Файл: Практическое задание 33 Юдина Дарья Александровна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 317

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание № 33 Юдина Дарья Александровна
1. Ознакомьтесь с инструкциями и проведите самостоятельно упражнение на релаксацию с помощью видеоматериала. Опишите ощущения после проведения тренировки: - получилось ли достичь расслабления, - были ли трудности и какого характера.

Дыхательная гимнастика прочно вошла в мою жизнь 1,5 года назад как время на себя и акт любви к своему телу. Ввиду этого, я расслабляюсь на ежедневной основе без каких-либо трудностей и 1,5 года как бессовестно счастливый человек.

2. Перед вами пример пациента с нарушениями дыхания после перенесенного травмирующего события. В процессе психотерапии ему было предложено составить рассказ о травмирующем событии, которое послужило провокатором для первого астматического приступа. После этого случая многие из компонентов пережитого события стали отдельно провоцировать приступы БА.

Леонид К. 14 лет, диагноз - бронхиальная астма атипической фор­мы, средней тяжести. Болеет с 12 лет. Частота приступов 4 -5 раз в месяц. До этого лечился медикаментозно. Психотерапевтическая помощь осуществлялась в межприступный период с постоянной готовностью к астматическому приступу. Была проведена диагностика и обучение для самостоятельного безлекар­ственного снятия приступа.

«Инструкция: Напиши коротко о том, что произошло (как бы название рассказа).

«Страх от вероятной смерти». Уже почти вечер, моя бабушка начала убирать мою комнату, я сидел и играл. Вдруг бабушка сказала: «Куда исчез яд для тараканов». Мне стало страшно: у меня пошли мысли, что я его съел. Я сказал ей, что, возможно, съел их. Бабушка сказала: «Ты можешь попасть в больницу и даже уме­реть». Мне стало плохо, дыхание затруднилось и начала болеть грудная клетка. Я начал плакать, просить о помощи, пришли все, кто был в квар­тире, они начали меня успокаивать. Кричал: «Вызовите скорую помощь!» Это продолжалось, но потом через час все прошло. Я сказал, что собирал какие-то крошки с пола. И как оказалось, бабушка вспомнила, что сама убрала этот яд. А я не знал, это она меня успокаивает или говорит правду. Я чувствовал какой-то запах, а все говорили, что ничем не пахнет. У меня все началось снова, мне давали валерьянку и другие лекарства, которые были дома, чтобы успокоить меня, но это продолжалось еще долго, при­мерно до трех ночи».


Провокаторами в следующих случаях могли становиться: переживание страха, тревоги, голос бабушки, различные запахи.

Ознакомьтесь с примером, предложите свои психологические рекомендации по преодолению последствий травматического события.

Проективные методики - нарисовать «Несуществующее животное», рисунок «Три дерева».

Семье можно предложить провести психокоррекционную работу по устранению отклонений в отношениях с ребенком (как правило, это касается матери). Психокоррекционную работу проводить как в индивидуальной форме, так и в групповой. В групповой форме применять техники символдрамы и игротерапии.

Индивидуальную работу проводить также в технике символдрамы и психоаналитически-ориентированной психотерапии.

Провести психодиагностическое обследования на выявление взаимоотношений между членами семьи (главным образом, между матерью и ребенком) - так называемая психологическая «астматическая предрасположенность»; аутопроекционный рисуночный материал для фиксации виртуальной картины психической травмы и картины состояния в астматическом приступе.

Аромотерапия.

Вариант № 1. Align (Равновесие). ИНГРЕДИЕНТЫ: эфирные масла плодов бергамота, семян кориандра, листьев майорана, мяты перечной, герани, базилика, розы, жасмина на основе фракционированного кокосового масла.

ПРИМЕНЕНИЕ: Нанести на кожу в области сердца, на запястья, заднюю часть шеи. Вдыхать аромат с ладоней.

Убирает: эксцентричность, тяжёлые энергии, утрата целостности, несбалансированность, замкнутость, недоверие. Развивает: центрированность, равновесие, покой, целостность, самопринятие, открытость, доверие, любовь

Вариант № 2. Сухие ингаляции: растереть в ладонях по 1 капле лимона, лаванды и перечной мяты, сложить « домиком» и глубоко вдыхать несколько секунд. Повторять по мере необходимости.

