ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.11.2021
Просмотров: 387
Скачиваний: 1
ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
1. Тема: Рефлекторная деятельность ЦНС. Спинномозговые рефлексы. Время рефлекса. Основные безусловные рефлексы у новорожденных детей (педиатрический факультет
2. Актуальность темы. Объем функций, осуществляемых спинным мозгом, чрезвычайно велик. В нем находятся центры большинства двигательных рефлексов, знание которых врачам любого профиля для понимания патогенеза различных заболеваний, и их диагностики.
3. Цель занятия.
Студент должен знать:
-
Строение и виды нейронов.
2. Что такое рефлекс, его анатомическую основу- рефлекторную дугу, рефлекторное кольцо.
-
Классификацию рефлексов.
-
Межнейрональные синапсы, их виды и строение.
-
Спинномозговые рефлексы человека (локтевые, коленный, ахиллов ).
-
Экстероцептивные рефлексы лягушки.
Студент должен уметь
-
Получать проприоцептивные рефлексы у человека (коленный, локтевые, ахиллов).
-
Получать спинномозговые рефлексы у лягушки ( сгибания и разгибания, удаления от раздражителя, удаление раздражителя ).
-
Наблюдать за осуществлением экстероцептивных рефлексов у лягушки при разрушении отдельных звеньев рефлекторной дуги.
-
Определять время рефлекса по Тюрку.
-
Вопросы для самоподготовки:
-
Строение и виды нейронов.
-
Рефлекс, рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо.
-
Классификация рефлексов
-
Межнейрональные синапсы, их виды и строение.
-
Спинномозговые рефлексы человека: коленный, локтевые, ахиллов, локализация их центров.
-
Информационно-дидактический блок.
Аннотация и методика проведения лабораторных работ.
Работа № 1. Спинномозговые проприоцептивные рефлексы человека.
Определение сухожильных проприоцептивных рефлексов у человека широко применяют в неврологической практике. При получении рефлексов необходимо добиваться от испытуемого возможно более полного расслабления конечностей. Удары молоточком следует наносить с одинаковой силой. При оценке результатов необходимо обращать внимание на выраженность рефлексов и их симметричность. Поэтому исследовать одни и те же рефлексы надо справа и слева и сразу проводить их сравнение. Выраженность рефлексов у здоровых людей может индивидуально колебаться. Симметричное положение или оживление рефлексов при полной сохранности мышечной силы можно расценивать как норму. Наблюдаются следующие изменения рефлексов:
Понижение или утрата при повреждении рефлекторной дуги, повышение или извращение при поражении пирамидной системы.
Проведение работы.
а/ Коленный рефлекс. Испытуемого просят сесть на стул и закинуть ногу на ногу, расслабив при этом мышцы ног. Неврологическим молоточком производят легкий отрывистый удар по сухожилию четырехглавой мышцы бедра ниже коленной чашечки и наблюдают разгибание в коленном суставе. Рефлекторная дуга замыкается в нейронах третьего-четвертого поясничных сегментов спинного мозга.
Рисунок 1. Коленный рефлекс
б/ Ахиллов рефлекс. Испытуемого просят встать на стул на колени так, чтобы стопы свободно свисали. Молоточком производят отрывистый легкий удар по ахиллову сухожилию сначала одной, а затем второй ноги и наблюдают подошвенное сгибание стопы. Рефлекторная дуга замыкается на уровне 1-2 крестцового сегмента спинного мозга.
Рисунок 2. Ахиллов рефлекс
в/ Локтевые рефлексы. Экспериментатор берет руку испытуемого за кисть и просит полностью расслабить мышцы руки, слегка согнутой в локтевом суставе. Производят удар по сухожилию трехглавой мышцы плеча выше локтевого сустава и наблюдают разгибание в локтевом суставе (локтевой разгибательный рефлекс). При ударе по сухожилию двуглавой мышцы плеча в локтевом сгибе происходит сгибание (сгибательный рефлекс). Рефлекторная дуга замыкается в нейронах четвертого-пятого шейного сегмента спинного мозга.
Рисунок 3. Локтевой рефлекс сгибания.
Рисунок 3. Локтевой рефлекс разгибания.
Работа № 2. Спинномозговые экстероцептивные рефлексы лягушки.
Спинномозговые рефлексы – это рефлексы, рефлекторная дуга которых замыкается в центрах спинного мозга. Экстероцептивные рефлексы - это рефлексы рецепторы, которых находятся в коже.
Проведение работы. Удаляют головной мозг лягушки, отрезают верхнюю челюсть сразу же за глазами (спинной мозг не разрушают). Такое животное называют спинальным. Подвешивают лягушку за нижнюю челюсть в штативе. Работу начинают проводить не ранее, чем через 5 минут после декапитации, так как в результате удаления головного мозга наступает спинальный шок. Производя различные раздражения, наблюдают экстероцептивные рефлексы.
