Файл: Меры административнопроцессуального обеспечения и меры административной ответственности, применяемые сотрудниками полиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Меры административно-процессуального обеспечения и меры административной ответственности, применяемые сотрудниками полиции

Меры административно-процессуального обеспечения, являясь разновидностью мер административного принуждения, применяются полицией в целях обнаружения правонарушений, установления личности нарушителей, обнаружения доказательств и создания иных условий для объективного, всестороннего и полного рассмотрения дел о правонарушениях, а также исполнения вынесенного по делу решения.

Достижение вышеуказанных целей административно-процессуального принуждения осуществляется посредством реализации мер процессуального обеспечения различных функций. С учетом характера этих функций меры административно-процессуального обеспечения могут быть сведены в три основные группы:

1) меры, обеспечивающие участие обязанных лиц в производстве по делу;

2) меры, направленные на получение доказательств;

3) меры, обеспечивающие исполнение вынесенного по делу решения (постановления).

1. Меры, обеспечивающие участие обязанных лиц в производстве по делу об административном правонарушении:

доставление (ст. 27.2 КоАП РФ);

административное задержание (ст. ст. 27.3-27.5 КоАП РФ);

привод (ст. 27.15 КоАП РФ);

В соответствии со ст. 27.2. КоАП РФ под доставлением понимается принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

Общей целью доставления как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении является и пресечение административного правонарушения, и установление личности нарушителя. Частной целью доставления, связанной с составлением протокола об административном правонарушении, является также сбор и оценка доказательств по делу об административном правонарушении.

Применение доставления предполагает обязательное последующее составление соответствующим должностным лицом протокола о доставлении и возбуждение с этого момента дела об административном правонарушении (п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ). В связи с этим доставление физического лица не может быть осуществлено без наличия поводов к возбуждению дела об административном правонарушении (ст. 28.1 КоАП).


Доставленные в полицию лица, могут быть подвергнуты административному задержанию.
Согласно ст. 27.3 КоАП РФ административное задержание – это кратковременное ограничение свободы физического лица. Административное задержание оформляется протоколом. По просьбе задержанного о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются его родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. О задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или законные представители.

Срок административного задержания не может превышать трех часов. Его исчисление начинается с момента доставления нарушителя для составления протокола об административном правонарушении, а если нарушитель находится в состоянии опьянения – со времени его вытрезвления. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Согласно ч. 2 ст. 27.3 КоАП РФ перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с ч. 1 данной статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Соответствующим актом является Приказ МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию».

Привод (ст. 27.15 КоАП РФ), являющийся одной из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, представляет собой принудительное препровождение физического лица к месту рассмотрения дела в целях обеспечения его своевременного и правильного рассмотрения. Применяется к следующим участникам производства по делам об административных правонарушениях: физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, законному представителю несовершеннолетнего лица, привлекаемого к ответственности, а также свидетелю.

На основании определения, вынесенного судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, привод осуществляется органами внутренних дел (полицией)[21].

2. Для сбора доказательств по делу об административном правонарушении применяются:


личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП РФ);

осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП РФ);

досмотр транспортного средства (ст. 27.9 КоАП РФ);

изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП РФ);

направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ч. 2 ст. 27.12 КоАП РФ);

арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 КоАП РФ).

При применении подавляющего большинства перечисленных мер обязательно присутствие двух понятых.

3. К принудительным мерам, обеспечивающим исполнение вынесенного по делу решения, применяемым полицией в рамках производства по делу об административном правонарушении, относятся следующие установленные главой 32 КоАП РФ меры, обеспечивающие исполнение отдельных видов административных наказаний:

- исполнение постановления в виде предупреждения (ст. 32.1. КоАП);

- исполнение постановления судьи о конфискации оружия и боевых припасов (ч. 1 ст. 32.4 КоАП РФ);

- исполнение постановления судьи о лишении права управления транспортным средством (ч. 1 ст. 32.5 КоАП РФ);

- исполнение постановления судьи о лишении права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему (ч. 6 ст. 32.5);

- исполнение постановления судьи об административном аресте (ч. 1-4 ст. 32.8 КоАП РФ).

Меры административной ответственности– это закрепленные в КоАП административные наказания (ст. 3.2. КоАП), назначаемые уполномоченными органами или должностными лицами физическим, должностным или юридическим лицам за совершение административных правонарушений.

Полицией применяются наказания в виде предупреждения и административного штрафа.

Сотрудники полиции назначают и исполняют административное наказание в виде предупреждения по многим делам об административных правонарушениях (см., например: ч. 1 ст. 12.2, ч. 1, 2, 3 ст. 12.3 КоАП РФ).

Наиболее часто (по сравнению с предупреждением) сотрудники полиции назначают административное наказание в виде административного штрафа.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен физическим или юридическим лицом, на которое он наложен, не позднее 60-ти дней со дня вступления в силу постановления либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки исполнения постановления.

Сумма наложенного административного штрафа вносится или переводится указанным лицом в кредитную организацию.


При отсутствии самостоятельного заработка несовершеннолетнего должника наложенный на него административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ч. 2 ст. 32.2 КоАП РФ).

В заключение необходимо отметить, что рассмотренные меры административного принуждения, применяемые полицией, одинаковые по названию (например, изъятие предметов, средств и веществ, личный досмотр, досмотр вещей и товаров и др.), учитывая целевое назначение и основания их применения, могут входить в состав разных групп
Например, досмотр граждан, находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, проводимые, например, при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической операции и при выходе (выезде) из указанной зоны[22], либо личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств, применяемые в условиях чрезвычайного положения[23], относятся к числу принудительных мер административного предупреждения. При этом досмотр автотранспортного средства, проводимый в связи с совершением дорожно-транспортного происшествия, является мерой административно-процессуального обеспечения.