Гипнотерапия


Первый этап: стабилизация состояния пациента, уменьшение интенсивности симптомов, повышение самоконтроля над симптомами. На этом этапе гипноз используется для релаксации, чтобы пациент стал способен ощущать состояние покоя и безопасности, а также с помощью самогипноза сохранять это состояние в своей повседневной жизни. Гипнотические внушения могут быть направлены на такие симптомы ПТСР, как например, беспокойство, физическая боль, нарушения сна. Может использоваться техника «Безопасное место»

(научиться воображать себя в месте, которое ассоциируется с состоянием расслабленности и спокойствия) и техники для «усиления Эго».

Второй этап: обращение к травматическим воспоминаниям (в частности, иногда используется техника возрастной регрессии). Переход к этому этапу производится после того, как были установлены доверительные отношения с пациентом и когда у пациента созданы достаточные личностные ресурсы чтобы быть способным чувствовать себя в безопасности и суметь справиться с эмоциями, связанными с воспоминаниями. Целью этого этапа является проработка и интеграция всех аспектов травматического опыта (ощущения, мысли, эмоции) в безопасном контексте. Можно предложить пациенту проецировать травматические образы, ощущения и мысли на воображаемый экран (например, на экран телевизора или компьютера, на поверхность спокойного озера, зеркала или голубого неба). Эта техника помогает отделить воспоминаний от физически болезненных ощущений. Пациенту также можно внушить, что он может контролировать то, что происходит на воображаемом экране (менять цвета, громкость звука, скорость движения).

Третий этап: создание способности к саморазвитию, а не застыванию в травматических переживаниях.Индивид становится способен сам корректировать свое состояние при помощи самогипноза. Некоторые техники, такие, как временная прогрессия, могут помочь избавиться от чувства беспомощности перед будущим, установить реалистичные цели на будущее.
Техника контроля дыхания

Эта техника основана на идее, что фаза выдоха вызывает состояние релаксации организма. Пациента обучают дышать медленно, не вдыхая большого количества воздуха, удлиняя время выдоха и делая паузу на счет 4 после каждого выдоха. Во время выдоха можно медленно произносить, например, слово «расслабление». Эта техника, в частности, полезна для жертв сексуального насилия, у которых вызывает тревожность концентрация внимания на ощущениях в нижней части живота.

Арт-терапия


При лечении ПТСР могут применяться все виды арт-терапии искусством как по отдельности, так и в сочетании друг с другом (в этом случае метод называется экспрессивной полимодальной или интермодальной арт-терапией).

Прочие методы



Хорошие результаты даёт методика, в ходе которой пациента учат в момент начала приступа концентрировать внимание на ярком отвлекающем воспоминании, что со временем формирует привычку к автоматическому переходу сознания к нейтральным или положительным эмоциям в обход травмирующего опыта в случае появления триггера.

Дополнительные методы


Физическая активность, в том числе спорт (если не имеется медицинских противопоказаний), помогает пациенту отвлечься от негативных переживаний, восстановить самоуважение и чувство контроля. Практика боевых искусств (например, айкидо, джиу-джитсу, тхэквондо) и командные виды спорта с участием в соревнованиях помогают выразить гнев в приемлемой форме.

3. Прочитайте следующие примеры. Опишите кратко сходные во всех случаях характеристики детей, их жизненных обстоятельств, которые по вашему мнению могли способствовать возникновению симптомов бронхиальной астмы.

-регрессивно проявляющаяся тоска по материнской любви и стремлением к возврату во внутриутробное состояние, когда дыхание просто не было нужным.

-родители контролировали и подавляли инициативу своих детей, блокировали несанкционированные или эмоциональные проявления у детей.

-тревожная коммуникация между матерью и ребенком.

-материнская гиперопека с отстранением отца порождает симбиотическую связь, препятствуя необходимому для развития ребенка процессу отделения и индивидуализации.

-личностные особенности матери

-неприятие ребенка - ребенок не оправдал ожиданий, с ним нелегко, он отнимает все время и препятствует реализации жизненных планов, отсюда неудовлетворенность ребенком

Определите, в каких случаях большее влияние имели следующие психогенные факторы:

– личностные особенности ребенка;

– семейные факторы, особенности воспитания;

– психотравмирующие события.

