Файл: Основные факторы и прогнозирование совокупного спроса в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 510

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ И.Т. ТРУБИЛИНА»

Экономический факультет
Кафедра экономической теории


Курсовая работа

на тему: Основные факторы и прогнозирование совокупного спроса в России


Выполнила:

обучающаяся группы ЭБ2234 Дошоян К.Э

Проверила:

к.э.н., доцент Мамий С.А..


Краснодар 2023

Содержание

Введение

3

1

Теоретические аспекты совокупного спроса и его составляющих

5




1.1

Сущность совокупного спроса и его субъекты

5




1.2

Структура совокупного спроса

7




1.3

Ценовые и неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос

11

2

Специфика формирования совокупного спроса в России

13




2.1

Макроэкономические модели совокупного спроса и особенности их применения в России

13




2.2

Влияние властей на совокупный спрос инновационной продукции

22




2.3

Прогнозирование совокупного спроса и факторов, влияющих на него

28

3

Перспективные направления и проблемы стимулирования совокупного спроса в России

34




3.1

Стимулирование совокупного спроса в экономике России

34




3.2

Проблемы стимулирования совокупного спроса в экономике России


44




3.3

Индивидуальное творческое задание

50

Заключение

51

Список литературы

53


Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что основной целью любого современного общества, в том числе и российского, является экономический рост, что предполагает увеличение, как объемов производства материальных благ, так и улучшение их качества, то есть обеспечение более высокого уровня жизни. Рост потребительского спроса, также означающий увеличение благосостояния населения, является стимулом для увеличения объемов производства. Таким образом, ключевым фактором, оказывающим влияние на экономический рост, является спрос.

Потребители, исходя из своих развивающихся потребностей, активно воздействуют на производство, стимулируя его развитие. Изменение структуры потребительского спроса отражает особенности эволюции потребностей общества и служит ориентиром для развития производства, предопределяя структурные преобразования в экономике страны. Следовательно, изучение спроса сейчас становится первоочередной задачей.

Производство и предложение в рыночной экономике так или иначе подчиняются закономерностям и специфическим особенностям формирования покупательского спроса. Потребности населения растут и изменяются, поэтому производитель должен отслеживать динамику спроса и подстраиваться под изменения, чтобы работать в правильном направлении, ведь нужно производить только те блага, которые будут востребованы потребителями и в определенном количестве. А знание факторов, влияющих на спрос, позволит ему удовлетворять как можно больше потребностей людей. Из этого следует, что постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения предопределяет успешность производства.

Таким образом, учитывая, что спрос стимулирует экономический рост и, в то же время, выступает индикатором, отражающим уровень жизни 4 населения, представляется весьма актуальным изучение современного спроса в России и факторов, влияющих на его формирование.

Цель настоящей работы - раскрыть экономическое содержание категории «спрос» и выявить особенности спроса в Российской Федерации.

Исходя из цели, можно обозначить задачи курсовой работы:

– дать теоретическое обоснование спроса, рассмотреть его виды;

– рассмотреть механизм рыночного спроса;

– определить факторы, влияющие на спрос в РФ;

– рассмотреть действие закона спроса в РФ.

Объектом исследования является спрос как основной элемент рынка.

Предмет исследования – функционирование спроса на рынке.



Теоретическая база исследования – основные теоретические подходы, школы и концепции, раскрывающие сущность спроса и экономическое содержание.

Методологической базой исследования послужили выработанные экономической наукой методы и приемы научного исследования: общенаучные – историко-логический метод, метод научных абстракций, анализ и синтез; и частные – статистический метод, наблюдений и сбора фактов.

Информационной базой исследования явились труды выдающихся ученых-экономистов, таких как А. Смит, А. Маршалл, Д. Кейнс, Т. Р. Мальтус, А. О. Курно, Т. Б. Веблен и другие


1 Совокупный спрос и его составляющие


    1. Сущность совокупного спроса и его субъекты


  В микроэкономике мы рассматриваем спрос и предложение на отдельные продукты и услуги, другими словами, индивидуальный спрос.

Модель спроса и предложения для одного продукта полезна для осознания различия в стоимости и объеме между продуктами и услугами. Тем не менее это оставляет без ответа принципиальные вопросы:

— Почему стоимости увеличивается и падают?

— От чего зависит настоящий размер национального производства?

— Почему национальный размер производства в определенные периоды времени снижается и возрастает?

Чтобы ответить на данные вопросы, нужно объединить (агрегировать) все отдельные рынки страны в единый рынок. Следовательно, нужно объединить тысячи единичных цен на промышленные и продовольственные продукты (на масло, парфюмерию, компьютеры, зерно, картофель и т.п.) в единую совокупную стоимость, именуемую уровнем цен, а кроме того собрать количество единичных продуктов. и услуги в одно целое, которое именуется объемом национального производства, либо просто национальным производством, отдельными продуктами и услугами (хлеб, холодильники, телевизоры и т.п.). Данный процесс объединения единичных цен, продуктов и услуг именуется агрегированием, а приобретенные итоги — уровень цен и размер национального производства — считаются агрегированными [1, с.132].

