Файл: Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.







Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций


Форма обучения: заочная/очно-заочная







ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Социология











МОСКВА 2023
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию № 6
1. Специфика природного и социального в человеке. Понятие личности.


Биологическое в человеке (данное от природы).

Социальное в человеке формируется согласно принадлежности человека к тому или иному обществу, классу, социальной группе.

Анатомия тела (физиологические процессы);
Центральная нервная система с мозгом;
Генофонд;
Половые характеристики людей;
Наличие инстинктов (самосохранения)
Биологические потребности (дышать,питаться, спать и т.д.);
Наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная

температура тела;
Приспособление к окружающей среде;
Продолжение рода.

Способность мыслить и

практически действовать;
Духовность, самосознание и

мировоззрение;
Отношение к внешнему миру;
Способность производить орудия труда;
Членораздельная речь;
Язык общения;
Социальные потребности (общение,

привязанность, дружба, любовь);
Духовные потребности (мораль,

религия, искусство);
Осознание своих потребностей;
Деятельность (трудовая, художественная

и т.п.) как способность преобразовывать мир;
Сознание;
Способность мыслить;
Творчество;
Созидание.



Понятие личность - вводится для выделения социальной сущности человека и индивида. В первоначальном значении слова личность обозначало маску, роль, исполняемую актером в древнегреческом театре, а отсюда, очевидно, произошло и слово «личина».
В социологии личность – это относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, которые приобретаются и развиваются в процессе взаимодействия с другими людьми и реализуются в социальной жизни.
4. Ролевая концепция личности.
Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Дж. Мид) и получила широкое распространение в различных социологических течениях, прежде всего, в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

Социальная роль – это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений.

Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы всё делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов – соответствующая ей система социальных санкций – от порицания, осуждения до насильственного пресечения.

Границы ролевого поведения достаточно жестки, поскольку смешение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всей социальной системы. Но эти границы не абсолютны: роль задаёт общую направленность и цель действий, а стиль их выполнения – фактор вариантный. Например, роль директора фирмы предполагает реализацию функций руководства, управления, и её нельзя смешивать с функцией подчинения или заменять ею. Но руководство может осуществляться различными методами: авторитарными, демократическими, попустительскими, и в этом плане роль директора фирмы не накладывает Никаких ограничений.



Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта. Примером тому может служить конфликт профессиональной и семейной ролью женщины.

Помимо ролей, несущих непосредственную общественную нагрузку, имеющих смысл и значение для социальной системы в целом, существуют и личные отношения людей друг с другом, в которых человек также занимает определенное место и в соответствии с ним выполняет определенные функции. Этот слой отношений описывается понятием межличностная роль. Как и социальные роли, межличностные роли тоже могут быть различными и даже совершенно противоположными в разных малых группах: друг, враг, доверенное лицо. Зачастую человек вынужден учитывать в своём поведении эту разнообразную палитру ожиданий, предъявляемых к нему, ориентироваться не на одну, а на несколько групп сразу.

Социальные роли различаются по степени их важности для нормального функционирования всего общественного организма. Это связано с местом той или иной группы в социальной структуре, с их значимостью для поддержания ее стабильности. Интегративным показателем положения социальной группы и отдельной личности в системе общественных отношений является социальный статус. В любом обществе и в любой сфере общественной жизни существует пирамида статусов, определяющая и закрепляющая социальное неравенство.
5. Социализация личности: этапы, факторы, механизмы (мотивационный, диспозиционный, памяти).
Этапы социализации личности

По мнению Дж. Г. Мида, социализация включает несколько стадий, связанных с формированием “Я”: стадию имитации (копирование поведения взрослых людей или представителей референтной группы), игровую стадию (проигрывание ролей), стадию коллективных игр (осознание детьми ожиданий других людей на основе образа “обобщенного другого”).

В концепции З.Фрейда индивид находится все время в состоянии конфликта с обществом. При этом он руководствуется биологическими побуждениями и, прежде всего, сексуальными влечениями. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» - источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию
; «эго» - осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности.

Известный французский ученый Ж.Пиаже исследует социализацию как процесс обучения мышлению. Способности к мышлению развиваются у ребенка по мере прохождения им определенных стадий, связанных с приобретением новых навыков познания и обусловленных возрастными особенностями.
До 2 лет - сенсомоторная стадия (формирование способности к сохранению в памяти образов предметов окружающего мира).
2-7 лет - предоперациональная стадия (возникновение способностей к различению предметов и символов или их значений).
7-11 лет - стадия конкретных операций (овладением навыками мысленного манипулирования предметами).
12-15 лет - стадия формальных операций (формирование способностей к решению абстрактных задач и осмыслению нравственных проблем своей жизни).

В настоящее время выделяют следующие стадии социализации:
1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.
Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
a) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
b) изменение себя, «стать как все»;
c) конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.