а/ Рефлекс сгибания и разгибания. Включают электростимулятор в сеть переменного тока 220 в. Подносят электроды к коже подошвенной поверхности стопы и, изменяя амплитуду тока, при постоянной частоте 1 Гц находят порог возбуждения. При этом наблюдают сгибание пальцев стопы (рефлекс сгибания). Этим же током раздражают кожу тыла стопы и отмечают разгибание пальцев (рефлекс разгибания).
б/ Рефлекс удаления раздражителя. Кусочек фильтровальной бумаги смачивают 3% раствором серной кислоты и накладывают на кожу бедра. Лягушка смахивают ее задней лапой той же стороны, куда приложена бумажка.
в/ Рефлекс удаления от раздражителя. Опыт проводят на той же лягушке. Опускают обе лапки в 0,3% раствор серной кислоты до коленного сустава. Лягушка сгибает лапки и удаляет их из раствора. После действия химического раздражителя погрузить лапки в сосуд с водой и смыть с поверхности кожи остатки кислоты.
А Б
В
Рисунок 4. Спинномозговые экстероцептивные рефлексы лягушки:
А- Рефлекс сгибания и разгибания.
Б- Рефлекс удаления раздражителя.
В- Рефлекс удаления от раздражителя.
Работа №3. Анализ рефлекторной дуги защитных двигательных спинномозговых рефлексов.
Осуществление рефлексов возможно лишь при целостности всех звеньев рефлекторной дуги. Выключение любого ее звена ведет, к исчезновению рефлекса. Путем последовательного выключения отдельных звеньев возможен анализ функционального значения каждого звена из них в осуществлении рефлекса.
Проведение работы: У спинальной лягушки, прикрепленной к штативу за нижнюю челюсть, ножницами снимают участок кожи бедра т. е удаляют рецепторы. На это место помещают кусочек фильтровальной бумажки, смоченной 3% раствором серной кислоты. Рефлекс удаления раздражителя не осуществляется. Делают продольный разрез кожи на задней поверхности бедра, раздвигают тупым путем полусухожильную и полумембранную мышцы и находят седалищный нерв. Перерезают его ножницами или накладывают вокруг него ватный тампон, смоченный новокаином. Затем погружают эту лапку в 0,3% раствор серной кислоты. Рефлекс удаления от раздражителя не осуществляется, так как нарушается целостность афферентных и эфферентных путей рефлекторной дуги. Препаровальную иглу вводят в спинномозговой канал и разрушают спинной мозг. Погрузив конечность, где сохранены рецепторы и нервные волокна рефлекторной дуги, в 0,3% серной кислоты отмечают полное отсутствие рефлексов.
Работа № 4. Определения времени рефлекса по Тюрку.
Время рефлекса – это время от начала раздражения рецептора до появления ответной реакции эффектора. Складывается оно из латентного периода рецептора, времени прохождения возбуждения по афферентному пути, собственного времени рефлекса, времени прохождения импульса по эфферентному пути и латентного периода эффектора. Время рефлекса зависит главным образом от продолжительности собственного времени рефлекса и силы раздражителя.
Проведение работы. Готовят спинальную лягушку и закрепляют ее в штативе за нижнюю челюсть. Погружают задние лапки лягушки в 0,1% раствор серной кислоты, отмечают время от момента погружения лапок до начала рефлекса удаления от раздражителя. Смывают с кожи остатки кислоты, погружая лапки в сосуд с водой. Повторяют опыт с 0,3% , а затем и с 0,5% раствором серной кислоты. Время рефлекса в каждой предлагаемой концентрации серной кислоты определяют троекратно. Затем вычисляют среднюю величину трех измерений. Сравнивают данные и делают вывод о зависимости времени рефлекса от силы раздражения.
Рисунок 5. Определение времени рефлекса по Тюрку.
-
Содержание занятия.
Студенты самостоятельно выполняют:
-
Спинномозговые экстероцептивные рефлексы лягушки (сгибания и разгибания, потирания, удаления от раздражителя).
-
Анализ рефлекторной дуги двигательных спинномозговых рефлексов лягушки.
-
Определение времени рефлекса по Тюрку.
7. Работа совместно с преподавателем.
- Под руководством преподавателя студенты проводят спинномозговые проприоцептивные рефлексы у человека (локтевые, коленный, ахиллов).
- Контроль исходного уровня знания студентов проводится устно по вопросам для самоподготовки.
- Контроль заключительного уровня знания студентов проводится по тестам и ситуационным задачам.
1. Тема: Нервные центры и их физиологические свойства. Торможение в ЦНС. Координационная деятельность ЦНС. Особенности процессов возбуждения и торможения у детей
(педиатрический факультет).
2. Актуальность темы.
Интегративная деятельность ЦНС сводится к соподчинению и объединению всех функциональных элементов организма в целостную систему, обладающую определенной направленностью действия. В осуществлении интегративной функции принимают участие различные уровни организации ЦНС. Координационная деятельность нейронов и слагаемых из них нервных элементарных сетей обусловлена спецификой морфологических отношений в ЦНС. Таким образом, трудно переоценить значение ЦНС в регуляции функций жизненно важных органов и систем, знание которых врачам любого профиля дает возможность понимать патогенез заболеваний, правильно диагностировать и назначать адекватное лечение.