Начнем с совокупного спроса. Совокупный спрос имеет две формы: натурально-материальный и стоимостной.

Естественно-материальная форма совокупного спроса характеризует необходимость в товарах и услугах. Его система может быть показана: во-первых, отдельными видами продуктов и услуг непроизводственного потребления, удовлетворяющими личные и остальные непроизводственные потребности; во-вторых, совокупность всех средств производства и производственных услуг (исследования и разработки, нацеленные на улучшение технологий; информация, обслуживающая производство; связь и т.п.).


Совокупный спрос в стоимостном выражении — это сумма всех издержек на конечные продукты и услуги, производимые в экономике. Он характеризует связь между объемом совокупного выпуска, спрос на который представляют экономические агенты: население, фирмы и государство, и общим уровнем цен в экономике.

В структуре совокупного спроса можно подчеркнуть 4 макроэкономических субъекта, воздействующих на размер спроса:

1) совокупный спрос домашних хозяйств — потребительский спрос (В);

2) спрос компаний на инвестиции (I);

3) спрос на продукты и услуги со стороны государства (G);

4) чистый экспорт (Xn) — соотношение экспорта и импорта.

Чтобы описать размер совокупного спроса, нужно описать размер спроса для каждого из этих субъектов.

Потребительский спрос преобладает на рынке продуктов. На его часть приходится более половины конечного совокупного спроса.

Потребительский спрос либо затраты изменяются медленно, относительно стабильно. Остальные составляющие совокупного спроса более динамичны, к примеру, инвестиционный спрос, их изменение вызывает колебания экономической активности. Из структуры совокупного спроса выделяют формулу 1.1[4, с.56]:  
AD = C + I + G + Xn,                       (1)
В правой части она содержит те же слагаемые, что и формула основного макроэкономического тождества (ВНП по расходам). Их отличие заключается в том, что AD – это расходы, которые намерены сделать хозяйствующие субъекты, а не фактические расходы, которые уже сделаны в течение года.

Таким образом, совокупный спрос – это сумма всех индивидуальных спросов на отдельные товары и услуги, представленные на рынке, или реальный объем национального производства, который готовы купить потребители при любом уровне цен. Он в отличие от индивидуального спроса является более сложной категорией. Далее перейдем к рассмотрению факторов, которые влияют на совокупный спрос в экономике.



    1. Структура совокупного спроса


Рассмотрим факторы, обуславливающие сдвиги кривой совокупного спроса, более подробно. Изменение денежной массы в экономике и скорости обращения денег отражается на расходах. Это могут быть или расходы частных потребителей – домашних хозяйств (С), или валовое накопление – инвестиционные расходы фирм (I), или расходы органов государственного управления (G), или расходы иностранцев – чистый экспорт (Xn). С этой точки зрения совокупный спрос задается уравнением:

AD = C + I + G + Xn (2)
Таким образом, повышение любого из этих компонентов совокупного спроса при данном уровне цен увеличивает совокупный спрос, и кривая AD сдвигается вправо. И наоборот (рис. 1):

 


Рисунок 1 - Сдвиги кривой совокупного спроса

 

Кривую совокупного спроса можно вывести из уравнения количественной теории денег (Фишера) :
MV=PY (3)

где M – денежная масса в экономике,

V – число оборотов каждой денежной единицы в течение данного времени,

P – уровень цен в экономике,

Y – реальный ВВП.

Переписав данное уравнение, получаем:
Y=MVP (4)
Это и есть уравнение совокупного спроса. Из него видно, что чем выше уровень цен, тем при заданных величинах M и V, тем меньше количество товаров и услуг, на которые предъявляется спрос. Логически это можно объяснить так: при повышении уровня цен для каждой сделки требуется больше денег; если же денежная масса постоянна, число сделок сократится, т.е. упадет количество приобретаемых товаров и услуг.

Рассмотрим теперь, какие факторы обуславливают изменения этих четырех составляющих совокупного спроса.

Потребительский спрос домашних хозяйств (C) зависит, главным образом, от:

а) доходов потребителей;

б) ожиданий потребителей;

в) налогов;

г) процентной ставки.

Очевидно, что рост доходов повышает потребительский спрос, а повышение налогов его снижает. Что касается ожиданий, то они могут быть различными. Ожидания повышения цен ведут к тому, что потребители сегодня начинают тратить больше, т.е. совокупный спрос возрастает. Напротив, если потребители ожидают падения своих доходов вследствие экономического спада и роста безработицы, они увеличивают свои сбережения, сокращая текущие расходы. Что касается процентной ставки, то она влияет на потребительский спрос, поскольку часть покупок домашние хозяйства осуществляют в кредит. При снижении процентной ставки потребительский кредит становится более доступным, что стимулирует покупки. И наоборот.

Инвестиции фирм (I) осуществляются, во-первых, для возмещения потребленного капитала, а во-вторых, для его увеличения. Соответственно различают валовые и чистые инвестиции. Чистые инвестиции (IN) получаются путем вычитания амортизационных отчислений (А) из валовых инвестиций (I):