Яна Л., 9 лет. Жалобы на легкие приступы удушья, повторяющиеся каждую ночь и редкие (более тяжелые) дневные. Мать — спокойная, сдержанная. Отец — страдает язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки, раздражителен, настойчив. У бабушки со стороны матери — лейкоз. Девочка от первой беременности. Роды преждевременные (на 8-м ме­сяце). На грудном вскармливании была до трех месяцев. Первые месяцы была беспокой­ной. Развивалась без отклонений от нормы. В 2,5 года стала часто болеть острыми рес­пираторными заболеваниями, астматическим бронхитом. В 3 года поставлен диагноз бронхиальной астмы. Выявлена чувствительность больной (обнаружены аллергены) к мик­робам (стрептококкам, стафилококкам), домашней пыли, шерсти кошек. В это время у девочки было инфекционное заболевание мочевыводящих путей. Проведена гипосенсибилизация (снижение чувствительности) к домашней пыли. Санаторное, медикаментозное лечение и иглорефлексотерапия приводили лишь к временному улучшению. Переезд в сельскую местность также не дал эффекта. Девочка воспитывалась дома до 2,5 лет. Попытка отдать ее в ясли раньше окончилась неудачно. Каждый раз, когда девочку отво­дили в детское учреждение, она заболевала вирусными инфекционными болезнями. В до­школьном возрасте была общительной, нерешительной, раздражительной. В школе успе­вала удовлетворительно. Однако во втором классе изменилась: стала вспыльчивой, недоверчивой,
менее общительной, упрямой, сосредоточенной на своих интересах, стре­мящейся показать себя с лучшей стороны. Психологические исследования обнаружили замкнутость, обидчивость, отсутствие интуи­ции в межличностном общении, демонстративность в поведении (стремление казаться лучше, чем есть), эмоциональную незрелость (неразвитость нравственных чувств), завы­шенную оценку своей личности, отсутствие серьезных привязанностей к родителям и младшей трехлетней сестре. Девочка мечтает иметь собаку и не болеть. Выявлены труд­ности во взаимоотношениях с родителями. Девочка радовалась своему поступлению в больницу, так как считала, что там она поправится.

семейные факторы, особенности воспитания + личностные особенности ребенка

Паша Ж., 6 лет. Жалобы на одышку, кашель и редкие приступы удушья. Боялся остаться один, пугался телевизионных фильмов, непослушен, беспокоен. Наследственность отяго­щена туберкулезом легких у отца. Мальчик от второй беременности, во время которой мать перенесла грипп. В первые 2 недели после рождения перенес стафилококковый энтероколит. С четырех месяцев неоднократные воспаления легких. Однажды на высоте температуры развились судорожные явления. С двух лет появились повторные бронхиты. В 3 года вскоре после рождения брата появились приступы удушья. Была диагностирова­на бронхиальная астма. Мальчик посещает детский сад. В поведении очень нервен, непо­седлив, агрессивен, любит делать другим больно. Увлекается рисованием, лепкой. Семья благополучная. За несколько лет до рождения Паши, ребенок, родившийся от первой беременности, умер на третьи сутки.

психотравмирующие события + семейные факторы, особенности воспитания

Денис Ш., 12 лет, от четвертой беременности, протекавшей на фоне серьезных пережива­ний и обострения кишечного заболевания тридцатилетней матери. Родители хотели де­вочку, так как в семье уже был сын. В возрасте 20 дней Денис перенес крапивницу. В 3 и 4,5 месяца после прививок возникали аллергические реакции с повышением температуры тела до 39 °С в течение нескольких дней. До 5 лет был беспокойным, ночью кричал до получаса и более. В 1,5 года помещен в ясли, перенес это плохо — много плакал, стал болеть. В этом же возрасте перенес острый бронхит, осложнившийся бронхиальной аст­мой. Привык к детскому учреждению лишь к 4 годам. До школы был капризным, упрямым и своевольным. В семье доминирует мать, мальчика подвергают мелочной опеке. Он обязательный, с чувством большой ответственности. Настроение чаще ровное, авторите­тен среди детей. Успевает хорошо, имеет увлечения. При эмоциональном возбуждении усиливается почти постоянно существующий кашель. При увлекательном занятии кашель успокаивается. Психологическое исследование показало, что мальчик мягкий, чувствительный, изнежен­ный и зависимый. Он нуждается в поддержке. Его отличает неуверенность, высокая тре­вожность, боязливость, критическое отношение к себе, склонность к появлению чувства вины. Мальчик хотел бы иметь больший контакт с отцом и желал бы, чтобы мать была менее строгой, боится одиночества, страшится стать инвалидом или попасть под машину, быть укушенным змеей. Анализ рисунка семьи,