3. Цель занятия.
Студент должен знать:
-
Понятие о нервном центре.
-
Особенности проведения возбуждения в нервных центрах.
-
Торможение в ЦНС. Виды торможения.
-
Механизмы координационной деятельности ЦНС.
Студент должен уметь:
-
Наблюдать иррадиацию возбуждения в ЦНС у лягушки.
-
Наблюдать последовательную и пространственную суммацию.
-
Проводить опыт И. М. Сеченова по центральному торможению.
-
Получать доминанту разгибательного и обнимательного рефлексов у лягушки.
4. Вопросы для самоподготовки.
1. Понятие о нервном центре.
2. Физиологические свойства нервных центров
-
Торможение в ЦНС, виды.
-
Механизм координационной деятельности ЦНС.
-
Информационно- дидактический блок.
Аннотация и методика проведения лабораторных работ.
Работа № 1. Центральное торможение спинномозговых рефлексов. Опыт И. М. Сеченова.
Основные процессы ЦНС – это процесс возбуждения и торможения. Явления центрального торможения было открыто в 1863г. И. М. Сеченовым, удлинения времени спинномозговых рефлексов у лягушки при раздражении структур среднего мозга.
Проведение работы. Отрезают верхнюю челюсть лягушки сразу же за глазами. При этом разрез проходит прямо через зрительные бугры. Подвешивают лягушку в штатив за нижнюю челюсть. Определяют время рефлекса по Тюрку 0,3% растворе серной кислоты. Осушив место разреза, с помощью пинцета накладывают на него кристаллы хлорида натрия и через 15 секунд определяют время рефлекса. Время рефлекса заметно удлиняется. Если торможение выражено недостаточно, определение времени рефлекса повторяют через 45 секунд. Затем кристаллики хлорида натрия снимают с поверхности мозга, и срез промывают физиологическим раствором, спустя 2 минуты снова определяют время рефлекса.
Работа № 2. Иррадиация возбуждения по спинному мозгу.
Иррадиация – это распространение возбуждения с центра первоначально возникшего возбуждения на ближе лежащие нервные центры. Степень иррадиации находится прямой зависимости от силы раздражения.
Проведение работы. Готовят спинальную лягушку и подвешивают ее в штативе за нижнюю челюсть. Прикладывают электроды к подошвенной поверхности стопы и находят порог возбуждения при частоте 1 Гц. Отмечают сгибание пальцев стопы. При увеличении силы тока происходит сгибание в голеностопном суставе. Дальнейшее усиление силы тока вызывают последующие сгибания в коленном и тазобедренном суставах. Затем наступает общая двигательная реакция и в результате иррадиации в возбуждение вовлекается большее число центральных нейронов.
Работа № 3. Получение последовательной и пространственной суммации.
Взаимодействие рефлексов может проявляться во взаимном облегчении. Это явление носит название суммации, т.е. способности нервных центров суммировать приходящие к ним импульсы. Впервые суммация была открыта И. М. Сеченовым. Различают последовательную и пространственную суммации.
Проведение работы.
1) Последовательная суммация. Готовят спинальную лягушку и подвешивают ее в штативе за нижнюю челюсть. Электроды стимулятора прикладывают к коже голени. Включают стимулятор и при частоте 1 Гц, изменяя амплитуду подаваемого напряжения, отмечают, что при подпороговом раздражении одиночными стимулами (1 Гц) рефлекса сгибания не происходит. Если увеличить частоту раздражения (10-15 Гц), не изменяя амплитуды, то возникает рефлекс сгибания лапки в результате суммации.
2) Пространственная суммация. Опыт проводят на той же лягушке. Одну пару электродов прикладывают к коже в области коленного сустава, другую – в области голеностопного. Включают электростимулятор и находят пороговую силу тока, вызывающую рефлекторное сгибание лапки, раздражая раздельно каждой паре электродов при частоте 1 Гц. Затем уменьшают пороговую силу раздражения и отмечают, что подпороговая сила тока пи раздельном раздражении с каждой пары электродов не вызывают рефлекторной реакции. При одновременном нанесении раздражения двумя парами электродов происходит сгибание.
А Б
Рисунок 7. Получение последовательной и пространственной суммации.
Работа № 4. Получение доминантного возбуждения центра разгибательного рефлекса и центра охватывательного рефлекса у лягушки.
Доминантный очаг в ЦНС может возникать под влиянием различных факторов, под влиянием гормональных воздействий. В частности в период спаривания половые гормоны повышают возбудимость моторных центров шейного утолщения спинного мозга амфибий и любое раздражение кожи начинает вызывать вместо обычного рефлекса усиление тонического обнимательного рефлекса.