагент
Fe
2+
Нитрат серебра
Na
+
Хлорид бария
Хлорид ион
Гексацианоферрат (III) калия
Сульфат ион
Пламя / окрашивается в желтый цвет
[2]

10 7. Смешали два раствора, содержащих соответственно 33,3 г хлорида кальция и 16,4 г фосфата натрия. Вычислите массу образовавшегося фосфата кальция.
[4]
8. На скорость химической реакции влияют несколько факторов. a) Приведите факторы, влияющие на скорость химической реакции.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
[2] b) Теория столкновения частиц обьясняет воздействие различных факторов на скорость химической реакции. Объясните влияние повышения температуры на скорость химической реакции с точки зрения кинетической теории частиц.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
[2]
9. Катализ – это еще одно направление химии, изучающее скорость химических реакций. a) Объясните влияние катализатора на скорость химической реакции.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
[1]
Приведите пример химической реакции с участием катализатора.
_____________________________________________________________________________
[1] b) Объясните влияние ингибитора на скорость химической реакции.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
[1]
10. Химическое равновесие по принципу Ле Шателье-Брауна. a) Почему химическое равновесие является динамическим процессом?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[1] b) Прогнозируйте смещение химического равновесия по принципу ЛеШателье-Брауна
SO
2
+ O
2
↔ SO
3
+ Q
При повышении концентрации SO
2
_____________________________________[1]
При понижении давления ______________________________________________[1]
При повышении температуры___________________________________________[1]


11
Схема выставления баллов

Ответ
Балл
Дополнительная
информация
1 1 – стадия: ориентация молекул воды
2 - стадия: диссоциация ионов хлора и натрия
3 – стадия: гидратация
1
Игнорировать порядок
2
Можно написать полную диссоциацию в виде
H
3
PO
4
↔3H
+
+ PO
4 3-
Или поступенчато:
H
3
PO
4
↔H
+
+ НPO
4
-
H
2
PO
4
-
↔H
+
+ НPO
4 2-
HPO
4 2-
↔H
+
+ PO
4 3-
1
Общее число катионов водорода и зяряды ионов должны быть верны
3
Электролиты а)
Сильный электролит b) Слабый электролит
Любая
сильная
кислота, щелочь или
соль
Степень диссоциации
>30%
Любая слабая кислота, нерастворимое основание
Степень диссоциации<30%
2 1б за примеры
1б за указание степени диссоциации
4
Молекулярное уравнение:
CuSO
4(в.р.)
+ 2NaOH
(в.р.)
→Cu(OH)
2 (тв)
+
Na
2
SO
4 (в.р.)
Ионное уравнение:
Cu
2+
(в.р.)
+ SO
4 2-
(в.р.)
+ 2Na
+
(в.р.)
+ 2OH
-
(в.р.)
→Cu(OH)
2
(тв)
+
2Na
+
(в.р.)
+ SO
4 2-
(в.р.)
Сокращенное ионное уравнение:
Cu
2+
(в.р.)
+ 2OH
-
(в.р.)
→Cu(OH)
2 (тв)
3
За каждое уравнение по 1б
-1б (минус), если все реакции записаны верно, но не проставлены агрегатные состояния
5 рН<7 кислая среда
1 6
Катио
н/Анио
н
Реактив
Fe
2+
Нитрат серебра
Na
+
Хлорид бария
Хлорид ион
Гексацианоферрат (III) калия
Сульфа т ион
Пламя / окрашивается в желтый цвет
2
Каждые два верных ответа 1б

12 7
3CaCl
2
+ 2Na
3
PO
4
→6NaCl + Ca
3
(PO4)
2
n(хлорид кальция)=33,3/111=0,3моль (-)
n(фосфат натрия)=16,4/164=0,1моль (+)
m=310*0.5моль = 155г
4
За верно составленную реакцию 1 б
За определение количества вещества 1б
За соотнесение молей 1б
Определение массы по формуле 1б
8
А) приводит минимум два фактора
Б) ключевые слова: больше кинетической энергии частиц, ускоряется движение, больше эффективных столкновений
4
Если записан один фактор 1б
1б за правильное изменение сокрости
(повышение) 1б за объяснение с использованием ключевых слов
9 ф) Объясняет влияние катализатора
Записывает любой пример хим.реакции с использованием катализатора b) объясняет влияние ингибитора
3 1б


10 a) объсянсить равновесие b) повышение концентрации реагента: смещение в сторону продуктов
Понижение давление: в сторону большего объема
Повышение температуры: в сторону реагентов
4
За каждый верный ответ 1б
Итого 25

13
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 2 четверть
Продолжительность – 40 минут
Количество баллов – 25
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 10 заданий, включающих задания с множественным выбором ответов, с кратким и развернутым ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде численного значения, слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла. Задание может содержать несколько структурных частей (подвопросов).